Ролевая игра Лесные выборы
Тема: «Лесные выборы»
(ролевая игра).
Учитель истории МБОУ «СШ №6» г. Майкопа
Лопатина Валентина Леонидовна, учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Мы живем в начале XX века, когда в нашей стране формируется не только демократическое государство, но и делаются попытки создать гражданское общество. Главная задача учителей – общественников – сформировать у старшеклассников четкое определение понятия «гражданина», его прав и свобод, его места в современном обществе, политике, государстве. Поэтому цель игры – закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя. В ходе мероприятия у учащихся продолжают развиваться и укрепляться такие качества личности , как толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.
Игра имеет комплексный характер. Она предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной компании ролей (роли избирателя и кандидата на выборный пост), а также связанных с этими ролями элементов политической деятельности: знакомство с основными понятиями и законами избирательного права, выбор партии или кандидата, участие в предвыборном собрании или митинге.
Данное мероприятие – игра позволяет получить более глубокие политические знания, представления и способы политической деятельности, что побуждает личность действовать в соответствии со своими политическими позициями.
Задачи:
- образовательные – помочь старшеклассникам приобрести целостные научные знания о политике, самостоятельно пополнить их и ориентироваться в окружающей политической действительности;
- продолжить формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развивающие – способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с гуманистическими ценностно – нормативными ориентациями;
- помочь учащимся самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, опираясь на анализ политической истории нашей страны;
- прививать интерес к современным политическим событиям и готовить к активной избирательной деятельности;
- воспитательные – вызывать стремление к самосовершенствованию, в том числе к развитию таких качеств личности как критичность, толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.
Методы:
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Форма проведения – ролевая игра.
Место в учебном плане – данное мероприятие является дополнением к урокам обществознания по теме «Избирательное право». Может применяться для учащихся 8-11 классов.
Оборудование: - цитатный ряд (плакаты),
- избирательные лозунги (плакаты),
- костюмы зверей,
- декорации лесной опушки и священного дерева.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Действующие лица:
Ведущий – учитель
Филин
Медведь
Лиса
Заяц
Соловей учащиеся
Кабан
Белка
Еж
Олень
Орел
Ведущий:
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный лес, где звери будут не только разговаривать, но и заниматься выбором президента.
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил лесной народ. Жили звери весело и дружно и правил ими царь зверей – Лев, власть которого передавалась по наследству, и так проходили десятилетия. Иногда грозный царь облагал своих подданных высокими налогами, чтобы увеличить казну, или устраивал королевскую охоту, после которой исчезали некоторые виды животных. Но однажды случилось несчастье – страшное землятресение, после которого выяснилось, что царь погиб вместе со всей своей семьей и окружением. Замок был разрушен до основания. Сильно пострадало и лесное население.
И вот решили они собраться на Большой Совет у старого священного дуба, где проживал Мудрый Филин, с одной единственной целью – решить главный вопрос – как жить дальше? По всему лесу расклеили объявления и 1 марта все звери с раннего утра направились к священному дубу, где ждал их Мудрый филин. Ровно в 9 часов начался Большой Совет и первым выступающим был Филин.
Филин:
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами по очень важному поводу – нам всем нужно определиться с нашей дальнейшей жизнью. На необходимо решить две задачи – как восстановить разрушенный лес и будем ли мы выбирать нового короля? Прошу высказать свои мнения!
Медведь:
Конечно же, нам в первую очередь нужно выбрать нового царя и причем он должен быть хищником, чтобы его боялись и уважали за силу, чтобы своим авторитетом он смог заставить вcех зверей восстанавливать лес.
Лиса:
Конечно, конечно! Медведь высказал замечательную идею! Нам нужен сильный правитель! Мы привыкли к подчинению и приказам, поэтому нужно срочно выбирать монарха!
