«Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста»


МКУ «Управление образования г. Кировска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 г. Кировска»

из опыта работы
«Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста»
Составитель:
воспитатель МБДОУ №14
Сидорова Татьяна Юрьевна
соответствие занимаемой должности
- Кировск-
2013 год
Важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей детей и их дарований на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятий относительности (больше, меньше, длиннее, короче и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.Необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги. Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом, так как работа с тестом:
* обогащает сенсорный опыт;
* развивает память, мышление, волю, уверенность в своих силах;
* развивает речь;
* учит осязательным приёмам сравнения предметов;
* углублённая работа по тестопластике влияет на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, приучает к самостоятельности.
ЦЕЛЬ: изучить влияние тестопластики на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели определила следующие ЗАДАЧИ:
 Образовательные:
 •знакомить детей с разными способами обследования предметов и свойствами теста;
•развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, обеспечить освоение способов создания изображения раскатывание под углом ладоней, раскатывание и соединение различных частей, скатывание, вдавливание пальцем, соединение нескольких частей в один образ, передачи формы, построение элементарной композиции;
•развивать умение детей украшать работу, используя стеки, палочку;
•создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей теста, развивать мелкую моторику и умение использовать необходимые инструменты для тестопластики;
•стимулировать желание вступить в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;
 Воспитательные:
 •воспитать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
 •воспитывать аккуратность в работе, умение поддерживать порядок на рабочем месте;
•формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.
Исходя из цели и задач, выделила направления работы:
* создание и оснащение предметно-развивающей среды;
* изучение методической литературы по проблеме;
* обследование детей по развитию ручной моторики 2 раза в год;
* составление перспективного плана углублённой работы по теме, проведение игр на развитие мелкой моторики;
* организация совместной деятельности: дети + педагог, ребёнок + ребёнок, родители + дети;
*организация взаимодействия с родителями по темам: «Работа с солёным тестом», «Развитие ручной моторики».
В начале своей работы создала предметно-развивающую среду в группе. Учитывая особенности младшего дошкольного возраста, решила создать условия, компенсирующие недостатки в развитии ручной умелости. Изготовила игры: «Прищепки», «Копилочка», «Разные ладошки», «Огород» (на липучках), «Золушка», многофункциональное пособие «Дерево». Дополнила зону:
мозаиками разной тематики, фактуры,
трафаретами разной тематики
конструктор- мозаика (Корвет),
конструктор геометрический большой
серия "Конструктор РНТойс"математический планшет "Школа интересных наук"
шнуровки: «Башмачки» «Божьи коровки», «Бусы»,
пришивалка «Одень Максимку»,
деревянный пальчиковый театр «Колобок»,
театр-матрешка «Курочка-Ряба»,
игра «Маленький мастер».
Изучила методическую литературу по теме:
1. Программа «Детство», под ред. Т.Т.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, 2011 год;
2. «Умные пальчики» Синицына Е.М., 1998 год;
3. «Развиваем мелкую моторику» Хвостовцев А.Ю., 2010 год;
4. «Страна пальчиковых игр», Афонькина С.Ю., Рузина М.С., 1997 год;
5. «Тренируем пальчики» Безруких М., 2000 год;
6.»Оригинальные пальчиковые игры», Е. Черенковой, 2008 год;
7. «Пальчиковая гимнастика» Л.П.Савиной, 2000 год;
8. «Развиваем мелкую моторику у малышей» И.А.Ермаковой, 2011 год;
9. «Игры с пальчиками» Т.Н.Щербаковой 2001 год;
10. «Энциклопедия развивалок» под ред. Т. Решетник, 2012 год;
11. «Солёное тесто» К.В.Силаевой, 2002 год;
12. // «Дошкольное воспитание» №6 -2005 г. с.34-35, «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» (игры с использованием элементов оригами) Г. Соколовой;
13. // «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011 г., с.65-67, «Сладкие солёные мгновения» (рисование солью) О.Тимохиной;
14. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2013 г., с.69-72, «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Ф Деникеевой, Ф Галиевой и др.;
15. // «Дошкольное воспитание» № 9 – 2013 г, с.119-121 «Соль не просто забава» О.Никифоровой;
16. // «Обруч» № 1 – 2001 год, «Печём картины» Л.Гришиной;
17. // «Ребёнок в детском саду» № 5 – 2006 год, «Увлекательнаятестопластика» Е.Б. Танниковой;
18. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2007 год, «Игры с тестом, развитие умения лепить» Г.Одиноковой;
19. // «Ребёнок в детском саду» № 4-2009 г., «Пособия для развития мелкой моторики рук»
Выбрала следующие принципы работы с детьми:
- интегрирование совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
-эмоционально насыщенная организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;
- стимуляция развития высших психических функций;
- учёт зоны ближайшего развития.
Для формирования у детей ручной умелости использую следующие методы и приёмы работы:
НАГЛЯДНЫЕ:
* рассматривание картин, предметов, иллюстраций;
* показ образца;
* показ способов и действий во время изготовления поделок;
* показ действий во время пальчиковых игр;
* наблюдения;
* целевые прогулки по участку детского сада;
* украшение группы к праздникам;
* оформление уголков;
СЛОВЕСНЫЕ:
* мотивация;
* использование художественного слова;
* словесные игры и упражнения;
* поощрения;
* указания, подсказки, вопросы;
* консультации и беседы с родителями;
* анализ;
* самоанализ.
