Разработка урока гражданственности Донбасса для 3 класса на тему Машиностроение Донбасса
РАЗРАБОТКА
ПО ПРЕДМЕТУ “УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ДОНБАССА”
3 класс
Микросфера “Трудом славен человек”
Тема № 9. Машиностроение Донбасса
Плигузова Т.В.
учитель начальных классов
Макеевской общеобразовательной
школы I-III ступеней № 29
Тема : Машиностроение Донбасса.
Цель : продолжить формировать представление о разнообразии профессий,
ознакомить обучающихся с отраслью промышленности – машиностро-
нием, его развитием на Донбассе; развивать познавательные интере-
сы, творческие способности обучающихся, воспитывать трудолюбие,
уважение к людям труда. Оборудование: картинки с изображением машин, презентация на тему “Ма-
шиностроение Донбасса”, карточки для работы в группах .
Ход урока
I.Организационный момент. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. II.Сообщение темы и цели урока. На резиновом ходу. Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? ( Машина)
В жизни нас окружает огромное количество машин, которые являются на-шими помощниками во всех областях. Машина – не только средство пере-движения, но и помощник в быту, в медицине, в сельском хозяйстве, на стройке и многих других отраслях жизнедеятельности человека. Сегодня на уроке мы будем говорить о разнообразных машинах , о том, где их производят и о развитии машиностроения на Донбассе.
III. Изучение нового материала.
1.Отгадывание загадок. Что за чудо-дом с рогами Возит всех под проводами. К остановке подкатил, Двери вежливо открыл – Сесть к окошку захотелось. «Подвези меня, ( троллейбус)” По дорожкам – рельсам мчиться , Приглашает прокатиться. Взялся он за провода . И вперед. Вот это да! «Заходи-ка, не зевай!» – Весело звенит (трамвай).
Ты выбросил мусор. А дальше? Кто знает? Большая машина в твой двор приезжает, Контейнер огромный поднимет – и вот Она его прямо на свалку везет. И в жаркие дни, под дождем и в мороз Приедет за мусором (мусоровоз).
Он легко одной рукой Строит дом для нас с тобой Что за чудо-великан? Скажут все: (подъемный кран).
На педали нажимаю – Быстрый ветер обгоняю. Подо мной два колеса Вытворяют чудеса! Оставляет тонкий след На песке (велосипед).
Дома помощница эта нужна,Маме моей помогает она.Сложность любую -И пятна, и грязьМожет она без проблем устранять.Ну, и, конечно, опрятна, чистаИ в управлении очень проста.Места немного она занимает,Домохозяйку слегка заменяет.Что это?Ну-ка, попробуй ответь,Наверняка, у тебя это есть. (стиральная машина) У нас дома живет он -Мой учитель, почтальон.В нем есть мудрость сотен книг, Иногда он говорит,Доступ дарит в интернет,Без него уж жизни нет.Каждый это понимаетИ везде его узнает.Его можно брать с собой, -Вот такой он наш герой.Ну, подумайте с минуту -Этот славный друг – (компьютер). Дети, мы видим, что машины окружают нас всюду, помогая нам во всем.
2. Рассказ учителя о машиностроении и его истории.
Машиностроение – это отрасль промышленности, занимающаяся производ-ством машин, оборудования, приборов и продукции оборонного значения. Возникновение машиностроения как отрасли промышленности относится к 18 веку, быстрое развитие машиностроение получило в 19 веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы были построены в на-чале 18 века. Какое же бывает машиностроение? Общее и среднее машиностроение – это производство средств транспорта, сельхозмашин, производство оборудования, станкостроение, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Точное машиностроение – это приборостроение, радиотехническое и элект-ронное машиностроение, оптические приборы, компьютеры. Тяжелое машиностроение – это оборудование для горной и металлургиче-ской промышленности.
3. Просмотр презентации на тему “Машиностроение Донбасса”.
Дети, в нашем крае тоже есть предприятия, которые занимаются машино-строением. Мы узнаем о них, просмотрев презентацию.
4.Физкультминутка. Руки кверху поднимаем А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево — вправо поворот. Все, закончили. Ура! На занятия пора! IV. Закрепление нового материала. 1. Работа по карте. Показ на карте городов, в которых распологаются маши-ностроительные предприятия Донбасса. 2. Работа в группах. Распределение машин по отраслям машиностроения.
1-я группа. Трактор, компьютер, самосвал.
2-я группа. Мотоцикл, стиральная машина, комбайн шахтный.
3-я группа. Автобус, вольтметр, дизель.
4-я группа . Подъемный кран, планшет, трамвай.
V. Итог урока.
Что такое машиностроение?
Какие отрасли есть в машиностроении?
Что вы узнали о предприятиях машиностроения Донбасса?
Продукция машиностроения применяется повсеместно в нашей жизни. И от его мощи зависит общий уровень развития экономики и уровень жизни населения. В этой сфере задействовано большое количество профессий: ин-женеры, токари, фрезеровщики, операторы, слесари. Может быть и вы в бу-дущем выберете одну из этих профессий и будете работать на таких пред-приятиях, развивая экономику нашей республики.
__________________________________________________________________________________________________
____________
НН