На пути к успеху или хореографический ансамбль в школе. (Методические рекомендации начинающему хореографу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» муниципального образования город Ноябрьск








На пути к успеху, или хореографический ансамбль в школе.

(методические рекомендации начинающему хореографу)











Подготовил: Орлова О.Л., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория













Ноябрьск, 2013 г.

Введение
Каким бы видом искусства ни занимался тот ли иной коллектив, в нем должна быть глубоко продумана система работы над репертуаром, определена организационная форма и налажена систематическая духовно-воспитательная работа.
Хорошая организация всех звеньев работы коллектива - надежный залог успеха. Верная методика преподавания приобретает особое значение с единством требований к сценическому мастерству, как профессиональных, так самодеятельных артистов. Требования едины, а процесс подготовки исполнителей профессионального и самодеятельного искусства хореографии различен.
Профессиональные коллективы тщательно отбираются по профессиональным данным. В самодеятельные же коллективы приходят все, кто любит танцевать. Здесь отбор производится, по очень ограниченным показателям в основном проверяется наличие слуха и ритма. Занятия в коллективе проводятся несколько раз в неделю. Поскольку, все, что показывается со сцены, должно отличаться глубоким содержанием и красотой художественной формы, в процессе занятий нужно добиваться воспитания качеств, дающих возможность эстетического воздействия на зрителя.
В самодеятельных коллективах работа состоит из трех основных разделов: организационного, учебного и постановочного. В каком бы плане ни работал коллектив народного или классического танца, эти три раздела обязательны для всех коллективов. Ниже дается подробный анализ работы, но каждому разделу.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Прежде всего, нужно решить, в каком жанре будет работать создаваемый коллектив /классическом или народном /. В зависимости от требования работодателя подбирается и руководитель. Желательно, чтобы руководитель имел профессиональное образование и опыт педагогической работы.
Красочные плакаты, фотографии, рассказы об известных мастерах танца, выступления хореографических самодеятельных коллективов заинтересуют ребят, помогут узнать и полюбить танцевальное искусство. Опыт показывает, что там, где активно проводится агитационная работа среди ребят, создаются обычно большие коллективы.
Для занятий и репетиций танцевального коллектива следует иметь большое, хорошо вентилируемое помещение, обязательно с деревянным полом. Заниматься на паркетном полу неудобно, а на каменном - просто вредно. Помещение должно быть оборудовано станками - круглыми деревянными палками диаметром 7-10 сантиметров, которые крепятся на кронштейнах к стенам на высоте 85 сантиметров от пола, либо можно использовать переносные станки. Если танцевальный класс имеет небольшую площадь, то переносные станки это хорошая экономия рабочего места. Во время тренировочных упражнений, учащиеся держаться за них, а на постановочных занятиях станки убираются из класса. На одной из стен поместить широкое \во всю стену\ зеркало.
Тогда каждый, исполнитель сможет проверить правильность исполняемого им танцевального движения. Во многих коллективах концертмейстера нет, поэтому подбор музыкального материала ложиться дополнительной нагрузкой на педагога. О подборе музыкального материала мы остановимся в следующем разделе. Помимо зала для занятий, нужно выделить, помещения для переодевания. Форму одежды занятий нужно установить единую для всех участников коллектива. Для мальчиков это шорты /велосипедки/ и майка. Для девочек купальник. Кроме того, все учащиеся должны быть обеспечены обувью \ для классического танца - специальными балетными туфлями, для народного - туфлями на небольшом каблучке/.
С первых же занятий руководитель начинает прививать участникам коллектива навыки личной гигиены.
Для отбора и приема детей в хореографический коллектив, следует обратить внимание на некоторые физиологические особенности воспитанников, профессиональной хореографической школой выработана научно обоснованная система требований.
У поступающего должно быть: правильное строение ног, корпуса и рук, гибкость, сценичность, музыкальный слух и ритм, а также хорошая, выворотность ног, без которой невозможно овладеть целым рядом танцевальных движений.
При приеме в самодеятельные коллективы отбор учащихся проводится несколько иначе и видоизменяется в зависимости от того, в каком плане будет работать коллектив; кто будет им руководить.
Когда коллектив укомплектован, проводится собрание его участников. На собрании рассказывается о задачах танцевальной самодеятельности данного коллектива.
Определяется жанр, в каком будут работать воспитанники. Устанавливаются постоянные дни занятий. Ни в коем случае нельзя допускать срывов занятий, это отрицательно влияет на дисциплину и успеха коллектива.
Состав танцевального коллектива может быть различный - от 10-15 до 60-70 человек, но в группе не должно быть более 15-20 человек, в соответствии с санитарными нормами, зафиксированными документально и в зависимости от возрастной группы. В противном случае руководителю трудно будет уделить, достаточное внимание каждому участнику коллектива.
При комплектовании групп желательно придерживаться следующего принципа; в младшие группы можно объединить вместе мальчиков и девочек; комплектуя средние группы лучше организовать занятия мальчиков в отдельной труппе. У мальчиков освоение материала, особенно по классическому танцу, происходит слабее, чем у девочек, и методика занятий с мальчиками совсем иная, чем с девочками. Объединить ребят можно во время изучения бальных танцев и совместного участия в постановочной работе.
Учащиеся старших классов могут работать в объединенной группе, но при том нужно обязательно отдельно проходить с мальчиками специально мужские движения различного вида присядки, вращения и т.д.
Весь процесс работы в детском самодеятельном коллективе должен быть подчинен задаче сочетания идейного, профессионального и трудового воспитания ребят, привитию им организаторских навыков. Нужно так организовать систему и методы преподавания, чтобы учащиеся, особенно средних и старших групп, могли переносить свои навыки и знания на младшие группы и были активными организаторами, воспитателями и помощниками руководителя.
Руководителю надо внимательно и чутко подходить к каждому ученику коллектива, выявлять его склонности и помогать их развитию. Одних ребят интересует сам учебный процесс. Они обычно стремятся понять методику преподавания, усвоить, как нужно исполнять то или иное движение, внимательны ко всем замечаниям педагога, им можно поручать самостоятельное проведение отдельной части занятия в младшей возрастной группе. Очень полезно поручать, ребятам проводить в коллективе создание проектов по интересующим их темам и сообщения по различным вопросам искусства.
Особое значение имеет работа с родителями. Обязательно устраивайте открытые уроки, пусть каждый родитель будет в курсе успехов своего ребенка. Практикуйте отчетные концерты, конкурсы внутри коллектива, создавайте площадку для совместного творчества.