* оформление выставок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
* обследование предметов;
* опыты с солью, тестом;
* обучение приёмам лепки разными способами;
* пальчиковые игры;
* коммуникативные игры;
* дидактические игры с наглядным материалом;
* разрезные картинки, настольно-печатные игры;
* самостоятельная художественная деятельность детей.
Структуру своей работы разделила на этапы:
На первом этапе знакомила детей с инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами. Для решения задачи по ознакомлению детей с разными способами обследования предметов и свойствами теста всегда замешиваю его в присутствии детей. Даю возможность потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).На втором этапе училадетей лепить и украшать плоские фигурки – декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Продолжаю совершенствовать умение лепить объемные формы «колбаски» «шарики»: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки) соединять детали (гусеницы, снеговики, и т.д.) В дальнейшем буду усложнять задания для детей - к основе добавлять характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
Следующий этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм. В этом году я начала работу с облепливания скорлупы грецкого ореха. Для развития творческих способностей детей предлагаю после завершения облепливания, придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.
Для разнообразия работы с тестом предлагаю такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, макаронными изделиями.
Хочется отметить, что особенностью тестопластики является комплексность: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим мышку - норушку, вспоминаем сказку «Репка», в подвижной игре сами превращаемся в мышек. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме и возникает предложение слепить еще и мышек мам, и мышек пап.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце совместной деятельности предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Углублённую работу провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию статичного напряжения.
Разработала перспективный план углублённой работы «Мукосолька», авторские конспекты, также использую в работе конспекты Гордеевой Елены Олеговны. Они представлены в папке.
Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы работы:
1. Интерактивные:
- анкетирование;
- практикумы, деловые игры;
- шефская помощь
2. Традиционные:
- родительские собрания;
- выставки поделок;
- открытые показы образовательной деятельности;
- поручения
3. Информационно-просветительские
- подбор консультационного материала ;
-оформление фото-ширм и стенгазет;
- родительская почта;
- выпуск буклетов и памяток;
- информация на сайте детского сада.
Провела анкетирование родителей для уточнения сведений о том, какая в семье ведётся работа по развитию ручной моторики. Результаты показали низкий уровень развития художественно-творческих способностей детей, ручной моторики в семье. Родители были заинтересованы вопросами о создании игр на развитие моторики и поделок из теста своими руками. Было проведено родительское собрание по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста с практикумом», где с родителями проводился практикум по обучению приёмам лепки из солёного теста.
Для родительского уголка изготовила ширмы, консультации «Развитие мелкой моторики по средством тестопластики», «Роль пальчиковых игр для развития детей раннего возраста», « еЕли ребенок не говорит», «Для чего нужна мелкая моторика», «Сказочное тесто». Подготовила картотеки пальчиковых игр, и пальчиковых гимнастик
Для того, чтобы выявить уровень сформированности ручной моторики 2 раза в год провожу обследование по методике Н.Л. Стефановой. Результаты обследования выявили у группы «Мукосолька» на начало года низкий уровень у 8 детей, средний уровень – 1.
Это достаточно низкие показатели, но я считаю, что углублённая работа по тестопластике поможет мне поднять их на необходимый уровень.
На будущее я планирую продолжить работу над темой «Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста»;
- разработать перспективный план и конспекты углублённой работы по тестопластике для детей средней группы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАБОТЕ С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ И РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
1. Программа «Детство», под ред. Т.Т.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, 2011 год;
2. «Умные пальчики» Синицына Е.М., 1998 год;
3. «Развиваем мелкую моторику» Хвостовцев А.Ю., 2010 год;
4. «Страна пальчиковых игр», Афонькина С.Ю., Рузина М.С., 1997 год;
5. «Тренируем пальчики» Безруких М., 2000 год;
6.»Оригинальные пальчиковые игры», Е. Черенковой, 2008 год;
7. «Пальчиковая гимнастика» Л.П.Савиной, 2000 год;
8. «Развиваем мелкую моторику у малышей» И.А.Ермаковой, 2011 год;
9. «Игры с пальчиками» Т.Н.Щербаковой 2001 год;
10. «Энциклопедия развивалок» под ред. Т. Решетник, 2012 год;
11. «Солёное тесто» К.В.Силаевой, 2002 год;
12. // «Дошкольное воспитание» №6 -2005 г. с.34-35, «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» (игры с использованием элементов оригами) Г. Соколовой;
13. // «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011 г., с.65-67, «Сладкие солёные мгновения» (рисование солью) О.Тимохиной;
14. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2013 г., с.69-72, «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Ф Деникеевой, Ф Галиевой и др.;
15. // «Дошкольное воспитание» № 9 – 2013 г, с.119-121 «Соль не просто забава» О.Никифоровой;
16. // «Обруч» № 1 – 2001 год, «Печём картины» Л.Гришиной;
17. // «Ребёнок в детском саду» № 5 – 2006 год, «Увлекательнаятестопластика» Е.Б. Танниковой;
18. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2007 год, «Игры с тестом, развитие умения лепить» Г.Одиноковой;
19. // «Ребёнок в детском саду» № 4-2009 г., «Пособия для развития мелкой моторики рук»