Упражнения для развития левого, правого и межполушарного развития
Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов - это кинезиология.
Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Какие бывают виды развивающих действий, на что они направлены? В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц. Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма. Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется. Польза упорядоченного дыхания для мозга детей –
Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить произвольность действий и самоконтроль у ребенка. Дыхательные кинезиологические упражнения для школьников не трудные, но очень полезные. "Задуть свечу" Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все. "Качание головой" Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать. "Дыхание носом" Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать. –
Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить произвольность действий и самоконтроль у ребенка. Дыхательные кинезиологические упражнения для школьников не трудные, но очень полезные. "Задуть свечу" Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все. "Качание головой" Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать. "Дыхание носом" Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
"Глаза и язык" Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям. Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание. "Восьмерка" Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу. "Шагание" На фоне ритмичной музыки, выполнить следующие действия: шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки. Например, когда шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же. "Работа кисти рук" Не все кинезиологические упражнения для дошкольников легкие. Некоторые задания дети не могут выполнить, поэтому работа с кистями рук приходит на помощь воспитателям, логопедам и психологам. К тому же, такие действия развивают мелкую моторику рук, значит, и больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга. Упражнение заключается в том, что ребенок должен положить на стол кулак, потом поставить ладонь ребром, затем положить ладонь на поверхность. Задание отрабатывается руками поочередно, потом одновременно. –
"Лягушка" Ладошки на столе выполняют движения: правая лежит (вниз ладонью), левая сжата в кулак, затем наоборот. При каждой смене положения рук язык движется вправо, влево. Тонус и релаксация Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения. Нормализация тонуса: "Яблоки в саду" Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе. Кинезиологические упражнения для расслабления: "Кулачки" Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз). "Лед и огонь" Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз. Польза, которую приносят кинезиологические упражнения - Читайте подробнее на FB.ru:
196215157988000 Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие. -
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология- это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗЫИМОДЕЙСТВИЯ.
Данные упражнения улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируя работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Дозировка все упражнения повторяются по 10 раз.
1. «Качание головой» Покачаем головой-
неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону.
2. «Массаж ушных раковин» Ушки сильно разотрем,
И погладим и помнем.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть ушки руками.
3. «Кивки» Покиваем головой,
Чтобы был в душе покой.
Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.
4. Упражнения для шеи. Подбородок опусти
И головкой покрути.
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.
Подбородок должен опущен как можно ниже.
Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.
5. «Домик» Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
6. «Ладошки». С силой на ладошку давим.
Сильной стать ее заставим.
Пальцы правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. то же другой рукой.
7. «Ожерелье» Ожерелье мы составим
Маме мы его подарим.
поочередно перебирать пальцами рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д Упражнения выполнять в прямом и обратном порядке.
В начале упражнения выполняются каждой рукой отдельно. затем вместе.
8. «Внимание» Чтоб внимательными быть,
Нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони. большим пальцем правой руки. При нажатии- выдох, при ослаблении — выдох. Тоже с правой рукой.
9. «Поворот» Ты головку поверни.
За спиной что посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
10. «Ладошки» Мы ладошки разотрем,
Силу пальчикам вернем.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.
11. «Потанцуем» Любим все мы танцевать,
Руки ноги поднимать
Поднять невысоко левую ногу, согнуть ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. тоже с правой ногой и левой рукой.
12. «Дерево» Мы растем, растем, растем,
И до неба достаем.
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это – семечко которое постепенно прорастает и превращается в дерево.
Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх.
подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.
13. «Яйцо» Спрячемся от всех забот
Только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в строну, стараясь расслабиться.
14. «Водолазы» Водолазами мы станем,
Жемчуг мы со дна достанем.
Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднимать прямые ноги. руки за голову. держать позу максимально долго. 4 раза
15. «Отдохни» Сам себе ты успокой,
Тихо песенку пропой.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох, Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
1. «Очищение» Нужно правильно дышать,
Чтоб в нутрии все очищать.
Вдох левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю, На вдохе предоставить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.
При выходе «желтая больная» энергия выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла, правую ноздрю).
Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. 3 раза.
2. «Позевай»
Крепко зубки мы потрем.
А потом сладко зевнем
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
3. «Руки» Чтобы ручкам силу дать,
Нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей, затем расслабить руки и встряхнуть.
4. «Запястье» Чтоб сильней была рука,
Разотрем ее слегка.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же, выполнять правой рукой.
5. «Ладонь» На ладонь сильней нажми,
Силу ты в нее вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.
6. «Полет» Мы, как птицы, полетим,
Сверху вниз мы поглядим.
Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками. Разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите. Размахивая крыльями.
7. «Гибкость» Чтоб очень гибким стать.
Нужно ножки нам сгибать.
Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
8. «Успокойся» Себя мы успокоим сами.
Мы постоим с закрытыми глазами.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимая кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления.
Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.
1. «Язычок» Язычок вы покажите,
На него все посмотрите.
Выдвигать язычок вперед-назад.
2. «Язычок» Нужно двигать язычком.
Он оплатит вам добром.
Движения языка в разные стороны.
3. «Язычок» Поиграйте язычком,
Он поможет вам потом.
Свертываем язычок в «трубочку».
4. «Ротик» Чтобы четче говорить.
Рот подвижным должен быть.
Открыть рот и нижней частью делать плавные движения, сначала слева на право, затем наоборот.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ
РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗ.
1. «Глазки» Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазками по кругу по 2-3 секунды. 6 раз
2. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели,
Разотрем их поскорее.
Массировать Верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 1 мин
3. «Глазки» Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазками и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. (из стороны в сторону).
4. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать.
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-3 секунды.
5. «Глазки» Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и все сначала!
Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.
6. «Глазки» Быстро — быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай.
Быстро моргать в течение 1-2 ин.
7. «Глазки» Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.
8. «Глазки» Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.
1. Глубоко мы все подышим.
Сердце мы свое услышим.
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.
2. Глубоко мы все вздохнем
И дыхание прервем.
Вниз закрутим ушки,
Ушки – непослушки.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а».
3. Если медленно подышим.
То весь мир вокруг услышим.
Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, Притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ.
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
В массаже задействованы 7 биологически активных точек с которыми детям удобно работать.
Начало надбровных дуг.
Переносица.
Крылья носа.
Углы нижней челюсти
Мочки ушей
Ладони
Спина (качание спины).
Оптимальное количество круговых движений -16. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся детьми механически, все движения сопровождаются словами.
1-я точка: «В гости к бровкам мы пошли, пальчиками их нашли».
2-я точка: «Пальчиками нашли мосток, по нему мы скок –поскок».
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим».
4-я точка: «Вот мы к шее прикоснулись и пошире улыбнулись».
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть».
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть».
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы сильными нам быть».
Заканчивая точечный массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эта установка для них на весь день.