Методические рекомендации, направленные на преодоление дислексии, дисграфии.


Методические рекомендации,
направленные на преодоление дислексии, дисграфии.
Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения чтения и письма, т.к. от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы, которая тесно связана с процессом обучения. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющих у детей дефектов речи, логопед должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а также закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом. Работа должна осуществляться по следующим направлениям: развитие зрительно-пространственных функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Разные виды дисграфии и дислексии преодолеваются в зависимости от их причинной обусловленности, но в то же время имеется ряд принципиально важных положений, учёт которых необходим для успешного преодоления данного вида нарушений.
Во-первых, работу никогда не следует начинать непосредственно с упражнений в письме, с попыток устранить ошибки именно в нём – это не даст желаемого результата. Сначала необходимо привести к норме те операции, которые подготавливают процесс письма и без должного уровня сформированности которых письмо, в принципе, не может протекать нормально. Так, например, если ребёнок с акустической дисграфией не различает на слух некоторые звуки и в связи с этим допускает на письме соответствующие буквенные замены, то бесполезно упражнять его в письме, не научив предварительно дифференцировать звуки. То же самое и со всеми другими видами дисграфии. Какой смысл проводить бесконечные диктовки с учащимися, которые не владеют анализом речевого потока или не научились различать сходные по начертанию буквы? Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.
Во-вторых, в процессе работы по выравниванию «западающих звеньев» следует идти «в обход» и как можно больше опираться на сохранные функции. Например, если ребёнок не дифференцирует звуки [с-ш] на слух, то на первых порах можно привлечь его внимание к различному положению губ, языка при произнесении этих звуков («улыбка», «хоботок»), т.е. опереться на зрение и кинестетическое чувство (чувство положения артикуляторных органов). Если ребёнок не различает буквы по их начертанию (несформированность зрительного анализа и синтеза), то часто прибегают к письму в воздухе при «выключенном» зрении, т.е. к опоре на двигательный анализатор и т.д.
Важно учесть и ещё одно обстоятельство. Иногда у детей, допускающих дисграфические ошибки, не удаётся выявить нарушения каких-либо конкретных операций письма. По этой причине может создаться такое впечатление, что для дисграфии здесь как будто бы нет никакой почвы. Подобные случаи имеют своё объяснение. Письмо является сложной речевой деятельностью, включающей в свой состав целый ряд операций различного уровня, которые должны осуществляться одновременно. Так, в процессе записи слов ребёнок должен уметь дифференцировать все соответствующие звуки, соотносить эти звуки с определёнными буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные. Далее необходимо определить последовательность звуков в слове, не говоря уже о необходимости применять грамматические правила. Такому ребёнку трудно координировать все эти операции, трудно распределить между ними своё внимание, выполняя все их синхронно и в то же время своевременно переключаясь с одной операции на другую. Поэтому неудивительно, что ученик, успешно справляющийся с выполнением каждой отдельной операции, не может все их выполнить одновременно, что приводит к дисграфическим ошибкам. Однако, эта невозможность объединения всех необходимых операций письма всё же более характерна для учащихся с недостаточно свободным владением каждой из них в отдельности.
Таким образом, основной задачей логопедов общеобразовательной школы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными речевыми нарушениями. Чем раньше начнётся коррекционно-развивающее воздействие, тем выше будет результат учебной деятельности.