«Формирование и диагностика универсальных учебных действий на уроках географии»


«Формирование и диагностика универсальных учебных действий на уроках географии»
Автор: Гуржева Т.Г., учитель географии и биологии МКОУ СОШ №1 г.Козельск.Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии задаются ценностные ориентации, происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
Системно-деятельностный подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий (УУД) – общеучебных умений и навыков, овладение которыми позволяет самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, организовывать собственную учебную деятельность. Выделяют четыре вида УУД (А.Г. Асмолов): личностные (связанные с самоопределением, смыслообразованием, нравственно-этическим оцениванием), познавательные (включающие общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем), коммуникативные (обеспечивающие социальную коммуникативность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), регулятивные (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, связанной с умением ставить цели, составлять план, действовать по плану, оценивать и прогнозировать результат, корректировать свою работу).
С помощью УУД достижение образовательных результатов устанавливается на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Это позволяет расширить возможности для самостоятельного пополнения знаний в различных предметных областях, проявления творческих способностей учащихся, для сотрудничества и коммуникации, для практического решения личностных и социально значимых проблем. А так же способствует развитию читательской компетенции и совершенствование навыков работы с информацией, и приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности. Образование становится активным, личностно ориентированным, которое содержит в себе многообразие способов деятельности и обладает мощным потенциалом возможностей. Учитель выполняет роль наставника, помощника, советчика, организатора. Зная своих учеников и хорошо владея учебным материалом, он получает возможность выстраивать индивидуальные учебные траектории, позволяющие достичь каждому учащемуся наилучшего для него результата.
Так на своих уроках для формирования личностных универсальных учебных действий я предлагаю учащимся следующие виды заданий:
участие в проектах; подведение итогов урока; выполнение творческие заданий (например, создание рекламного проспекта материка, страны или экономического района); мысленное воспроизведение географического объекта (например, на уроке «Движение вод» под шум прибоя дети представляют данное явление, затем характеризуют его); самооценка своих
достижений. Краеведческие уроки так же позволяют формировать личностные универсальные учебные действия. Такие уроки дают возможность ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания. А удивление рождает желание больше узнать. «Познание начинается с удивления» Аристотель.
Познавательные действия формируются путём исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях: работа с картой, работа в контурных картах, работа в тетрадях на печатной основе, выполнение практических работ. Работа с картой формирует образное мышление, формирует навыки анализа карты, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Вопросы для работы с картой: «Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?», « Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?».
В процессе выполнения заданий на контурных картах учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
Задания в тетрадях на печатной основе носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Презентации формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
Для диагностики познавательных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего, игра «Третий лишний»,; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм..
В программе географии 6 -11 классов задания на формирование регулятивных действий встречаются очень часто. В 6 классе это составление по плану, используя карты и справочную литературу, описания реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д. В 7 классе - описание материков по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа), объяснение закономерностей размещения географических объектов (ответ на вопрос «Почему именно так?»), установление причинно-следственных связей. В 8-9 классах, используя алгоритмы 7 класса, учащиеся дают комплексную характеристику регионов России. И т.д.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий применяю следующие виды заданий: поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.); задания на упорядочивание и группировку: «Найди пару», «Сгруппируйте названные географические объекты по смыслу: реки, озёра, горы, равнины»; задание: “Лови ошибку ”; задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской).
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Для их формирования наиболее подходят игровые уроки, уроки обобщающего повторения; исследовательские уроки.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую такие виды заданий: составление заданий партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кластера или синквейна, или работа с «кейсом»; задание: « Назови объект по описанию»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); задания: «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения позволит учителю учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно смогут овладеть основными приемами учебной познавательной деятельности и научатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  А подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем, если они получат качественную подготовку по предмету.
Источники информации
Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В. , Чиндилова О.В., Козлова С.А. «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»)» Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 кл. – Волгоград: учитель, 2004. – 100с.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 200. – 95с.: ил.
География. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В.Николина. — М. : Просвещение, 2012. — 160 с.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии», автор: Горшкова А.Ю., учитель географии, Москва, 2011
Косолапова Л. М., Лобанова Л. А. «Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии».