Рабочая программа элективного курса Развитие коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века


Рабочая программа элективного курса по теме:
«Становление и развитие коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века»Общая характеристика
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 8 класса, и рассчитана на 18 часов (полугодие) с расчетом 1 час в неделю. Курс разработан на основе архивных материалов государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), учебно-методических пособий по истории России, энциклопедических материалов, хрестоматий. Ценность данного курса состоит в том, что материалы курса вводятся в научный оборот впервые. Также необходимостью изучения истории родного края, что даст возможность создания условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся расширенные представления о развитии коммерческого образования в Забайкалье. Исследовательские задания курса позволяют раскрыть творческий потенциал, выявить интересы, инициативы и склонности по отношению своей будущей профессии, а также способствует развитию стремления к самореализации и самоопределению.
Цель курса: сформировать у учащихся представление о становлении и развитии коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века.
Задачи курса:
стимулировать интерес к изучению истории, для дальнейшего участия в олимпиадах, научно-практических конференциях;
помочь учащимся освоить систематизированные знания о коммерческом образовании в Забайкалье;
способствовать овладению умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;
развивать историческое мышление (способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого);
Фомы работы. Элективные курс предполагает сочетание индивидуальной и групповой работы, что способствует реализации разных образовательных и воспитательных задач.
Индивидуальные работы позволяют учащимся проявлять самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, учебной работоспособности.
Работая в группе, учащиеся учатся жить в обществе, групповые занятия способствуют формированию у школьников нравственных качеств, чувства сопереживания, взаимовыручки, взаимной ответственности, адекватной самооценки.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются проблемное обучение, проектная деятельность, технология критического мышления, интерактивные технологии. Применяются как традиционные (фронтальная беседа, лекции), а так же интерактивные формы обучения (круглый стол, дискуссии, коллоквиум).
Методы обучения:
Словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, элементы дискуссии).
Частично-поисковый метод (работа с источниками, литературой).
Наглядный метод (презентация иллюстраций, таблиц и т.д.).
Отсюда следуют планируемые результаты изучения данного элективного курса:
Формирование гражданского и патриотического мировоззрения, воспитание чувства гордости за свою страну и бережное отношение к историческому наследию;
Владение необходимым материалом по истории становления и развития коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века;
Формирование собственной оценки событиям и деятельности людей в истории;
Формирование навыков работы с различными источниками исторических знаний;
Умение работать в коллективе (выполнять групповые задания, поддерживать диалог, находить компромиссное решение, аргументировать свою точку зрения, умение слушать оппонента, готовность принять противоположную позицию другого учащегося);
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Индекс компетенции Содержание компетенции
ОК-1 владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-14 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК-15 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Курс состоит из четырех главных тем, которые в свою очередь предполагают изучение более узких тем. Формы и организация занятий определяются структурой и содержанием курса: лекция, коллоквиум, практическое занятие. На изучение каждой темы приходится 4-5 часов, сопровождающиеся лекционными и двумя практическими занятиями. Особое внимание при разработке курса автор уделил деятельностному подходу – самостоятельному изучению источников и литературы, анализу и систематизации полученных ими знаний, тематическим рефератам.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема урока Основные задачи изучения темы урока Основное содержание (понятия, законы и т.п.) Вид занятия Кол-во часов
Раздел 1. Деловой мир России в XIX начале XX века. 6
1. Состав и облик предпринимателей во второй половине XIX века. 1. Формировать умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности;
2. Способствовать формированию собственных взглядов.
3. Обеспечить активную позицию учащихся. - Рассмотреть изменения в правовом регулировании предпринимательства в 60-х годах;
- Структуру крупного предпринимательства;
- Деловую активность в тяжелой промышленности и в крестьянской сфере;
- развитие мелких деловых операций;
-особенности в положении московских деловых кругов;
- дворянское предпринимательство;
- торговая деятельность. лекция 2
2. Сплочение деловых кругов в 1905-1917 гг. 1. Дать представление учащимся о трудностях частного предпринимательства и об основных предпринимателей и их деятельности в рассматриваемый период времени. - деловые круги о трудностях частного предпринимательства;
- учреждение Совета съездов представителей промышленности и торговли;
- территориальные и отраслевые союзы предпринимателей;
- А. Гучков, С.Четвериков, В.Жуковский, Н.Авдаков. лекция 2
3. Роль коммерческого образования. 1. Развивать навыки анализа исторической информации, сопоставления исторических фактов и выражение собственного мнения - «Положение о коммерческом образовании 1896 г.» С.Ю. Витте;
- причины открытия коммерческих учебных заведений;
- проекты социально-экономического обновления России. практика 1
4. Русские предприниматели. 1. Рассмотреть деятельность выдающихся предпринимателей России.