УЧЕБНАЯ РАБОТА
Для того чтобы танец стал действенным средством эстетического воспитания, он должен быть, воплощен в высоко художественной форме. Достичь этой цели можно тогда, когда, исполнитель овладеет средствами танцевального языка - техникой. Эти навыки приобретают в процессе учебной работы.
В раздел учебной работы входят: тренировочные занятия у станка и на середине зала; разучивание и отработка отдельных элементов и композиций, на основе, которых будет осуществляться постановочная работа, работа над этюдами по основам актерского мастерства. Учебный материал, лучше всего давать в плане будущей постановки, входящей в репертуар коллектива. Коллективы, работающие над постановкой танцев на основе классического материала, включают также элементы дуэтного танца.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в начале урока и занимают 35-40 минут:
вход в зал, поклон \ марш 5 минуты;
построение в шеренги, в колонны или в круг
построение у станков, экзерсис у станка- 20минут,
построение на середине зала; разучивание и прохождение отдельных танцевальных элементов - 25 - 30 минут.
Вторая часть урока (30 мин) посвящается постановочной работе. Здесь же ведутся занятия по основам актерского мастерства \этюды\. Содержание и объем учебного материала могут быть различными для того или иного коллектива.
Одна из задач учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, рук, ног и головы, укрепление суставно-связочного аппарата, выработка эластичности мышц, развитие силы, ловкости и координации движений.
Экзерсис классической школы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебной работы.
Наряду с элементами по классическому танцу в учебный план нужно обязательно включать элементы по специализации хореографического коллектива. Их соотношение, примерно 40% на 60%.
Сначала проходят тренировочные упражнения у станка. Потом на середине зала разучиваются отдельные танцевальные элементы, далее танцевальные фрагменты \комбинации\, построенные на основе материала танцев, включенных в план постановочной работы. Каждое движение отрабатывают предельно четко, выразительно и осмысленно.
Многолетние наблюдения показывают, что применение в течение урока смешанного тренажа не дает высоких результатов и что целесообразнее использовать систему чередования \ по дням \ классического и современной хореографии - джаз-модерн, контепарари, бродвейский джаз. Однако в коллективах, работающих не в классической хореографии, больше времени нужно уделять работе в выбранном танцевальном направлении, особенно на середине зала.
Учащимся нужно прививать мысль, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности. Следует рассказать ребятам о том, что вначале происходит освоение движений, отработка их технологии.
Затем в результате систематических занятий эти знакомые движения становятся естественными и могут правдиво передавать мысли и чувства, заложенные в танцевальном произведении.
Руководитель должен объяснить значение каждого упражнения и верный способ его исполнения. Делать, это надо в живой, увлекательной форме, особенно в детской аудитории. Весь процесс учебной работы строился так, чтобы он носил творческий, целеустремленный характер.
Добиваясь овладения танцевальной техникой, необходимо развивать у ребят творческое мышление, стремиться к выразительности каждого исполняемого движения.
Важно уделить большое внимание развитию координации движений, которая, способствует простоте и свободе исполнения и превращает технику в подлинное искусство. Именно в процессе учебной работы воспитывается способность выразительно передавать содержание произведения средствами танца.
При исполнении каждого танцевального движения, будь то тренировочное упражнение или элемент будущего танца, необходимо добиваться абсолютной точности и чистоты исполнения. Поэтому, объясняя, как нужно выполнять то или иное упражнение, руководитель должен знать, какие обычно возникают общие и индивидуальные ошибки при исполнении данного движения.
