Рекомендации инструктору по физической культуре по теме: Подвижные игры


Подвижные игры.

Привлекательность и популярность подвижных игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям спортом широких масс учащихся. Именно играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых физических качеств. Игры оказывают огромное воздействие на занимающихся. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.
В содержании подвижных игр скрываются физическая, тактическая, техническая, психологическая, организационная и судейская подготовка спортсменов. Эти основные части тесно взаимосвязаны.

Характеристика подвижных игр.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (лётчик, шофёр), средствах транспорта (поезд, самолёт), явлений природы, образе жизни и паводках животных и птиц.
Некоторые поведения животных (хитрость лисы, быстрота движений зайцев), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий и т.п.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае подражая лошадкам, в другом прыгают как зайчики. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Учащиеся приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создаёт условия для педагогического воздействия на детей.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребёнка к правильному их выполнению путём показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определённые требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимание.
Бессюжетные игры. Игры типа ловишек, очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге. Такие игры доступны и младшим, и старшим школьникам.
Однако следует учитывать, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с розыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с младшими школьниками не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные действия, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движении.
Данная группа игр широко используется различных видах единоборств, где через проведение игры можно разучивать или совершенствовать двигательные действия.
Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижные игры имеют в основе определённый замысел, упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий (доползи до погремушки, попади в воротца).
По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Игры-забавы весёлое зрелише, развлечения для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. Данные игры можно использовать в период большой утомляемости у детей, после долгой однообразной работы.

Подбор игр.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей от 6 до 10 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками для детей одного возраста более сложны, а для другого возраста сложны игры, которые включают в себя ходьбу, бег и ползание. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии. Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие между двумя линиями, затем по доске, приподнятой горизонтально, по гимнастической скамейке и т.д. Усложнить задание, можно и усложняя характер движений – пройти быстро, пробежать, приняв определённое положение рук (в стороны), и т.п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление ранее усвоенных навыков и умений.
Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил, возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям. Навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и тоже движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре даётся ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Выполнение движений в различных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений занимающихся, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.
Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия её определённой воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения учитель стремиться развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если ставиться задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеёк» и т.д.
Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в секцию самбо. У таких детей ещё нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к группе. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие чёткого согласования движений играющих.
Выбор игры также зависит от времени года, погоды. Температуры, одежды детей, имеющегося оборудования и т.д.
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

Руководство подвижной игрой.

Не смотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им известную самостоятельно.
Подвижные игры всегда организует педагог, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.
При проведении подвижной игры необходимо помнить, о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование двигательных качеств. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача - приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности. Дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.
Очень важно, чтобы преподаватель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником игры (водящий, игрок). Дети с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. В таких играх дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Методика обучения подвижным играм.