2. Формирования навыков работы в группе при составлении мультимедийного проекта. П.И. Щукин, С.И. Мамонтов, Савва Морозов, В. Кокорев, Е.И. Ламанский, А.И. Путилов. практика 1
Раздел 2. Становление коммерческого образования в Забайкалье.
. 8
5. Выдающиеся предприниматели Забайкалья. 1. Проанализировать деятельность выдающихся предпринимателей Забайкалья и их вклад в становление, и развитие коммерческого образования в Забайкалье. Я.Д. Фризер, М.Д. Бутин, Д.В. Полутов, А.В. Фторов, Д.Ф. Игнатьев. практика 2
6. Частное коммерческое училище баронессы М.Г. Розен в 1907-1914 гг. 1. Рассмотреть причины открытия училища;
2. Изучить учебно-воспитательный процесс;
3. Отметить особенности училища (плата за обучение, контингент поступающих и т.д.);
3. Выделить этапы существования училища в Чите. Читинское частное мужское коммерческое училище баронессы М.Г. Розен открылось 17 сентября 1907 года, «ввиду полного окончания работ по отделке здания и поступления достаточного числа учащихся». Оно являлось средним учебным заведением. Первым директором училища являлся А.П. Протасов. Коммерческое училище находилось в системе ведомства Министерства торговли и промышленности. Задачей училища являлась подготовка специалистов в области торговли и предпринимательства, а также в передаче им специальных и естественно-географических знаний для подготовки людей, способных на дипломатические отношения с соседними странами Востока. После окончания учебного заведения учащиеся имели возможность поступить в высшие коммерческие учебные заведение. 30 октября 1907 года баронесса Розен уведомила об открытии училища военного губернатора Забайкальской области. Содержалось училище за счет средств, которые собирались от платы за обучение (100-150 руб. в год). Несмотря на все старания Розен получить субсидию от казны или из местных источников, ей это не удавалось. Казна отказывала на том основании, что субсидии на учебные заведения можно выдавать лишь общественным организациям, но не частным лицам. Позже, в 1913-1914 гг. и 1914-1915 гг. пособия от города составляли всего 750 рублей. Почти каждый год училищу приходилось арендовать новое помещение. Изначально оно располагалось в доме Соловьева, расположенном на углу Ангарской и Якутской улиц (ныне ул. Ангарской и ул. Н. Островского).Затем оно перешло в пассаж Второва по приглашению владельца, расположенному на углу Иркутской и Коротковской улиц (ныне ул. им. Полины Осипенко и ул. Анохина), в доме Шмуйловича, разместившегося по ул. Ангарской (ныне ул. Лермонтова), в доме купца Полутова, находившегося по ул. Софийская (ныне ул. Бутина, здание Администрации городского округа «Город Чита»). В 1917 году в связи с отъездом М.Г. Розен в Петербург, училище было передано Читинскому Биржевому комитету. Затем училище объединилось в политехническими курсами и образовалось новое учебное заведение Читинский политехникум, просуществовавший до 1921 года. лекция 2
7. Причины открытия учебного заведения. 1. Отметить основные причины открытия коммерческого училища в Чите. Необходимость в существовании и открытии коммерческих училищ бесспорно возникала. С развитием промышленности и торговли государству нужны были квалификационные кадры. Уже с 1896 по 1902 годы по России в введении учебного отдела Министерства финансов находилось 36 общественных и 16 частных коммерческих училищ. Деловые круги России и регионов поддержали реформу, передававшую управление , финансирование и право распоряжаться денежными средствами коммерческих училищ корпоративным организациям предпринимателей и частным лицам. лекция 2