Некоторые ошибки происходят из-за недостатков физического строения, например, отсутствия нужной выворотности ног. Педагог должен тактично и терпеливо помогать, исполнителю преодолевать имеющиеся недостатки. Но бывает, что ошибки допускаются из-за небрежности, невнимательности. Здесь руководителю надо проявить большую требовательности настойчивость, объяснить, что каждая ошибка, допущенная при тренировочных упражнениях, скажется потом в танце. Верное исполнение тренировочных упражнений - залог точной танцевальной речи.
В хореографических коллективах, большое внимание следует, уделять музыкальному воспитанию. Нужно научить ребят слышать и понимать музыку. Танец неразрывно связан с музыкой, именно в ней заложены содержание и характер танцевального произведения. Музыкальность исполнителя, его умение слить в единое целое музыку и движение делают танец выразительным.
Во время тренировочных упражнений нужно следить, чтобы все занимающиеся выполняли, каждое движение под музыку одновременно начинали и одновременно заканчивали упражнения. Перед началом каждого упражнения дается подготовка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] \ - музыкальное вступление, вводящая в характер и ритм исполняемого упражнения и мобилизующая внимание ученика.
Не рекомендуется на занятиях считать и отбивать ритм руками или ногой. Такой метод не воспитывает музыкального внимания, а приучает к чисто механическому исполнению движений. Задавая упражнения, нужно указать музыкальный размер, темп, характер.
Одной из основных задач данной методической рекомендацией это систематизация собственного опыта в создании успешного, стабильного детского коллектива.
В последнее время появляются новые формы учебной работы - это мастер-классы. Мастер-классы бывают разных видов. Выезд с воспитанниками на мастер-класс к высококвалифицированным педагогам, приглашение педагогов на мастер-класс на базе своего коллектива, участие в постановочной работе приглашенного педагога, работа с материалами видео-уроков по разным направлениям хореографии. Новые формы дают отличный результат. Концентрация внимания в ограниченном временном отрезке, знакомство с новыми направлениями хореографии. Сотрудничество с другими творческими коллективами страны, развитие понимания « общей танцевальной среды», знакомство с носителями исполнительского мастерства.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
Подбор концертного и конкурсного репертуара для хореографического коллектива залог его успешной работы. Репертуар как бы подводит итог деятельности коллектива, показывает, насколько верен в нем весь процесс занятий. Задача постановщика - вынести на сцену произведение, отвечающее современным требованиям. Поэтому особенно важным является момент выбора темы, определение сюжета и жанра, в котором решается постановка данного танца. Отбираются средства, которыми наиболее верно может быть передан сюжет. Тема танца должна, прежде всего, иметь идейно-художественную ценность, а также соответствовать творческим и техническим возможностям исполнителей. Для постановок могут быть использованы сюжеты народных сказок или легенд, в которых отраженны традиции и обычаи народа. В фольклоре заключено богатство народной мудрости, поэзии и красоты. Надо только умело отбирать и использовать фольклорный материал.
Приступая к постановке того или иного танца, необходимо подробно рассказать участникам его содержание, внимательно прослушать с ними музыку, обсудить костюмы. Это поможет, лучите освоить характер танца.
Одновременно проводится работа и над созданием соответствующего образа, особенно если это сюжетная постановка. В этот период работы педагог дает ряд этюдных заданий, а также предлагает найти и свои темы, помогающие лучше понять и освоить исполняемый образ.

15