Развитие мелкой (тонкой) моторики у детей с задержкой психического развития.


Учитель: Прокудина Галина Викторовна
«Развитие мелкой (тонкой) моторики у детей с задержкой
психического развития»

г. Одинцово, (2014)

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
Учитель: Прокудина Галина Викторовна
УУ
Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Кардинальные изменения целей начального образования выдвигают на первый план развивающую функцию, обеспечивающую развитие личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных особенностей.
На протяжении последних лет работы в коррекционной школе, я наблюдаю следующую тенденцию - к нам приходят дети слабо подготовленными к обучению. У этих ребят недостаточен объем знаний, плохо развита мелкая моторика рук, речь, поэтому им приходится очень трудно. Первые школьные неудачи травмируют их, в дальнейшем - негативное отношение к школе, учёбе, заниженная самооценка, страх, всё это тормозит развитие личности ребенка. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают и определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Моторика относится к высшим психическим функциям.
Так что же такое моторика? Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Моторика (лат. Motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В свои занятия я обязательно включаю игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации. Хочу поделиться с родителями своим опытом. Достоинством приведенных ниже игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возможные варианты упражнений.
Возьмите яркий поднос, тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу, проведите пальчиком ребёнка по крупе, получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотических линий, затем попробуйте нарисовать вместе какие-нибудь предметы: забор, дождик, волны, буквы, цифры.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите русинок сами, затем попросите ребёнка сделать тоже самое. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:
« У сосны, у пихты ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
А вот, педагог Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти её модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы. А также, всем известные, игры – шнуровки, которые развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи и творчеству.
В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, эти игры косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Мы, учителя, хотим видеть своих учеников успешными людьми. А ведь успех приходит к тем людям, которые полностью сформировались как личности, с правильными ценностями и умением добиваться поставленных целей. И я верю, что это обязательно случится, только давайте вместе поможем детям развиваться красиво, ярко, правильно.
Поэтому, Вы, родители, должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка и всё у вас получится.