8. Преподавательский состав училища. 1. Изучить преподавательский состав коммерческого училища. Помимо профессиональных требований, предъявляемых к педагогическим кадрам учитывались такие деловые и личные качества, как «опытность», «нравственность», «благонадежность». Преподавателей общеобразовательных предметов привлекали из числа выпускников учебных заведений, осуществлявших профессиональную и общеобразовательную подготовку. С целью приведения программ специальных предметов в соответствие с требованиями отраслевого министерства была образована «испытательная комиссия», задачей которой была организация проверок уровня знаний кандидатов, претендующих на должность преподавания специальных предметов. Преподавательский состав коммерческого училища в Чите выглядел следующим образом: Леонид Анатольевич Кусков – штатный преподаватель химии. Валентин Владимирович Вышегородский – преподаватель по политической экономии, экономической географии, законоведения, бухгалтерии, коммерческой арифметики. Луиза Юлиановна Плотровская - учитель истории. Галина Николаевна Хмелева – учитель русской литературы.Ренриезза-Луиза-Амаил Яковлевна Раудкен – преподаватель математики и немецкого языка. Шарлотта Людвиговна Гельце – домашняя учительница. Сергий Старков – законоучитель. лекция 1
9. Организация образовательного процесса. 1. Изучить особенности образовательного процесса в коммерческом училище баронессы М.Г. Розен;
2. Рассмотреть степень влияния внеклассной работы на воспитание учащихся.
Образовательный процесс находился в стадии формирования. В основе его лежало сочетание теоретической и практической подготовки, как по общеобразовательным, так и по специальным предметам с преимущественной ролью практических занятий. Закреплению практических умений и навыков обучающихся способствовала также летняя производственная практика. Помимо развития профессиональных компетенций формировались условия для всестороннего развития личности будущих специалистов. В организации образовательного процесса педагоги коммерческих училищ стремились привить своим воспитанникам такие необходимые качества как предприимчивость, умение вести себя в условиях постоянно обновляющегося производства и рынка, твердость духа и гибкость ума. лекция 1
Раздел 3. Коммерческое училище во время Первой мировой войны. 2
10. Читинская городская торговая школа. 1. Рассмотреть историю открытия Читинской городской торговой школы;
2. Выделить особенности в образовательном и воспитательном процессе;
3. Изучить тематическое планирование школы;
4. Дать представление учащимся о преподавательском составе и контингенте учащихся.
Читинская городская торговая школа открылась по инициативе властей в 1913 году, находилась в ведомстве Министерства торговли и промышленности. Школа имела целью подготовить специалистов торговли для монгольского и местного инородческого рынка. При школе были открыты бухгалтерские курсы. Тематический учебный план школы включал изучение монгольского языка, географии Дальнего Востока, производства местных товаров. В виду проникновения японского капитала в Восточную Сибирь, торговая школа намеревалась с 1914 года ввести преподавание японского языка лекция 2
Раздел 4. Коммерческое училище в составе Читинского политехникума.
2
11.
Коллоквиум
Обобщение полученных знаний. Проведение коллоквиума. 1
12.
Итоговое тестирование Решение теста
1
Итого: 18 ч.
Фонд оценочных средств по элективному курсу «Становление и развитие коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века».
ПАСПОРТ
фонда оценочных средств по элективному курсу
«Становление и развитие коммерческого образования в Забайкалье в начале XX века».
№ Контролируемые разделы дисциплины Наименование оценочного средства
1. Деловой мир России в XIX начале XX века. Эссе: «Роль коммерческого образования»;
Научные проекты: «Русские предприниматели».
2. Становление коммерческого образования в Забайкалье. Доклад
Научные проекты: «Выдающиеся предприниматели в Забайкалье».
3. Читинское частное мужское коммерческое училище баронессы М.Г. Розен во время Первой мировой войны. Проблемное реферирование.
Разработка методической папки по теме: «Учащиеся коммерческого училища во время Первой мировой войны».
4. Коммерческое училище в составе Читинского политехникума. Коллоквиум.
Тестирование.
РАЗДЕЛ 1. Деловой мир России в XIX – начале XX века.
1 задание. Эссе «Роль коммерческого образование».
Методические рекомендации: в рамках изученной темы для контроля знаний студентам предлагается написать эссе. Эссе – это прозаическое произведение написанное в соответствии с заданной структурой в строгом соответствии с темой.