Дети младшего школьного возраста очень активны. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, ходят и бегают. Самостоятельная двигательная деятельность важным условием общего развития ребёнка, поэтому в спортивных залах и на спортивных площадках всегда должно быть достаточно места и спортивного инвентаря, пособий необходимых для развития движений.
Преподавателю нужно уметь косвенно руководить самостоятельными играми детей. Наблюдая за ними, он должен для себя отметить, кто не умеет выполнять то или иное движение, кто малоподвижен или наоборот, слишком много двигается. Учитывая индивидуальные особенности и возможности детей, педагог должен осторожно руководить их деятельностью.
Обучение любому двигательному действию, подвижной игре обусловлено закономерностями формирования двигательных навыков и проходит на протяжении определённого периода времени.
В практике выделяют три этапа в формировании двигательных действий: этап ознакомления с двигательными действием (игрой), разучивания двигательного действия и этап его совершенствования.
Этап ознакомления с двигательными действием решает следующие задачи: создание представлений об изучаемом приёме, заинтересовать занимающихся в сознательном и активном овладении упражнением. Ученики должны вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Детали техники познаются на дальнейших этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаётся учеником на основе рекомендаций учителя, понимая задачи двигательного действия.
На этапе разучивания двигательного действия ставятся задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом.
При совершенствовании двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительно высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается.
К основным закономерностям формирования двигательного навыка относят постепенность и неравномерность, стабилизацию и пластичность, разрушение и перенос.
Постепенность и неравномерность формирования навыка определяется тем, что в отдельные моменты его становления наблюдается различный качественный прирост навыка. Формирование может происходить: а) с отрицательным ускорением, когда вначале относительно быстро овладевают двигательным действием, а затем качественный прирост навыка замедляется; б) с положительным ускорением, когда на начальных этапах формирования навыка качественные приросты незначительны, а потом резко возрастают; в) с задержкой в развитии навыка, когда его долго не удается сформировать.
Стабилизация и пластичность навыка характеризуется тем, что, после того как навык сформировался, его развитие не заканчивается. Жизненно важным является такой навык, который, с одной стороны, обладает большой устойчивостью к различным помехам, а с другой – достаточной гибкостью, позволяющей воспроизводить его в изменяющихся условиях.
Разрушение навыка выражается в том, что, как и всякий условный рефлекс, без постоянного подкрепления навык разрушается. Вначале это не слишком выражается, но потом появляется неуверенность в своих силах. Затем частично нарушается координация и, наконец, выполнение упражнения становится практически невозможным. Чем более сложно по координации упражнение, тем быстрее оно разрушается без многократного его выполнения.
Перенос двигательного навыка отражает наличие влияний ранее освоенных двигательных действий на процесс обучения новым движениям. Ранее усвоенные двигательные действия могут, как содействовать ускорению процесса обучения, так и тормозить его. Положительный перенос наблюдается тогда, когда новое и ранее освоенное упражнение имеют сходные, структурные элементы.

Физические качества, формирующиеся через подвижные игры.

Физическое качество сила. Силовые способности определяются мышечным напряжением и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статических режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ приемственно скоростно - силовым способностям, а второй – постоянством длины мыщц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей.
Наиболее эффективным периодом их развития у мальчиков является возраст от 9 до 12 лет, у девочек – 10-12 лет.
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы. Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и физических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления.
Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным отрезком времени, от подачи какого либо сигнала до начала выполнения движения. Основным методом развития быстроты является частое повторение упражнений с акцентом на скорость их выполнения. Вместе с тем многократное выполнение действия без изменения его биомеханической структуры может привести к стабилизации частоты движений. Наиболее эффективным методом её предупреждения является использование разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью, в частности при проведении подвижных игр.
Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризуется степенью подвижности в суставах и состоянием мышечной системы.
Гибкость в основном развивают с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимости от возраста и физической подготовленности школьников, количество упражнений в серии варьируют.
Ловкость выражается как совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Ловкость воспитывают по средствам обучения упражнениям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованиям является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предпологает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1) сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий и 2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров упражнения характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Точность пространственных перемещений в суставах прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет. Средствами её развитияявляются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметры положения тела и его звеньев задаются учителем.
Точность воспроизведения мышечных усилий при выполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с восьмилетнего возраста. При этом способность оценивать вес предметов развивается в основном с 8 – 10 лет, а способность воспроизводить задаваемую величину мышечного усилия, после 11 лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, где вес предметов строго дозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метание спортивных снарядов на разное расстояние, что обуславливает приложение различных мышечных усилий.
Развитие точности временных параметров движений направленно на совершенствование так называемого чувства времени, то есть умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств. Точность определения времени выполнения двигательного действия интенсивно развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять положительность движений в большом диапазоне.
Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках), второе при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (передвижения на лыжах). Статическое равновесие развивают по средствам усложнения структуры упражнения и изменения психо-функционального состояния школьников (например: выполнение упражнения на подвижной опоре или с закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например: ходьба по наклонной плоскости на передней части стопы). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после кувырков). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).
Чувство равновесия развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Навыки в статическом равновесии формируют посредствам постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом – за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений. Например, при развитии статического равновесия сначала выполняют упражнения из исходного положения основной стойки, затем стоя на носках или стоя на гимнастической скамейке. Упражнения могут быть усложнены за счёт вариативности их выполнения. Выполнение этих упражнений вызывает необходимость сохранения заданной позы. Динамическое равновесие характеризуется удержанием тела в пространстве при выполнении двигательных действий. Здесь используют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнении необходимо точное воспроизведение амплитуды движений, сохранение направленности двигательных действий.











13PAGE 15


13PAGE 141115