Проект урока музыки для 7 класса «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»








УРОК МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ



Тема четверти: «Музыкальный образ»



Тема урока: «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»



Использованы современные образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология использования игровых методов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.




ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с контрастными музыкальными образами.

ЗАДАЧИ:
- Сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке;
- Обеспечить углубленное понимание характера рассматриваемых музыкальных образов в ходе осознания средств музыкальной выразительности;
- Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах музыки в процессе анализа Прелюдии №. 4 А. Скрябина;
- Формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов Прелюдии №4 и Этюда № 12 А. Скрябина, произведений А. Скрябина и С. Рахманинова;
- Добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа песни А. Новикова «Дороги»;
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- Воспитывать музыкальный вкус.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- метод сравнения;
- наглядно-слуховой метод;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания композиций;
- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение.
Структура урока:
1. Вход, организация
2. Слушание музыки
3. Распевание
4. Работа над песней
5. Обобщение

НАГЛЯДНОСТЬ И ТСО: портреты А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова, М. Горького, музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.

ХОД УРОКА:
Вход, организация
Вход детей под музыку А. Скрябина «Этюд №12».
Слушание музыки
2.1. Стадия вызова
Учитель: Здравствуйте, ребята! Кто мне сейчас скажет название и назовет автора только что прозвучавшей музыки?
Дети: Этюд А. Скрябина.
Учитель: Правильно. Какой это был образ?
Дети: Страстный, мятежный, патетичный, пламенный, образ борьбы, порывистый, нетерпеливый.
Учитель: Послушайте и скажите, как движется мелодия? (играю тему - три звена секвенции).
Дети: Вверх.
Учитель: Правильно вверх, все выше и выше, к свету. Какая здесь главная интонация?
Дети: Маршевая, утверждающая.
Учитель: Эта интонация называется кварта.
Учитель: Послушайте, как завершается этюд, какой интонацией?
Прослушивание аудиозаписи.
Дети: Такой же призывной интонацией.
Осмысление
Учитель: А сейчас послушайте фрагмент «Песни о буревестнике» М. Горького и скажите, есть в стихотворении что-то, созвучное музыке А. Скрябина?
Воспроизведение на экране.
«Песня о буревестнике»
Над седой равниной моря
Ветер тучи собирает.
Между тучами и морем
Гордо реет буревестник,
Черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
То стрелой взмывая к тучам,
Он кричит, и - тучи слышат
Радость в смелом крике птицы.
В этом крике - жажда бури.
Силу гнева, пламя страсти
И уверенность в победе
Слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,
Стонут, мечутся над морем
И на дно его готовы
Спрятать ужас свой пред бурей

