Обмен опытом : «Игровые приемы в подготовке детей к обучению грамоте »
Игровые приемы в подготовке
детей к обучению грамоте
Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения.
По данным исследования Спировой Л. Ф., дошколята часто этой готовностью не обладает. Дети данной допускают ошибки при выделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяют гласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Дети при обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают, допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей так же пестрит ошибками: это замены и пропуски букв, слогов.
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, которой дети овладевают только в процессе специально организованной работы.
При подготовке к обучению грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «Гласный звук», «Согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «Буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.
ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА…
Как показывают исследования, использования игровых приемов может почти на 50 % улучшить результаты образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всей непрерывной образовательной деятельности даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Использование игровых методов и приемов позволяет решить несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
При подготовке к обучению грамоте учитывать следующие особенности:
- Работа проводится на материале правильно произносимых детьми звуков.
- Устные упражнения в анализе звукового состава слова предваряют упражнения с буквами.
- В процессе работы над звукопроизношением идет закрепление звукобуквенных связей.
- Раздвигаются во времени знакомство со звуками и буквами, близкими по артикуляторным и акустическим признакам.
все игровые приемы можно разделить на несколько групп:
1. Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух.
2. Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Деятельность -путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы НОД. Деятельность такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения.
3.Использование наглядного занимательного материала: на этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособие Звуковые замки, Звуковички. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее значение имеют дидактические игры, это связано, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное воспитателем задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу подготовки к обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Таким образом, в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников к усвоению грамоты, рассмотрим материал по использованию игровых приемов в 2 направлениях:
* Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
* Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
I направление: Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.
Ударные гласные узнаются значительно лучше, чем безударные. Они выделяются значительно легче из начала слова, чем из конца и середины.
Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. Щелевые легче выделяются из начала слова, а взрывные - из конца.
Исходя из этого последовательность овладения звуковым анализом будет следующая:
Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Анализ звукового ряда из 2 - 3 гласных.
Выделение глухого согласного в конце слова, анализ обратного слога.
Определение гласного после согласного в середине слова.
Выделение первого согласного в слове.
Полный звуковой анализ и синтез 3-х звукового слова типа МАК.
Выделение гласного звука в конце слова.
Полный звуковой анализ двусложного слова.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий. Составление предварительного представление о задании (ориентировочная основа будущего действия),
Освоение действия с предметами, это формирование фонематического анализа с опорой на внешние действия: схемы, пустые клеточки, фишки.
Выполнение действий в плане громкой речи. После освоения действий звукового анализа со схемами, задания выполняются без предметов, но проговаривая слово вслух.
Перенос действий во внутренний план. Проговаривание слова в плане шепотной речи, постепенный переход во внутренний план.
Окончательное становление внутреннего действия.
На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов можно использовать следующие игровые приемы по типу "Услышишь звук - подай сигнал": ИГРАЕМ
«Берегись автомобиля». Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.
«Светофор», «Чуткие ушки». Поднять соответствующий звуку кружок.
«Кораблик в тумане». Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик.
«Горшок каши». Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.
«Поймай комара». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
«Поймай жука». Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
«Поймай звук в ладошки».
«Подними символ».
«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет». Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
Выделение первого и последнего звука в словах.
«Магазин». Заплатить 1 или последним звуком в названии покупки.
«Поймай слово за хвост». «Я начну, а ты закончи». «Звукоед». Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой. …адуга, …акета, …убаха.
Определение места звука в слове.
«Соберем вещи». В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
«Разложи вещи». Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний. Рубашка, сарафан, свитер.
«Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.
«Подбери картинки к схеме». Использование раздаточных карточек.
Звуковой анализ и синтез.
«Живые звуки». Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам». Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
«Позовем звуки домой». Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке». Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Кубик». Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки». называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
«Прочитай» слово по первым звукам картинок». Предложить картинки, определить первый звук в названии - можно составить слово.
«Цепочка звуков». Дети стоят в кругу. Педагог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
«Волшебные часы», «Слово рассыпалось». Называть звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Слоговой анализ.
«Слогоцветик». Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
«Магазин». Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.
«Поезд». Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слого.
«Собираем урожай». В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога.
«Картинки-половинки». Перед ребенком разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая каждую часть, называя количество слогов.
II направление. Анализ предложений.
Работу над предложением следует проводить в два этапа. Сначала дети учатся вычленять предложений из текста и подсчитывать их количество. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.
На этапе анализа предложений: ИГРАЕМ
«Живые слова». Слова изображают дети, встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
«Подружим слова». Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант
«Разбери завал». Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.
«Исправь ошибки Незнайки». Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.
«Подбери предложение к схеме», «Исправь ошибку». Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?
«Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
«Волшебный кубик». На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе подготовки к обучению грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.