Доклад на предзащиту ВКР по теме Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики

Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики
Выполнила: Никитенко Ольга Валерьевна, студентка АСК(ф)СахГУ, группа 401-з

Представляем вашему вниманию введение и направления исследовательской части дипломной работы по теме: Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики.
Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью использования новых технологий обучения. Поэтому одной из дидактических задач школы является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление.
Навыки алгоритмического мышления способствуют также формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
Проблемой развития алгоритмического мышления в начальной школе занимались такие известные педагоги и психологи, как: Баранов С.П., Дмитриев А.Е. , Амонашвили Ш.А., Матюшкин А.М., Лернер И.Я., методисты в области математики: Столяр А.А., Моро М.И., Истомина Н.Б., Козлова В.А., Гусев В.А., Кардемский Б.А., Шаталов В.Ф.
Формирование алгоритмического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Математика дает реальные предпосылки для развития алгоритмического мышления благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Действующая программа по начальному образованию позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. И дополнительные упражнения в учебнике, целью которых является развитие алгоритмических приемов умственных действий, не воспринимать как необязательные, а, наоборот, включать их как можно чаще в учебный процесс, поскольку развитие алгоритмического мышления в младшем звене общеобразовательной школы послужит в дальнейшем базой для успешного овладения учащимися компьютерной грамотностью в старших классах школы.
Приступая к работе, мы определили ее параметры:
Объект: процесс обучения.
Предмет: приёмы развития алгоритмического мышления на уроках математики.
Цель: обосновать необходимость применения на уроках математики приёмов алгоритмизации для развития логического мышления младших школьников.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
На основе анализа теоретических источников описать приёмы алгоритмизации, направленные на развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
Выявить уровень сформированности логического мышления у обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Разработать серию уроков математики с использованием приёмов развития алгоритмического мышления и апробировать их в работе с обучающимися 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по применению приёмов алгоритмизации на уроках математики .
Гипотеза: практическое применение на уроках математики приёмов алгоритмизации способствует развитию логического мышления обучающихся.
Практическая часть дипломной работы, будет проводиться в 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово. с 30.03.2017 г. по 28.04.2017 г. при участии учителя начальных классов Буркица Татьяны Ивановны и под руководством научного руководителя Бережновой Ирины Владимировны. Практическая часть будет состоять из трёх этапов:
Констатирующего: Диагностика уровня сформированности логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Формирующего: Описание работы по использованию приёмов алгоритмизации, способствующих формированию логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Контрольного: Результаты работы по использованию приёмов алгоритмизации, способствующих формированию логического мышления обучающихся
Констатирующий этап: Диагностика уровня сформированности логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Задачи констатирующего этапа:
Выявить уровень сформированности логического мышления у обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Изучить возможности УМК по математике для развития алгоритмического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Разработать серию уроков математики с использованием приёмов алгоритмизации, способствующих развитию логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово.
Для выявления уровня сформированности логического мышления УУД мы предполагаем использовать следующие методы исследования:
Наблюдение.
Изучение УМК по математике.
Методика выявления интеллектуальных умений «Логические закономерности» Автор: Липпман.
Беседа с учителем класса.
Для определения уровня развития логического мышления будут использованы следующие критерии: классификация; анализ; синтез; определение последовательности; операции сравнения; операция обобщения.
На их основе будут выделены три уровня: низкий, средний, высокий.
Констатирующий этап будет проведён с 30.03.2017 г. по 01.04.2017 г. по плану:

Дата
Содержание работы
Цель

30.03.2017 г.
Беседа с учителем, знакомство с УМК по математике, который используется в классе, наблюдение.
Изучение возможностей УМК по математике для развития алгоритмического мышления, изучение состава обучающихся.

31.03.2017 г.
Проведение диагностики по методике «Логические закономерности» Липпмана.
Определение уровня развития логического мышления.

01.04.2017 г.
Обработка диагностики Липпмана.
Графическое и качественное описание уровней.

Методы исследования будут реализованы в ходе констатирующего этапа и описаны в соответствии с алгоритмом.
Результаты исследования по констатирующему этапу мы оформим в таблицу и диаграмму.
Таблица 1. Результаты оценки уровня развития логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
имя обучающегося
высокий
средний
низкий

Алексей П.















Таблица 2. Результаты оценки уровня развития навыков логического мышления по видам умений обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
Имя обучающегося








классификация
анализ
синтез
сравнение
последовательность
обобщение
общий балл
уровень

Валентина П.









































13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Результаты оценки уровня развития навыков логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с.Адо-Тымово на констатирующем этапе (март, 2017 г.)


По результатам констатирующего этапа сделаем вывод об уровне развития логического мышления, определим западающие показатели и предполагаемые причины.
Формирующий этап: Описание работы по использованию приёмов алгоритмизации, способствующих развитию логического мышления у обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с.Адо-Тымово будет проведён с 03.04.2017 г. по 25.04.2017 г.
Задачи формирующего этапа:
Разработать серию уроков математики с использованием приёмов развития алгоритмического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с.Адо-Тымово.
Включить обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово в работу по развитию логического мышления на основе использования приёмов алгоритмизации.
В ходе реализации формирующего этапа мы предполагаем использовать следующие виды алгоритмов:
Механический алгоритм задает определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм.
Линейный алгоритм – набор команд (указаний), выполняемых последовательно во времени друг за другом.
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.
Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) над новыми исходными данными.
Работу по формированию алгоритмических понятий мы планирует проводить поэтапно:
Введение алгоритма:
актуализация знаний;
открытие алгоритма учениками под руководством учителя;
формирование основных шагов алгоритма, введение формулы алгоритма.
Усвоение алгоритма: обработка отдельных операций, входящий в алгоритм, выведение формулы алгоритма.
Применение алгоритма: отработка выработанного алгоритма в знакомых и незнакомых ситуациях.
Мы предполагаем применять следующие приёмы работы по алгоритмизации на уроках математики: развернутое словесное описание; таблица; граф – схемы; блок – схемы; решение комбинаторных задач; задач на соответствие и исключение неверных вариантов; числовые ребусы; игровые логические задачи.
Все проведённые приёмы будут описаны в работе с указанием результатов, представлены конспекты и фотоматериал уроков и занятий кружка.
Контрольный этап будет проведён с 26.04.2017 г. по 28.04.2017 г.
Основная задача этапа: проверить эффективность реализации приёмов алгоритмизации для развития логического мышления.
Для выявления эффективности будет продублировано исследование по методике Липпмана.
Таблица 3. Результаты оценки уровня развития логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
имя обучающегося
высокий
средний
низкий

Алексей П.














13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2. Динамика уровня развития навыков логического мышления обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с.Адо-Тымово на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)

Таблица 4. Результаты оценки уровня развития навыков логического мышления по видам умений обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Адо-Тымово на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)

Имя обучающегося








классификация
анализ
синтез
сравнение
последовательность
обобщение
общий балл
уровень

Валентина П.






























В заключении будет сделан вывод о значимости работы, указаны, какие формы работы были проведены для выполнения поставленной цели.
Проведём сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов и сделаем вывод о подтверждении гипотезы.
Мы разработаем методические рекомендации развитию алгоритмического мышления младших школьников для учителей начальных классов. Предполагаем представить на защиту буклет.
По результатам работы оформим презентацию.
Спасибо за внимание!













Root Entry