Доклад Совершенствование форм и методов контроля профессиональных умений и навыков как средство повышения качества производственного обучения
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
ДОКЛАД НА ТЕМУ
Совершенствование форм и методов
контроля профессиональных умений и
навыков как средство повышения качества производственного обучения
МАСТЕР П/О
ШАДРИНА С.Н.
ВЛАДИКАВКАЗ
Контроль знаний и умений учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Благодаря контролю между педагогом и учащимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и при необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
В производственном обучении применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке и является основным средством управления учебной деятельностью учащихся и ее корректировки. Особенностью текущего контроля производственного обучения является выставление оценок на каждом уроке всем учащимся за каждое упражнение или учебно-производственную работу. Это дает возможность мастеру своевременно увидеть затруднения каждого учащегося, скорректировать его деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Промежуточный контроль (рубежный) проводится в ходе поэтапной аттестации после окончания каждого полугодия и курса обучения и является основанием для присвоения определенной квалификации на каждом этапе обучения. Метод контроля – практическая проверочная работа.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов овладения учащимися профессиональными умениями и навыками, соответствия их требованиям стандарта на профессию.
Основной метод итогового контроля – практическая выпускная квалификационная работа.
В зависимости от цели контроля я применяю на уроках производственного обучения различные методы контроля: устный опрос, практические проверки и стандартизированный (тестовый) контроль.
Методы контроля, используемые мной, охватывают все стороны учебной деятельности учащихся при изучении учебного материала:
– умение использовать на практике полученные теоретические знания;
– правильность выполнения приемов и способов работы;
– соблюдение технологической последовательности выполнения работ;
– умение пользоваться сборником по выполнению технологических приемов обработки узла;
– качество выполненных учебно-производственных работ;
– производительность труда;
– соблюдение требований организации и безопасности труда.
Кроме того, контрольно-оценочная деятельность мастера охватывает каждую выполненную учебно-производственную работу, каждую тему и узловой вопрос учебной программы.
Традиционные методы контроля
на уроках производственного обучения
Устный опрос для процесса производственного обучения не характерен. Он используется только в ходе вводного и заключительного инструктажа и служит в основном цели актуализации знаний и опыта учащихся, а также закреплению полученных теоретических знаний. Устный опрос на уроках производственного обучения в основном проводится в форме опроса-беседы. В процессе вводного инструктажа я применяю сообщающую эвристическую беседу для разбора совместно с учащимися технологии выполнения обработки узла, технологических требований к выполнения обработки узла и др. Для производственного обучения особую значимость имеют вопросы продуктивного характера. Поэтому я в процессе опроса использую следующие типы вопросов:
– на сравнение («В чем сходство или различие технологической обработки полочки в женском пальто и мужском и т.п.);
– на выявление дефектов ,влияющих на качество одработки узла и правильности выполнения технологического процеса;
– на объяснение, обоснование, доказательство
– на выводы и обобщения .Такие опросы-беседы являются, прежде всего, средством активизации познавательной деятельности учащихся, подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практической работы. Я выявляю качество усвоения учащимися необходимого теоретического материала и на основе этого оперативно вношу коррективы в учебный процесс. Оценки учащимся за ответы, как правило, в журнал не выставляются, но я учитываю их при выставлении оценки учащимся за урок.
Большую обучающую и развивающую значимость имеет организация устного опроса в период проверки выполненных учащимися учебно-производственных работ. Обсуждая результаты работы учащихся на заключительном инструктаже, я организую работу так, чтобы учащиеся сами определяли соответствие выполненных работ технологическим требованиям, находили допущенные ошибки. В процессе обсуждения мастер определяет, насколько сознательно выполнялась работа и насколько правильно применялись трудовые приемы, как и какая при этом использовалась технологическая документация . Хорошо продуманная методика устного опроса в ходе заключительного инструктажа формируют у учащихся навыки самоанализа и самоконтроля в процессе работы, повышает их самостоятельность и способствует формированию у них профессионального мастерства.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля профессиональных умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения и является основным методом контроля. Этот метод контроля я применяю как в процессе выполнения конкретной производственной деятельности, так и по его результатам, в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Практическая проверка позволяет мне увидеть, насколько каждый учащийся овладел тем или иным трудовым приемом, производственной операцией, оценить соответствие сформированных профессиональных умений и навыков уровню квалификации, предусмотренному Государственным стандартом на профессию и учебной программой.
