Программа дополнительного образования Волейбол.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-11 кл.).
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Цель:
Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.
Задачи:
образовательные
-обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактическихдействий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.
Программа рассчитана на возраст 11 – 17лет
Программу предполагается реализовать в течение одного года.Всего 148(185) часа в год
Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
- победы на соревнованиях районного и областного уровня;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
- мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
- сдача контрольных нормативов по ОФП;
- результаты соревнований школьного уровня, районного уровня, матчевых и товарищеских встреч.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» содержится материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» есть упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» содержится материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ Всего:
1 История развития волейбола Общие основы волейбола
1 ч 1 ч
2 Правила игры и методика судейства 2 ч 2 ч
3 Техническая подготовка волейболистов 2 ч 2 ч
4 Физическая подготовка 2 ч 2 ч
5 Методика тренировки волейболистов 2 ч 2 ч
Изучение техники игры в волейбол
Техника нападения:
6 Перемещения 2 ч 2 ч
7 Стойки
2 ч 2 ч
8 Подачи
20 ч 20 ч
9 Передачи
10 ч 10 ч
10 Нападающие удары
10 ч 10 ч
Техника защиты:
11 Перемещения 4 ч 4 ч
12 Прием мяча 6 ч 6 ч
13 Блокирование 6 ч 6 ч
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения:
14 Индивидуальные действия 4 ч 4 ч
15 Групповые действия 6 ч 6 ч
16 Командные действия 6 ч 6 ч
Тактику защиты:
17 Индивидуальные действия 14 ч 14 ч
18 Групповые действия 14 ч 14 ч
19 Командные действия
16 ч 16 ч
20 Игра по правилам с заданием 19 ч 56 ч
Итого: 148ч 185ч
Календарно-тематическое планирование.
№ Темы кол-во часов
гр.№1 гр.№2
1 История развития волейбола. 2 2
2 Стартовые стойки 2 3
3 Техника перемещения в нападении. 2 2
4 Техника перемещения защите. 2 3
5 Обучение технике нижней прямой подачи. 2 2
6 Совершенствование техники нижней прямой подачи. 2 3
7 Закрепление техники нижней боковой подачи. 2 2
8 Совершенствование техники нижней боковой подачи. 2 3
9 Правила игры и методика судейства. 2 2
10 Обучение технике верхней прямой подачи. 2 3
11 Закрепление техники верхней прямой подачи. 2 2
12 Совершенствование техники верхней прямой подачи. 2 3
13 Обучение технике верхней боковой подаче. 2 2
14 Закрепление техники верхней боковой подаче. 2 3
15 Совершенствование техники верхней боковой подаче. 2 2
16 Обучение укороченной подачи 2 3
17 Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. 2 2
18 Обучения технике верхней передачи мяча. 2 3
19 Совершенствование техники верхней передачи мяча. 2 2
20 Обучения технике передач в прыжке. 2 3
21 Закрепление техники передач в прыжке. 2 2
22 Совершенствование техники передач в прыжке. 2 3
23 Обучение технике нижней передачи мяча. 2 2
24 Совершенствование техникинижней передачи мяча. 2 3
25 Обучение технике нападающих ударов. 2 2
26 Закрепление техники нападающих ударов. 2 3
27 Методы и средства технической подготовки. 2 2
28 Совершенствование техники нападающих ударов.2 3
29 Совершенствование техники нападающих ударов. 2 2
30 Совершенствование техники нападающих ударов. 2 3
31 Обучение технике приема мяча с подачи. 2 2
32 Закрепление техники приема мяча с подачи. 2 3
33 Совершенствование техники приема мяча с подачи. 2 2
34 Совершенствование техники приема мяча с подачи. 2 3
35 Ознакомление с техникой игры в волейбол. 2 2
36 Обучение технике приема мяча с падением. 2 3
37 Закрепление техники приема мяча с падением. 2 2
38 Обучение технике блокирования. 2 3
39 Закрепление техники блокирования. 2 2
40 Совершенствование техники блокирования. 2 3
41 Особенности современной техники игры в волейбол. 2 2
42 Обучение индивидуальным действиям в нападении. 2 3
43 Закрепление индивидуальных действий в нападении. 2 2
44 Совершенствование индивидуальных действий в нападении. 2 3
45 Обучение индивидуальным тактическим действиям. 2 2
46 Закрепление индивидуальных тактических действий. 2 3
47 Совершенствование индивидуальных тактических действий. 2 2
48 Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар. 2 3
49 Совершенствование индивидуальных тактических действий при выполнении первых передач на удар. 2 2
50 Физическая подготовка. 2 3
51 Нападающий удар задней линии. 2 2
52 Нападающий удар толчком одной ноги. 2 2
53 Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе. 2 3
54 Закрепление отвлекающих действий при нападающем ударе. 2 2
55 Совершенствование отвлекающих действий при нападающем ударе. 2 3
56 Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями 2 2
57 Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов 2 3
58 Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов 2 2
59 Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. 2 3
60 Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач. 2 2
61 Совершенствование индивидуальных тактических действий при приеме подач. 2 3
62 Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего. 2 2
63 Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии. 2 3
64 Закрепление групповых действий в нападении через игрока передней линии. 2 2
65 Совершенствование групповых действий в нападении через игрока передней линии. 2 3
66 Методика тренировки волейболистов 2 3
67 Командные действия в нападении. 2 2
68 Командные действия в нападении. 2 3
69 Командные действия в нападении. 2 2
70 Командные действия в защите. 2 3
71 Командные действия в защите. 2 2
72 Командные действия в защите. 2 3
73 Командные действия в защите. 2 2
74 Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях исоревнованиях. 2 3