Заяц:
Вам хорошо так говорить! Сильный правитель, хищник! Вы, наверное, забыли, как голодали прошлой зимой, потому что все продовольствие забрали на царскую кухню? И вам многим известно, что испытывают зайцы, кабаны, лоси во время царской охоты, когда твоя жизнь висит на волоске? Не нужен нам новый царь! А лес мы и без приказов восстановим!
Лиса:
Конечно! Я с тобой согласна полностью, что царская охота приносила много неприятностей, но ведь это было не так часто и мы можем пожертвовать частью лесного народа на развлечения монарха.
Ведущий:
После слов Лисы весь лесной народ зашумел, многих ее слова задели за живое, ведь в лесу не осталось практически ни одной семьи, которая не потеряла бы родственников во время царских развлечений. Звери, наверное, долго еще возмущались бы, но тут слово взял Соловей.
Соловей:
Товарищи! А кто сказал, что мы должны обязательно выбирать царя? Зачем кем-то или чем-то жертвовать? Я часто летаю в разные страны и у людей, живущих в соседнем государстве, нет монархии. Они один раз в четыре года выбирают себе Президента и Парламент, которые управляют страной, издают законы для всех. И самое главное, народ сам решает, кто будет Президентом! Почему бы нам не воспользоваться их опытом?
Ведущий:
Все звери зашумели, птицы загалдели – принялись вслух обсуждать эту тему и зазвучали голоса.
Голоса:
Кто такой Президент? Что делает Парламент? Как их правильно выбирать? А все ли могут участвовать в выборах?
Ведущий:
Это обсуждение продолжалось бы до бесконечности, если бы слово не взял вновь Соловей.
Соловей:
Товарищи! Я понимаю так, что эта мысль вам понравилась, но мы многого не знаем, поэтому есть предложение – пусть нам все объяснит Мудрый Филин. Он много знает и не один год жил у людей.
Филин:
Да, я часто посещаю страну людей до сих пор и многому у них учусь, но чтобы вам все объяснить, мне необходимо подготовиться. Я хочу пригласить вас всех на собрание у священного дуба через два дня. А вопрос о восстановлении леса нужно решить сейчас. Нам всем надо срочно заняться уборкой леса и его восстановлением. Я думаю, вы меня поддержите.
Звери хором:
Конечно! Мы все сделаем!
Ведущий:
Лесной народ расходился отдельными группами, в которых обсуждали вопросы выбора загадочного президента и непонятного парламента.
Два дня звери расчищали лесные просеки, речные русла от упавших деревьев. Помогали друг другу ремонтировать частично разрушенные дома. А тем временем Филин вместе со своими учениками – Белкой, Ежом и Оленем закрылись в библиотеке и готовились к выступлению. Им нужно было не только все понятно объяснить, но и убедить лесной народ в правильности выбора новой формы власти.
И вот наступил день нового Совета у священного дуба.
Филин:
Я рад видеть сегодня здесь представителей всего лесного народа. Я со своими учениками попытался собрать всю возможную информацию по тем вопросам, которые вы задавали прошлый раз. Итак, мы начинаем.
Прежде всего, следует вспомнить, при какой форме правления мы жили в последние годы. Если я ошибаюсь, вы меня исправьте, но у нас была абсолютная монархия. Определение даст моя ученица Белка.
Белка:
Абсолютная монархия-это такая форма правления, при которой вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной - сосредоточена в руках одного человека-монарха и передается по наследству.
Филин:
Действительно, Лев получал титул царя по наследству, сам составлял законы, собирал налоги, проводил судебные разбирательства и многое другое. Причем, его решения не всегда были справедливыми и гуманными.
Заяц:
Совершенно верно! Наш заячий род на собственной шкуре испытал всю полноту львиной власти! Половина моих родственников пошла на званные пиры при царском дворце. Поэтому по мне любая другая форма власти лучше монархии!
Филин:
Заяц не спеши, ты же не выслушал новой информации, но я тебя понимаю. Альтернативной формой монархии является республика, о которой расскажет Еж.
Ежик:
Республика (лат. общественное дело) – форма правления, при которой высшая власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Право на участие в формировании органов власти принадлежит всем или большинству дееспособных граждан страны, государства. Республика бывает трех форм. (Еж показывает схему «Формы республики» – приложение № 1).
