РОдительское собрание на тему Режим дня
Тема: Режим дня.
Форма проведения: круглый стол
Цель:
Информировать родителей учащихся о режиме дня, рекомендуемом для соблюдения учащимися 1 класса.
Задачи:
Ознакомить родителей учащихся с анализом имеющихся нарушений самочувствия учащихся 1 класса;
Способствовать необходимости установления и соблюдения режима для первоклассниками в школьной и домашней обстановке;
Формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей.
Подготовительный этап.
Цель: сбор необходимой информации о влиянии режима дня на самочувствие учащихся данного класса.
Необходимую информацию классный руководитель может получить, используя Дневник здоровья, который родителям предлагается вести каждый день в течение недели до даты проведения родительского собрания. Тексты Дневников здоровья выдаются каждой семье (приложение 1). Перед родительским собранием Дневников здоровья собираются, анализируются. Желательно установить связь между нарушениями самочувствия школьников с возможным несоблюдением режима сна и отдыха.
Рекомендуем провести анкетирование среди родителей и детей (приложение 2, 3).
В преддверии родительского собрания классному руководителю желательно раздать родителям первую памятку – письмо (приложение 4).
Подготовительная работа к родительскому собранию должна включать подбор материала для проведения педагогического всеобуча по теме «Режим дня младшего школьника», оформление плакатов и стендов, содержащих указание на основные обязательные режимные моменты, влияющие на здоровье учащегося. Желательно попросить некоторых родителей выступить по поводу распорядка дня, принятого в семье.
Организационный этап.
Собрание лучше проводить в форме круглого стола, поэтому необходимо так расположить посадочные места в кабинете, чтобы все присутствующие имели возможность видеть друг друга и организатора разговора.
После обмена мнениями по поводу необычного расположения на период родительского собрания классный руководитель сообщает тему родительского собрания, аргументируя необходимость выбора данной темы.
- Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность живого организма» или просто «то или иное состояние организма». Обратимся ко второму определению, которое можно определить признаками «крепкое» или «слабое» здоровье. Понятно, что для каждого родителя важно, чтобы здоровье его ребёнка было крепким. Но анализируя данные Дневника здоровья, можно сделать вывод, что здоровье наших детей таковым не является. Почему? Каковы причины нарушения самочувствия? Попытаемся вместе найти пути решения возникшей проблемы.
-Цель нашего родительского собрания: информировать вас (родителей) учащихся о режиме дня, рекомендуемом для соблюдения учащимися 1 класса, продолжительность собрания 1,5 часа.
Проведение педагогического всеобуча для родителей.
-Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. Но так ли существенна роль режима дня, чтобы посвятить этой теме родительское собрание? Да, режим первоклассника приобретает особенно важное значение, его следует рассматривать, как «установленный порядок чего-нибудь» (С.И.Ожегов). Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня - лучшая мера предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение всего учебного года. Согласно исследованиям врачей – гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает не одинаковой. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый находится на промежутке времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жёсткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00 часов пользы не приносит, работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределён обычный день первоклассника?
Утро. Ребёнку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки, нервозности, одёргивания и покрикивания на детей (приложение 5).
Дорога до школы. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой. Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед.
Свободное время. Возможно его использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Стоит прислушиваться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
Не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
30-40 минут на посильную работу по дому;
1 час на самообслуживание;
Оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительные образования;
1 час на подготовку домашних заданий.
Вечером следует отвести время для общения с ребёнком, непродолжительному просмотру детских передач по телевизору или на компьютере.
Подготовка ко сну.
Ночной сон.
Это основные элементы режима для ученика 1 класса. По времени режимные моменты могут быть распределены следующим образом (данный плакат оформлен классным руководителем в период подготовки к родительскому собранию (приложение 6)).
Приучать ребёнка к такому режиму дня следовало до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребёнка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня всегда висела над рабочим столом первоклассника.
Учитель даёт практические советы по соблюдению режима дня (приложение 7, 8, 9).
Социологический опрос родителей.
После того, как родители прослушали выступление о режиме дня первоклассника, классный руководитель предлагает ответить на следующие вопросы в письменной форме (анкета (приложение 10)).
Выступления представителей родительского коллектива.