Работу над эссе целесообразно разделить на несколько этапов:
Выбор темы и определение проблемы. Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе. Подбор материала. Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необходимо потратить время на сбор материала - книги, статьи, Интернет-ресурсы - и его анализ. Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю" записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.
Структура текста.
Вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы. Не лишним будет указание на актуальность (значимость для современного общества) проблемы эссе.
Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, нахождения парадоксальных решений, поиска примеров из публицистики, художественной литературы, из опыта собственной жизни. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. В согласии или возражении принципиально важно поискать и найти второй аргумент. Потом еще, и еще. Нужна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Эссе завершается кратким заключением.
Заключение должно содержать ответ на вопрос: "Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?"
Стиль изложения. Стремитесь к изящному изложению своих мыслей. Старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отшлифованы и отточены.
Требования к написанию эссе: раскрыть причины образования коммерческих училищ, особенности преподавания, контингент учащихся, доказать необходимость коммерческого образования. Объем эссе 3-4 страницы без учета списка литературы.
Критерии для его оценивания:
Вводная часть (3 бала) – автор определяет проблему и показывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в решении поставленной проблемы через систему целей и задач.
Основная часть (5 балов) - рассуждение и аргументация. В этой части необходимо привести суждения, точки зрения, сформулировать свою позицию и аргументировать ее.
Заключительная часть (2 бала) – формирование выводов.
Оформление списка литературы: автор включает только те источники, на которые ссылается в эссе.
Максимум за выполнение задания - 10 балов (оценка «5»), 8 балов (оценка «4»), 6 балов (оценка «3»), 4 бала (оценка «2»).
2 задание. Мультимедийный проект: «Русские предприниматели».
Методические рекомендации: для более глубокого изучения темя, учащимся предлагается составить мультимедийный проект. Мультимедийные презентации - это сочетание самых разнообразных средств, представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Для составления проекта учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека.
Требования к составлению мультимедийного проекта: раскрыть биографические данные, его роль в становлении коммерческого образования. Защита презентации не более 7 минут.
П.И. Щукин
С.И. Мамонтов
Савва Морозов
В. Кокорев
Критерии для оценивания:
Компьютерная презентация (содержание и оформление) – 5 балов.
Выступление (сюда же входят ответы на вопросы аудитории) – 5 балов.
Максимальный бал - 10 балов (оценка «5»), 8 балов (оценка «4»), 6 балов (оценка «3»), 4 бала (оценка «2»).
РАЗДЕЛ 2. Становление коммерческого образования в Забайкалье в XIX – начале XX века.
1 задание. Доклад
Предлагаемые темы:
Предпринимательство в Забайкалье.
Причины открытия коммерческих училищ в Чите.
Читинское Коммерческое училище баронессы М.Г. Розен.
Востребованность коммерческих училищ.
Методические рекомендации: Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Требования к написанию: Структура доклада:1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 
Требования к оформлению доклада:1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. 
Критерии оценивания:
Актуальность темы исследования – 2 бала;
Соответствие содержания теме – 3 бала;
Глубина проработки материала – 8 балов;
Соответствие оформления доклада стандартам – 2 бала.
Максимальный бал - 15 балов (оценка «5»), 12 балов (оценка «4»), 9 балов (оценка «3»), 7 балов (оценка «2»).
2 задание: Выдающиеся предприниматели Забайкалья.
Выполнение мультимедийных проектов по предлагаемым темам:
Предпринимательская деятельность М.Д. Бутина (сфера его деятельности).
Д.В. Полутов как коммерсант (сфера его деятельности).
Методические рекомендации: для более глубокого изучения темя, учащимся предлагается составить мультимедийный проект. Мультимедийные презентации - это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Для выполнения задания учащиеся могут объединиться в группы по 3-4 человека.
Требования к составлению презентации: раскрыть биографические данные, его роль в становлении коммерческого образования. Защита презентации не более 7 минут.
Критерии для оценивания:
1.Компьютерная презентация (содержание и оформление) – 5 балов.
2.Выступление (сюда же входят ответы на вопросы аудитории) – 5 балов.
Максимальный бал - 10 балов.