Для объективного оценивания учащихся, получения полной информации об уровне их умений и навыков я на все виды контроля тщательно разрабатываю критерии оценивания каждой учебно-производственной работы или операции. Оформляю это в форме таблицы, которую составляю на каждый урок. Например, при отработке темы «обработка воротника в мужской сорочке» для оценивания усвоения учащимися операций по обработке воротника я на урок составляю критерии оценивания и оформляю их в таблицу:
ФИО уч-ся Организация рабочего места Теоретические
вопросы Выполнение правил т/б: Качество выполнения обработки воротника в мужской сорчкиИтоговая оценка
При раскрое деталей При ручных работах При машинных работах При ВТО Соблюдение
Технол приемов При выполнении учащимися комплексных работ в критерии включаются такие категории, как соблюдение ими технологических требований и технических условий, степень их самостоятельности. В ходе промежуточного, тематического и итогового контроля при проведении проверочных и практических выпускных квалификационных работ я дополняю критерии следующими параметрами: производительность труда, норма выработки, использование рациональных способов труда.
Например, для оценивания качества работ выпоненных при обработке воротника в женском пальто мастер составляет следующую таблицу:
№ п/п ФИО уч-ся Организация
раб. места Теор. вопросы Вып.
правил т/бКачество выполнения работы Итоговая
оценка
Соблюд. технол. процесса Соответст. ТУ Внешний вид Степень
Самостоятель ностиНорма
выработки
Такие таблицы помогают мне при оценивании работ и позволяют увидеть, какие трудовые приемы или операции не получаются у того или иного учащегося, какими трудовыми приемами он владеет слабо, и своевременно скорректировать его деятельность или оказать ему необходимую помощь.
Традиционные методы контроля качества как производственного, так и теоретического обучения нередко бывают субъективными. Практика показывает, что при традиционном контроле мастера производственного обучения зачастую не могут достаточно убедительно объяснить, почему в каждом конкретном случае учащемуся выставляется та или иная оценка. Методы традиционного контроля точной оценки качества знаний, практических умений и навыков обучаемых обычно не дают, потому что в основе такого контроля – элементарное наитие, интуиция, экспромт и субъективность.
Стандартизированный (тестовый) метод контроля профессиональных умений и навыков учащихся
на этой основе принять необходимые меры в целях улучшения учебно-производственного процесса, направленные на повышение качества подготовки рабочих.
Введение государственных стандартов начального профессионального образования, которые соотносятся с точными, диагностическими целями обучения, настоятельно требуют проектирования и внедрения новых эффективных систем контроля качества профессионального образования в целом, производственного и теоретического обучения – в частности.
Одним из эффективных инструментариев, позволяющих объективно оценить качество усвоения учебного материала обучающимися, является тестирование. Тест (стандартизированное задание) по производственному обучению (как и по обучению теоретическому) состоит из задания и эталона. В качестве эталонов в производственном обучении могут быть приняты образцы изделий и работ, чертежи, технические и технологические требования, инструктивно-технологические карты, схемы.
В производственном обучении применяется 6 групп тестов 1-го и 2-го уровней усвоения. Принципиальным различием между тестами первого и второго уровней усвоения является полная самостоятельность в выполнении задания второго уровня усвоения: никаких подсказок, никаких дополнительных указаний, устных или письменных инструкций, инструктивно-технологических карт, другой подобной документации. Я составляю тесты так, чтобы знания, умения, навыки первого уровня усвоения органично входили в тесты второго уровня усвоения и на их базе основывались дополнительные требования к тестам второго уровня.
