Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса
Портфолио в воспитательной работе учителя
как показатель результативности
воспитательной системы класса
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.
ПОРТФОЛИО – это специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.
Наличие у ребенка портфолио позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Что даёт портфолио учителю?
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям?
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении знаниями, умениями, навыками, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Моё творчество» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях.
Портфолио обучающихся моего класса и классов моих коллег состоит из 4 основных разделов:
1 раздел: «ОБО мне» или «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе (красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится, вкладываются всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года). «Мое имя, характер» ребенок дает расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал. «Моя рука в первом классе» обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый и т.д.). «Мой знак зодиака» рисует или находит информацию о своем знаке зодиака и описывает его. «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься (если есть фотографии, то прикладываются). «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн, маршрут от дома до школы. «Мои педагоги» - предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии. «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей; «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания 2, 3 и 4 классов. «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее.
2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.
3 раздел: «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также красивыми рисунками, докладами, собираются из таблицы, графики, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, листы сформированности УУД, учебных достижений и общеучебных достижений. «Мои проекты», вкладываются наиболее интересные проекты выполненные обучающимся за год по предметам.
4 раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.
Также можно включить в портфолио такие разделы:
Раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников.
Раздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.
Раздел «Моя общественная работа» включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).
Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.