Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста


Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста
Известно, что по насыщенности акупунктурными зонами, на которые проецируются все органы человека, кисти рук не уступают уху и стопе.
Немецкий философ И.Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу мозгом». Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках слабость, вялость: «руки отнялись».
Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские ученые считают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, желудка , кишечника, печени, сердца.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи?
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка: сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для формирования речи.
Графологи утверждают, что почерк не передается по наследству, однако некоторые особенности темперамента родителей, перенятые ребенком, могут косвенно способствовать развитию прилежности в письме.
Эксперименты показали, если ребенок затрудняется показать 1, 2, 3, 4 пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рисовать с ребенком, лепить из пластилина, теста, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
В школе у детей часто возникают затруднения в письме, так как недостаточно развита мелкая моторика. Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.
Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то необходимы.
Я рекомендую родителям завести специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Важно не заставлять его просто писать как можно больше.
Я предлагаю задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.

Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны или с наружной.
952595250Поможет и штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку.
Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку: одна клетка вправо, две вниз и т.п.
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), гимнастика, танцы.
Ну а если, несмотря на все усилия, не удается выработать приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво написанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме менее свойственна, чем девочкам.
Учитель-логопед: Смирнова Марина Владимировна