РАЗДЕЛ 3. Читинское частное мужское коммерческое училище баронессы М.Г. Розен во время Первой мировой войны.
1 задание: Проблемное реферирование.
Методические рекомендации – в рамках изучения темы учащимся предлагается написать проблемное реферирование по вопросам:
Важность коммерческого образования для предпринимательства.
Учебный процесс в коммерческом училище (учебные дисциплины, учебный день, методика).
Преподавательско-ученический контингент.
Успеваемость в коммерческом училище.
Реферирование это изложение какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, синтеза одного или нескольких источников.
Требования: реферирование должно включать:
Вводная часть (где перечисляются журналы их порядковые номера, годы издания. Указывается автор и название статьи);
Тема статьи и ее общая характеристика.
Проблема статьи (о чем идет речь, какие проблемы рассматриваются);
Композиция статьи (сколько частей включает, с чего начинается и чем заканчивается);
Описание основного содержания статьи;
Иллюстрация автором своих положений;
Заключение, выводы автора.
Критерии оценивания:
Понимание и точность изложения основных идей – 3 бала;
Умение аргументировано излагать свою точку зрения – 5 балов;
Непротиворечивость и логичность изложения – 3 бала;
Уровень знаний и эрудиции – 4 бала.
Максимальный бал - 15 балов (оценка «5»), 12 балов (оценка «4»), 9 балов (оценка «3»), 7 балов (оценка «2»).
2 задание: Разработать методическую папку по теме: «Учащиеся коммерческого училища в годы Первой мировой войны».
Методически рекомендации: составление папки – это выражение творческого потенциала учащихся. Содержание папки включает раскрытие темы и составление примерных заданий различного характера (тесты, кроссворды, рубрик, схем, таблиц и т.д.).
Предлагаемые темы:
Помощь семьям мобилизованных на войну (дружины).
Чтение с «волшебным фонарем» перед населением.
Организация беспроигрышных ярмарок для нуждающихся.
Экскурсии учащихся на предприятия г. Читы.
Критерии оценивания:
Раскрытие темы в полном объеме – 5 балов;
Содержательность и наполнение урока инновационными методами – 5 балов;
Заинтересованность учащихся в уроке – 5 балов.
Максимальный бал - 15 балов (оценка «5»), 11 балов (оценка «4»), 8 балов (оценка «3»), 5 балов (оценка «2»).
РАЗДЕЛ 4. Коммерческое училище в составе Читинского политехникума.
1 задание: Коллоквиум.
Методические рекомендации: выступает как средство контроля усвоения учебного материала раздела дисциплины, коллоквиум проводится в форме беседы преподавателя и учащихся по следующим вопросам:
Коммерческое училище к 1917 г.
Слияние коммерческого училища с политехническими курсами.
Читинское коммерческое училище после слияния.
Требования: проводится в устной форме.
Критерии оценивания:
15 балов (оценка 5) – глубокое и прочное усвоение программного материала, полные и логически излагаемые ответы.
10 балов (оценка 4) – знание программного материала , грамотное изложение без существенных неточностей, правильное применение теоретических знаний.
5 балов (оценка 3) – усвоение основного материала, при ответе допускаются неточности, недостаточно правильные формулировки.
Оценка 2 не предусматривается, если учащийся не проходит собеседование, то ему назначается повторный срок сдачи.
2 задание: Итоговое тестирование.
Методические рекомендации – тест проводится как заключительное задание по контролю знаний по теме. Тест включает 1 вариант, состоящий из 15 вопросов. С 1 по 12 вопросы содержат один правильный вариант ответа. С 13 по 15 вопросы повышенной сложности. Тест проводится в открытой форме.
Требования к оцениванию – задание будет считаться выполненным, если учащийся допустит не более 3 ошибок.
В связи, с чем связано открытие в Чите коммерческого училища?
А) переход к рыночной экономике;
Б) зарождение капиталистических отношений;
В) потребность в квалифицированных кадрах;
Г) все ответы верны.
2. Кто выступил в качестве учредителя коммерческого училища в Чите?
А) купец Д.В. Протасов;
Б) баронесса М.Г. Розен;
В) А.П. Протасов.
3. Когда было открыто коммерческое училище в Чите?
А) 1 сентября 1907 г.;
Б) 17 сентября 1907 г.;
В) 17 октября 1907 г.;
Г) 1 октября 1908 г.