В президентской республике очень большой властью наделен Президент. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство, избирается прямым голосованием, то есть всем народом.
В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые победили на выборах. Правительство отчитывается перед парламентом.
Смешанный вид республики объединяет в себе и президента, власть которого значительна, и парламент, который формирует правительство.
Филин:
Спасибо Ежик. Вижу в ваших глазах непонимание и попытаюсь все объяснить. Начнем с того, что для республики характерно демократическое устройство общества, которое позволяет народу участвовать в управлении государством. Предоставим слово Оленю.
Олень:
Демократия (от лат. demos-народ, cratos-власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные признаки демократии можно увидеть на схеме (приложение № 2).
Филин:
Ну вот, мы разобрались в форме правления и теперь перейдем непосредственно к таким понятиям как Президент и Парламент.
Президент – это глава государства, которого выбирают прямым голосованием, он является гарантом соблюдения всех прав и свобод граждан. Он обладает большими полномочиями, но в то же время он несет ответственность перед народом.
Парламент – высший представительный орган власти, который формируется из представителей тех партий, которые победили на выборах.
И президент, и парламент – выборные органы, то есть формируются по итогам выборов.
Переходим к самой интересной части нашей лекции. Что такое выборы, избирательное право, кто может участвовать в голосовании и кто такой избиратель?
Белка:
Начнем с самого начала. Выборы – центральный институт демократического государства, один из способов обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов власть непосредственно переходит в руки народа, так как от его выбора зависит судьба кандидатов на пост Президента и кандидатов в депутаты представительных органов власти. Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Участие в выборах – проявление политических, гражданских инициатив каждого гражданина. Никто не может контролировать волеизъявление избирателя и принуждать его к участию в выборах.
Олень:
Избирательное право – право гражданина участвовать в выборах, избирать и быть избранным в выборные государственные и муниципальные органы, участвовать в референдуме. Оно может быть активным и пассивным.
Активное избирательное право- право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.
Пассивное избирательное право-право граждан быть избранными в представительные органы государственной власти.
Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом. Он интересуется судьбой своей страны и понимает, что его голос на выборах это не просто формальность, а попытка изменить ситуацию в лучшую сторону.
Существуют определенные принципы избирательного права, например, оно является:
всеобщим (гражданин обладает правом голоса с 18 лет);
равным (каждый избиратель имеет 1 голос);
прямым (избиратель голосует за своего кандидата непосредственно);
при тайном голосовании (обеспечивается тайна волеизъявления избирателя).
Медведь:
Господа! Не кажется ли вам, что это все так сложно и непонятно! Давайте вернемся к старому, проверенному способу – пригласим родственников львиной династии из-за границы и заживем по-старому. Все эти перемены с голосованием и выборами президента до добра не доведут! Зачем мучаться и изобретать республику в нашем тихом лесу!
Голоса:
Не хотим жить по-старому! Медведь не прав! Давайте послушаем дальше! Филин говорит дело! Не давать Медведю слова!
Филин:
Тише, тише. Каждый имеет право высказать свое мнение, для этого мы сегодня и собрались. Мне кажется, что наш Медведь станет одним из ярких представителей консервативной партии.
Медведь:
Какой такой консервативной партии? Ни кем я становиться не хочу!
Филин:
Да ты не спеши обижаться, послушай лучше, что такое политические партии, зачем они нужны и какие бывают. Ну-ка Ежик просвети нас по этим вопросам.
Ежик:
Политическая партия – это организованная группа единомышленников,
представляющая интересы определенной части народа и ставящая перед собой цель завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении. Как правило, политическая партия объединяет наиболее активных представителей социальных групп общества. По политической направленности партии принято делить на 7 видов (разворачивает плакат и разъясняет приложение № 3).
Реакционные партии борются за возрождение старых, отживших порядков.