Дети: Образ буревестника созвучен образу главного героя «этюда», его смелый крик, образ грядущей бури.
Учитель: А сейчас вы услышите другое произведение А. Скрябина и определите, что чувствует герой.
Прослушивание Прелюдии №4 А. Скрябина.
Дети: Скорбь, страдание, опустошенность, тоску, безысходность, тягость, отчужденность.
Учитель: Молодцы! Это произведение называется «Прелюдия». Заметили ли вы, как начиналась Прелюдия.
Играю первые три такта.
Дети: Одноголосно, сольно.
Учитель: Правильно. Подчеркивая, тем самым, какое состояние героя?
Дети: Одиночество.
Учитель: Какие интонации в мелодии вы слышали?
Дети: Жалобы, плача.
Учитель: Правильно. Это интонация называется секунда. Послушайте и скажите: какой интонацией завершается каждая фраза?
Демонстрирую учащимся концы фраз.
Что объединяет эти интонации, они восходящие или нисходящие?
Дети: Восходящие. Эти фразы заканчиваются интонацией вопроса.
Учитель: Хорошо. Кто мне скажет, в каком ритме звучала мелодия?
Дети: В неровном, остром.
Учитель: На какой жанр опирался композитор?
Дети: На песню.
Учитель: Какое содержание этой песни?
Дети: Жалоба, высказывание.
Учитель: Такое высказывание называют декламацией.
Учитель: Я вам сыграю дальше, а вы мне скажете, продолжит ли звучать этот одинокий голос? (Играю).
Дети: Нет, он прерывается аккордами.
Учитель: На что похоже звучание этих аккордов?
Дети: На траурную поступь, хоральное пение, колокольный звон, как будто вырастает препятствие, стена, аккорды смерти.
Учитель: Молодцы! А сейчас ребята представьте, что каждый из вас является героем этого произведения. Послушайте прелюдию еще раз до конца и скажите, удалось ли вам вырваться из этого состояния печального оцепенения?
Дети: Нет, но была попытка.
Учитель: Как это выражено в музыке?
Дети: У мелодия появляется аккордовое сопровождение. Затем она стремится вверх, к свету. А завершается все одиноко звучащим голосом и мерными аккордами - траурной поступью.
Учитель: Вывод - человек вынужден примириться со своей судьбой, покориться ей. Вот ведь как, ребята, всего лишь двенадцать тактов, но какое богатое содержание, какая глубокая человеческая трагедия!
Учитель: А сейчас, ребята, послушайте еще одно произведение. Написал его русский композитор, современник А. Скрябина, С. Рахманинов. Это романс «Островок». Послушайте и скажите, есть в нем что-то общее с прелюдией?
Слушание романса в моем исполнении.
Дети: Спокойствие, оцепенение.
Учитель: Хорошо. О чем поется в романсе?
Дети: Об островке, который находится где-то посреди моря. Там царит покой и тишина.
Учитель: Какая музыка светлее - прелюдии или романса и почему?
Дети: Романса. Он в мажоре, потому что это мечта.
Учитель: Правильно, ребята. «Островок» - мечта о нереальном прекрасном мире, образ оцепенения, покоя.
Учитель: Скажите, ребята, где ярче развитие образа - в прелюдии или в романсе?
Дети: В прелюдии.
Учитель: Скажите, ребята, если бы вы могли стать героями этих произведений, то какой образ вы бы предпочли?

Предполагаются разные ответы.
Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному музыкальному образу, знакомому вам.
Исполняю вступление к песне Л. Новикова «Дороги».
Назовите название и автора этой песни.
Дети: «Дороги», композитор А. Новиков.
3. Распевание.
Распеваемся по гамме вверх и вниз закрытым ртом, на гласных «у», «о», «и» в С-dur, Cis-dur, D-dur. Поем первую фразу песни вокализом на гласный «о».
4. Работа над песней.
Учитель: Ребята, на уроке мы познакомились с музыкальными образами борьбы, страдания покоя, а теперь мы обратимся к образу войны, военных дорог - дорог жизни и смерти, замечательно раскрытом в песне Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Раздаю партитуры. Повторяем первый куплет. На доске, на основе графической записи мелодии, рисую дорогу, чтобы показать движение мелодии.
«Эх» долгая дорога, мучительная. На доске записываю ритм первой фразы. Уточняю интонацию в начале первого и второго предложений запева методом сравнительного анализа: м6 м7. Добиваюсь качественного исполнения кантилены, выразительного интонирования каждой интонации, работаю над воплощением в пении ощущения развития фразы, над выполнением различных динамических оттенков и штрихов, выразительным исполнением песни, в характере.
Разучиваем 2 и 3-й куплеты. Эмоционально подготавливаю целостное исполнение выученных куплетов песни.
5. Рефлексия.
Учитель: С какими образами мы сегодня познакомились?
Дети: С образами борьбы, оцепенения и мечты, войны.
Учитель: В музыке каких композиторов были воплощены эти образы?
Дети: В музыке А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова.
Учитель: Мы слушали и пели четыре разных произведения. Представьте себе как велико многообразие музыкальных образов в произведениях композиторов разных эпох. Оно столь же многообразно, как и бесконечно разнообразен мир, в котором мы живем.


















15