После ответов на вопросы анкеты предлагается озвучить свои ответы нескольким родителям учащихся класса. Если нет желающих участвовать в разговоре по обсуждению темы собрания, классный руководитель должен вовлечь родителей в разговор, используя игровой метод: по кругу отправляется коробочка с вложенными полосочками цветной бумаги. Среди полосочек находятся 5-6 полосочек одинакового цвета. Вытянувшие эти полосочки и будут основными участниками разговора, остальные присутствовавшие поддерживают разговор, приводя примеры из жизни своей семьи, касающиеся соблюдения определённых режимных моментов.
Подведение итогов родительского собрания.
В конце проведения родительского собрания участниками принимается решение.
Решение родительского собрания может быть следующим:
Согласиться с необходимостью соблюдения режима дня учащимися 1 класса.
Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе классным руководителем.
Довести до сведения детей важность соблюдения режима дня для их здоровья.
Приложение 1.
Дневник здоровья
(фамилия, имя ученика)
проживающего по адресу: _______________________________________________________
Родители заносят данные наблюдений за своим ребёнком.
Дата _____________________________________________
критерий
наблюдений
время
дня
состояние
оценка
самочувствие
утро
Хорошее - бодр, жизнерадостен, интерес к делам. Плохое - жалуется на боли, слабость, вялость и другие неприятные ощущения
вечер
боль
утро
Усталость нет, осталось чувство усталости
вечер
Устал, не устал, переутомился
настроение
утро
Хорошее, удовлетворительное, плохое
вечер
сон
продолжи-
тельность
(9-10 часов), качество сна, причины нарушения
качество
аппетит
утро
Хороший, повышенный, удовлетворительный, плохой, отсутствие
вечер
работоспособность
на уроках
Повышенная, обычная, пониженная
дома
Приложение 2.
Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Приложение 3.
Анкетирование
учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
- В котором часу ты идешь спать?
Приложение 4.
Уважаемые родители!
Ваши дети на уроках в школе будут знакомиться с основными правилами здоровьесбережения. Учеников будут учить бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме.
Пожалуйста:
Объясните вашему ребёнку, почему очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах;
Обратите внимание вашего ребёнка на состояние вашего дома, двора, улицы;
Научите вашего ребёнка:
- соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме, на улице,
- не писать, не рисовать на стенах домов, заборах,
- следить, чтобы младшие дети не совершали эти действия;
Личным примером научите вашего ребёнка соблюдать эти правила;
Чтобы ваш ребёнок всегда выглядел опрятно, научите его:
- 2 раза в день чистить зубы,
- ежедневно принимать душ,
-ухаживать за своей одеждой и обувью,
- менять ежедневно нижнее бельё, носки,
- всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркало, расчёску,
- содержать в порядке свою причёску.
Я благодарю вас и прошу продолжать обучение ребёнка основным правилам личной и общественной гигиены.
Приложение 5.
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребенка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Приложение 6.
Примерный вариант
режима дня первоклассника
Режим дня
Время
Подъем
7.15
Зарядка, умывание,
уборка постели
7.15 – 7.45
Завтрак
7.45-8.00
Дорога в школу
8.00 – 8.20
Занятия в школе
8.30 – 13.00
Дорога из школы
13.00-13.30
Обед
13.30 – 14.00
Отдых, помощь по дому
14.30 – 16.00
Подготовка домашних заданий
16.00 – 17.00
Свободное время, игры на свежем воздухе
17.00 – 19.00
Ужин
19.00 – 19.30
Свободное время
19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30 – 21.00
Сон
21.00-7.15
Приложение 7.
Памятка
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
Папы и Мамы!
Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Приложение 8.
Памятка
Как проводить оздоровительные минутки
при выполнении домашних заданий первоклассников
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Приложение 9.
Комплекс упражнений
по предупреждению зрительного утомления
во время выполнения домашних заданий:
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Приложение 10
Памятка
для родителей
1.Заранее составьте для своего ребёнка режим дня с учётом особенностей жизни Вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.
2.По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
3.Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у Вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах
Приложение 9
Анкета
«Режим дня в жизни ребёнка»
1. Существует ли в Вашей семье определённый распорядок, режим дня?
2.Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появлялось ли желание попробовать жить по определённому расписанию.
3. Ощущаете ли Вы полезность соблюдения режима дня?
4. Можете ли оказывать влияние соблюдение режима дня на самочувствие Вашего ребёнка?5. Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в Вашей семье?
6. Какие режимные моменты легки и просты для Вашей семьи?
7. Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?
15