Монархические партии выступают за сохранение или реставрацию монархического строя. Как раз такой точки зрения придерживается наш Медведь, который предлагает вернуть монархию.
Консервативные партии отстаивают традиционные, испытанные пути развития общества.
Фашистские партии призывают к вооруженному установлению диктатуры, к борьбе с демократией.
Демократические партии отстаивают ценности народовластия, прав человека, верховенства закона и т.п.
Социалистические партии готовятся к замене капитализма социализмом или коммунизмом.
Анархические партии призывают к ликвидации государства как института власти и самой власти.
Каждый из вас может голосовать самостоятельно и должен это делать. Вы можете организовать свою партию и выдвинуть своих кандидатов в президенты и парламент. Решать вам.
Филин:
Какие замечательные у меня ученики! Теперь нам осталось рассказать, каких видов бывают избирательные системы и как проходят выборы.
Белка:
Существуют две основные избирательные системы – мажоритарная (голосование по одномандатным округам) и пропорциональная (голосование по партийным спискам). Теперь о них подробнее.
Мажоритарная система – система определения результатов голосования, при которой избранным считается кандидат, получивший большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей. Если требуется абсолютное большинство, то есть 50%+1 голос всех голосующих, а его нет, то назначается второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, набравших большинство в первом туре. А если необходимо относительное большинство голосов, то побеждает тот, кто набрал больше. В рамках одного округа может быть избран только 1 депутат или депутаты по 1 партийному списку.
Пропорциональная система – система определения результатов голосования, при которой распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии с количеством полученных голосов. Можно голосовать за нескольких кандидатов от разных партий в пределах округа или можно выбирать партийный список определенной партии в целом по стране.
Филин:
Я понимаю, что для всех вас так сразу сложно сказать, что нам подходит и как быть. Я предлагаю сделать перерыв до завтра. Вечером в кругу семьи, с соседями, друзьями вы обсудите все эти вопросы и завтра выскажите свое мнение. Если выскажитесь за выборы, то мы – я и мои ученики – расскажем, как правильно это организовать.
Ведущий:
Весь вечер лес гудел, хлопали двери домов, под деревьями собирались звери и птицы для обсуждения новой информации, полученной на совете. А Филин с учениками вновь закрылись в библиотеке.
И вот наступило утро. Огромное количество зверей и птиц собрались возле священного дуба, все были настроены отстаивать свои точки зрения.
Филин:
Рад всех приветствовать всех на нашем совете. Я думаю, вечер у всех выдался трудным и сегодня нам нужно принять окончательное решение. Прошу высказывать свои мнения.
Заяц:
Мы зайцы собрались на малый свой совет и решили, что нам нужны выборы Президента и Парламента. Мы должны изменить свою жизнь и перестать бояться каждого шороха! Нам надоело зависеть от воли и желаний сильнейшего! Все мои сородичи выступают за республику и демократию.
Кабан:
Наш род поддерживает точку зрения зайцев!
Орел:
Я являюсь представителем всех птичьих семейств, и мы выступаем за демократию и выборы.
Медведь:
А я выступаю от всех хищников и мы против ваших изменений. Нужно вернуть монархию и восстановить прежний строй!
Лиса:
Конечно! Медведь говорит дело!
Голоса:
Не хотим монархию! Хватит нас мучить! Даешь свободу от хищников!
Филин:
Все понятно. В нашем лесу выборы состоятся, а будут ли все участвовать или нет – это уже другой вопрос.
Заяц:
У меня вопрос – с какого возраста и кому можно будет участвовать в выборах?
Филин:
В выборах могут участвовать все граждане, проживающие постоянно в нашем лесу, достигшие совершеннолетия. У каждого вида животных и птиц своя грань. Все иностранные гости, перелетные птицы право голоса не имеют.
Орел:
Как будут проходить сами выборы?
Филин:
Сначала, необходимо назначить день выборов, затем для проведения голосования и подсчета голосов образуются избирательные участки и комиссии. Так как наш лес небольшой, нет необходимости создавать избирательные округа. Затем в назначенный день граждане приходят на избирательный участок, голосуют, а избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет результат.
