Выступление Совершенствование системы контроля и оценки знаний и умений учащихся по алгебре в основной школе


Федотова Т. Н. (МБОУ СОШ № 34, г. Новошахтинск )СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО АЛГЕБРЕ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
В условиях современных требований к общему математическому образованию соответствующее изменение содержания и методов обучения с необходимостью влечет и соответствующее совершенствование форм и видов контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Главное – положить в основу принцип гуманизации, предполагающий: внимание к ребенку; уважение его личности, достоинства; доверие к нему; принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка. В этой связи считаю, что традиционная система контроля и оценки знаний в школьном обучении математике не в полной мере отвечает идеям гуманизации. Она носит зачастую субъективный характер и базируется на оценке качества случайных выборок устных ответов учащихся. Если ребенок получает “2” за незнание одного параграфа учебника, то в дальнейшем он исправляет оценку и, возможно получает “5” за счет знания другого параграфа. Это не является восполнением пробелов в знаниях и исправлением неудовлетворительной отметки. При такой системе контроля и оценки учебной деятельности школьников, получив отметку за определенные конкретные знания, умения и навыки, дети редко возвращаются к ним с целью пополнения и совершенствования.
Система контроля и оценки учебной деятельности учащихся в современных условиях, с моей точки зрения, должна быть в большей степени ориентирована на объективность контроля, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, развитие творческих способностей и самостоятельности.. Эта система должна обеспечивать не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства, своей значимости и уверенности в своих силах.
Зачастую в учительской среде бытует мнение, о том что новые методы обучения являются универсальными, они альтернативны традиционным и искусственно им противопоставляются. Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях гуманизации, считаю необходимым использовать в едином комплексе и традиционную систему, и элементы новых, развивающихся систем: зачетной; балльно-рейтинговой и элементы тестовых технологий. Преимущества тестовых технологий: объективность оценки; эффективность – одновременно можно тестировать большое число учащихся; надежность; дифференцирующая способность; реализация индивидуального подхода в обучении; сравнимость результатов. Элементы зачетной системы позволяют осуществить контроль; обобщить и систематизировать знания, умения учащихся; организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Элементы балльно-рейтинговой системы (оценка заменена баллом) позволяют активизировать интерес к предмету у самого слабого ученика; во время урока сокращается число не работающих учеников.
С моей точки зрения, сочетание “новых” и “старых” методов позволяет осуществить процесс контроля и оценки знаний и умений более эффективно.
Так, на общественном смотре знаний можно успешно сочетать элементы тестового контроля и балльно-рейтинговой системы. Общественные смотры знаний являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся, по определенному и обычно достаточно большому разделу программы. Готовясь к ответу сразу по большой теме, учащиеся лучше вникают в неё, в их сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Предстоящий смотр побуждает учащихся к глубокой и систематической работе над темой. Смотры знаний являются эффективным средством, способствующим повышению качества обучения.
Если говорить о положительных моментах вытекающих из практического применения, то выстраивается стройная цепочка, которая ведет к качественному изменению учебного процесса:
увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
сокращается число учеников, не работающих на уроках;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- растет уровень самокритичности и самооценки;
дети приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: такт и ответственность.