Я использую в своей работе 5 основных групп тестов:
– определение качества выполнения учебно-производственных работ;
– определение качества усвоения и применение знаний в производственной деятельности;
– владение приемами и способами выполнения производственных работ;
– соблюдение правил и норм безопасности труда;
– организация рабочего места.
Тесты на проверку качества усвоения и применения знаний в производственной деятельности мастер применяет на вводном инструктаже при подготовке учащихся к выполнению учебно-производственных работ и на заключительном – в ходе проверки и оценки выполненных работ. Это тесты теоретического характера, 1-го и 2-го уровней усвоения.
_ на знание конструкции;
– на выбор последовательности обработки технологического узла
– решение типичных задач на расчет себестоимости изделия
Иногда при изучении сложных программных тем тесты этой группы я предлагает учащимся в качестве домашнего задания. Затем на вводном инструктаже при подготовке учащихся к выполнению учебно-производственной работы я уделяю больше внимания выявленным затруднениям учащихся по конкретному вопросу (трудовому приему, производственной операции и т.п.).
Особое место в системе стандартизированного контроля я отвожу тестам для проверки качества выполнения учебно-производственных работ. Диагностику качества работы зачастую совмещаю с проверкой выполнения нормы выработки (производительностью труда). В ходе тестирования я сравниваю показатели качества выполненной работы и производительности труда . По степени сложности тесты этой группы могут относиться к 1 и 2 уровням усвоения, применяются также тесты-процессы. Тесты такие применяются чаще всего при выполнении комплексных работ, проверочных выпускных практических работ в период промежуточной (поэтапной) и итоговой аттестации. При выполнении тестов 1 уровня во время выполнения работы учащимся выдается инструктивно-технологическая карта, а эталоном является описание технологической последовательности выполнения работы. Тесты 1 уровня я применяю на начальных этапах обучения
(1-й курс), заданиями в таких тестах является выполнение простых по содержанию, сложности и требованиям работ.
Использование тестов на проверку качества учебно-производственных работ позволяет совместить письменный и практический методы контроля, так как тест предполагает описание технологии выполнения работы до начала выполнения практического задания или после него. При этом хорошо видна взаимосвязь между качеством выполненной работы и качеством усвоения учащимися учебного материала. Последовательное применение тестов 1 и 2 уровней усвоения позволяет мне достаточно точно определять успешность усвоения учебного материала и формирования профессиональных умений и навыков каждого учащегося на любом этапе его обучения. Наличие эталонов помогает мастеру лучше организовать само- и взаимоконтроль, в процессе которого учащиеся сравнивают свою работу или работу другого учащегося с имеющимся эталоном. В данном случае самоконтроль дает возможность учащемуся самому понять причины своих ошибок и провести корректировку своих действий, сравнивая свою работу с эталоном. я, в свою очередь, веду систематическую работу по совершенствованию приемов самоконтроля учащимися.
Основными достоинствами тестового контроля знаний, умений и навыков на уроках производственного обучения является осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учащимся, экономия учебного времени при контроле и оценке результатов обученности, контроль качества не только практического, но и теоретического материала, разнообразие форм контроля, простота процедуры тестирования и обработки результатов контроля.
Однако тестирование не может заменить другие (традиционные) методы контроля, основанные на взаимном общении мастера и учащегося в ходе педагогического наблюдения и систематического изучения деятельности учащегося в учебной мастерской или непосредственно на производстве. Каждый метод контроля на уроках производственного обучения имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты производственного обучения. Поэтому я в своей работе использую сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса.
Процесс контроля и его результаты позволяют мне оценить методы организации учебно-производственной деятельности в конкретной учебной группе, увидеть их сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты организации обучающей деятельности. Система контроля, созданная мной, направлена на коррекцию образовательного процесса: поиск нового содержания и методов обучения, изменение содержания и процедур контроля, организацию индивидуальной помощи и т.п. Эта работа дает положительные результаты, которые хорошо видны при оценке итогов выпуска учащихся.
.