Медведь:
А кто будет входить в состав комиссии?
Филин:
Будет справедливо, если будут представители от всех жителей нашего леса.
Лиса:
А кто будет составлять списки избирателей?
Филин:
Избирательная комиссия – это будет ее прямая обязанность.
Заяц:
А сколько депутатов будет в нашем парламенте? Я слышал, что в России их 450. Неужели нам нужно столько же?
Филин:
Все зависит от количества граждан, проживающих в стране. В нашем лесу жителей не так уж много, поэтому в нашем Парламенте должны быть представители всех партий, которые вы образуете. На подготовку к выборам, регистрацию кандидатов, составление списков избирателей, формирование партий выделяем два месяца. Как вы думаете, хватит?
Голоса:
Хватит! Постараемся успеть!
Ведущий:
И закипела в лесу работа. После долгих дискуссий открыли два избирательных участка – возле священного дуба и на берегу озера. Составы избирательных комиссий были одобрены и они занялись составлением списков голосующих. Для этой цели были привлечены сороки, как самые разговорчивые и общительные, их отправили по домам для переписи всего населения леса. Назначили день выборов – 10 мая.
Оформились в лесу и основные партии с яркими политическими лидерами: монархическая – во главе с Медведем, демократическая – под руководством Лося, социалистическая – под контролем Зайца, которые и выдвинули их в качестве кандидатов в президенты. Затем Медведь снял свою кандидатуру и вместо себя выставил Тигра, с именем которого монархисты связывали возрождение монархического строя. Кандидаты были зарегистрированы, и началась предвыборная кампания. Весь лес был наполнен листовками, плакатами, на всех деревьях были развешены лозунги: «Голосуй за Лося, чтоб хорошо жилось!», «Тигр – это сила и власть», «Заяц – это Ваша надежда на безоблачное будущее».
Наступило 10 мая. Радостный лесной народ с раннего утра шел на выборы. Явка избирателей составила 90 %. После подсчета голосов оказалось, что больше всего набрал Лось, за него отдали свои голоса 64% населения леса. В Парламент было избрано 24 представителя от всей фауны леса. После объявления результатов Филин взял слово.
Филин:
Дорогие друзья! Мы удачно завершили первый этап формирования нового политического строя – выбрали Президента и Парламент. Теперь нам необходимо составить и принять основной Закон нашего государства – Лесную конституцию. Но это более трудоемкая работа и она потребует нашей скоординированной деятельности. Желаю нам всем удачи! (Аплодисменты).
Ведущий:
На этом, пожалуй, закончим. Перед вами прошли страницы из жизни сказочного леса, так похожие на нашу сегодняшнюю жизнь. Всем спасибо за внимание!
Список литературы:
Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. – М. 1999.
Конституция Российской Федерации. – М. 2003.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М. 1999.
Никитин А.Ф. Государство и право. – М. 2000.
Российская политология. – М. 1995.
Российский энциклопедический словарь. – М. 2005.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Классификация партий
по политической направленности
Приложение №4
Цитаты для оформления кабинета.
«Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда – путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг и ты узнаешь, что в тебе есть».
И.В. Гете.
«Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его».
Гегель.
«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании».
К. Поппер.
«Избирательный бюллетень сильнее пули».
А. Линкольн.
«Главная опасность для демократии – равнодушие народа к политике».
Э. Севрус.
«До тех пор пока люди будут преклоняться перед Цезарями и Наполеонами, Цезари и Наполеоны будут приходить к власти и приносить людям несчастье». О. Хаксли.
«Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться».
Солон.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Формы республики
президентская
смешанная
парламентская
Основные признаки демократии
Признание народа высшим органом власти.
Выборность основных государственных органов.
Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.
Равноправие граждан, гарантии прав и свобод.
реакционные
монархические
консервативные
фашистские, радикальные
демократические, либерально-демократические
анархические
социалистические, коммунистические, рабочие
15