Особенности учреждения дополнительного образования как воспитательных организаций
Особенности учреждения дополнительного образования как воспитательных организаций
Попова Ольга Анатольевна
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЭБЦ
Общество, находящееся в условиях формационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие образованности человека. Помимо социокультурных факторов, образование испытывает влияние, связанное с лавинообразным нарастанием совокупных знаний человечества, что требует ограничения и селекции материала, включаемого в образовательную программу общего образования. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них можно квалифицировать как образовательные технологии.
Образовательная технология понимается как способ функциональных связей участников образовательного процесса (Н.Г. Алексеев, А.Я. Хорец и др.). Обратим внимание на принципиальное различие образовательной и производственной технологий, очень важное для нашего рассмотрения. Согласно Большому энциклопедическому словарю, «технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение и ...логия) - совокупность методов, способов и приемов получения, обработки или переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения готовой продукции». Иными словами, технология – совокупность действий, которые позволяют получить заданный результат, эффективность технологии определяется точностью воспроизводства результата. В образовании цель и результат – развитие личности учащегося (на уровне обретения им ценностей и смыслов существования и освоения соответствующих техник, обеспечивающих личностно и культурносообразную деятельность в этом смысловом поле), образовательная технология должна обеспечивать выход на этот результат. Однако достижение подобного результата невозможно заданием типовых алгоритмов действий – в этом случае он будет лежать не в ценностно-смысловом пространстве, в котором должно работать образование (по Р.Г.Каменскому – культурном или экзистенциальном), а в формально-продуктивном (ситуативном или социальном), допускающем имитацию деятельности и фальсификацию позиции. Иными словами, технология должна управляться не административным, а сетевым образом (подробнее см. статью о сетевом управлении).
Для достижения воспроизводимого результата при реализации образовательной технологии необходимо задать алгоритмы воздействий именно по ценностно-смысловому основанию. В нашем случае это достигается введением в среду образовательного учреждения нескольких смысловых позиций, удерживающих разные культурно-профессиональные традиции (говоря попросту, приглашением специалистов из разных отраслей: педагогов, ученых, артистов и др.) и организациии их содержательного взаимодействия при реализации различных форм образовательной деятельности (кружки, конференции, экспедиции и др.), где они определенным образом начинают взаимодействовать. Тип этого взаимодействия и определяет характер функциональных связей между ними.
В любом образовательном процессе присутствуют практически все возможные виды связей. Но в каждом конкретном случае на первый план выступает и становится ведущей какая-либо одна из них или их группа. Таким образом, проявление функциональной связи в качестве ведущей превращает форму образовательной деятельности в образовательную технологию. Структуру образовательной технологии можно проиллюстрировать следующим образом. Пусть имеется некоторая образовательная задача. Ее решение происходит посредством совершения последовательности действий субъектов образовательного процесса (в методической, дидактической, исследовательской и др. сферах), которые переводят ситуацию из состояния А в состояние В и обеспечивают получение образовательного результата. В процессе совершения действий субъекты образовательного процесса оказываются связанными определенными функциональными связями. Их специфика и иерархия определяет образовательную технологию, на которой основан образовательный процесс.
Последовательное простроение в каждом случае функциональных связей на уровнях отдельных коллективов, учреждений, в целом сферы образования задает множество образовательных технологий и соответствующих им образовательных практик, включенных в образовательную систему и несущих на себе совокупность востребованных обществом функций.
Образовательная технология, актуальная для современного этапа развития общества, должна нести в себе совокупность функций, которые бы наиболее адекватно удовлетворяли потребности социума (с одной стороны, на устойчивость и воспроизводство культурной жизни, с другой стороны, на развитие новых, модных, профессионально перспективных и др. направлений). Настоящая работа посвящена одной из таких образовательных технологий - исследовательской деятельности учащихся, анализу задаваемых ей функциональных связей участников образовательного процесса, и ставит цель разработки принципов проектирования исследовательской деятельности учащихся в различных областях естественных и гуманитарных наук в образовательных учреждениях различного типа и их ассоциативных структурах.
Рассмотрим основные закономерности развития исследовательской деятельности учащихся. Здесь, наряду с известными связями типа «учитель-ученик» и др. на первый план выступают новые специфические функции, которые в этой образовательной технологии выступают как ведущие. Две главные из них – «коллега-коллега» и «духовный наставник – младший товарищ».
Характерная для исследовательской деятельности ситуация, когда и учитель и ученик становятся как бы «рука об руку» и им противостоит неизведанное явление природы (в отличие от традиционный схемы, где учащийся и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, проверяющий и проверяемый), учащийся чувствует в учителе соратника, помощника, наставника. При этом и реализуется связь «коллега-коллега». Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета. В результате реализуется вторая характерная функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.
Другими важными функциональными связями, которые необходимо учитывать при развитии исследовательской деятельности учащихся являются, например, такие, как «ученый-педагог». Эта функциональная связь может связывать школьного учителя и куратора-ученого из профильного научного учреждения, а может локализоваться в одном физическом лице в том случае, если в роли руководителя работы выступает ученый-исследователь. Специфика деятельности ученого, в отличие от учителя, предполагает постоянную постановку и решение новых задач. Исходя из этого при проектировании исследовательской деятельности необходимо предусматривать для ученого-исследователя постоянное продвижение вперед, постановку новых предметных задач в рамках учебного процесса. Следует обращать внимание на связь «руководитель-методист», что обусловлено спецификой исследовательской деятельности с подростками, о чем будет сказано ниже, и ряд других более второстепенных связей, таких, как связи между исследователями различных специализаций или связи с местным населением, возникающие в экспедиционных условиях.
Наличие указанных смысловых позиций и функциональных связей между ними и задает исследовательскую деятельность как особую образовательную технологию, обеспечивающую воспроизводство образовательного результата – развитие личности учащихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства освоения действительности.