4. Первый директор училища?
А) С. Морозов;
Б) А.П. Протасов;
В) А.Н. Банщиков.
5. В ведомстве какого органа находилось училище с 1907-1917 гг.?
А) Государственной Думы;
Б) Министерства Торговли и Промышленности;
В) комитета Биржевого общества.
6. Каким заведением считалось коммерческое училище баронессы М.Г. Розен?
А) средним заведением;
Б) высшим заведением:
В) давало начальное образование.
7. Сколько классов изначально включало училище?
А) 5; б)7; в)8; г) 6.
8. Представители какого сословия в основном обучались в училище?
А) купцы; б) мещане; в) дворяне; г) крестьяне.
9. Размер платы за обучение?
А) 100-150 руб.; б) 120-150 руб.; в) 60-100 руб.; г) 80-150 руб.
10. На какие средства содержалось училище?
А) субсидии от города; б) плата за обучение;
в) помощь предпринимателей.
11. Соотнесите:
1) Л.А. Кусков а) преподаватель русского языка;
2) Г.Н. Хмелева б) преподаватель химии;
3) С. Старков в) законоучитель.
12. Какой язык не входил не в одну из программ училища?
А) английский; Б) немецкий; В) монгольский; Г) китайский.
13. Вставьте пропуски, используя слова: гимнастика, военное, первого, последнего, Лагорио, Ткаченко.
В особенности в _______ время в программу курсов возникла потребность ввести преподавание ___________и обучение стрельбе. Ученики _________класса, освобожденные от физических нагрузок, занимались изучением общих сведений по военному делу. Для обучения военному строю учащихся в Читинское коммерческое училище был направлен прапорщик _________.
14. Перечислите дисциплины, входившие в программу VIII класса?
15. Перечислите основные причины перехода коммерческого училище в ведомство комитета Биржевого общества?
Ответы:
1 – г; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – 1-а; 2-б; 3-в; 12 – в.
13 – В особенности в военное время в программу курсов возникла потребность ввести преподавание гимнастики и обучение стрельбе. Ученики последнего класса, освобожденные от физических нагрузок, занимались изучением общих сведений по военному делу. Для обучения военному строю учащихся в Читинское коммерческое училище был направлен прапорщик Ткаченко.
14- В программу VIII класса входили – русский язык, алгебра, аналитическая геометрия, космография, коммерческая география, анатомия, товароведение, бухгалтерия, английская корреспонденция, немецкая корреспонденция, политическая экономика.
15. Основной причиной перехода коммерческого училища в ведомство комитета Биржевого общества, является спор между учредительницей и преподавателями училища, вызванный делом Н.Н. Краузе, после чего М.Г. Розен уезжает в Петербург и передает училище Биржевому обществу.
Рекомендованная литература:
Акулова К.А. Досуг учащихся Читинского частного мужского коммерческого училища баронессы М.Г. Розен во время Первой мировой войны. // Забайкалье историческое: материалы III региональной науч.-практ. конф. / отв. ред.: Т.Г. Васильева. – Чита: ЗабГУ, 2014. С. 95-98.
Акулова К.А. Развитие коммерческого образования в Забайкалье в первой половине XX века. // Молодежная научная весна – 2014. XLI Научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов Забайкальского государственного университета: сборник материалов. Ч. II / Забайкал. гос. ун-т; ред.-сост. Т.Б. Бердникова, А.В. Шапиева. – Чита: ЗабГУ, 2014, С. 131-134.
Барышников М.Н. История делового мира России: пособие для студентов ВУЗов. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. 224 с.
Кузьмин Н.Н. Коммерческое образование в Забайкалье в России в конце 19 начале 20 вв. // Вопросы методологии исследований в истории. - Горький, 1974 г. С. 128-141.
Лобанов В.Г. Старая Чита. – документальный рассказ. Чита: Степанов М.А., 2003 г. 336 с.
Разманова Н.А. Коммерческие училища в России // Обозреватель, 2002 г. № 11-12, 45 с.
Разманова Н.А. Общественная инициатива торгово-промышленных кругов России и материальное обеспечение коммерческих училищ. // Отечественная история, № 2, 2014, С. 74-83.