Влияние недостаточной двигательной активности на состояние здоровья школьников.

Содержание.

1.Введение.. 3
2.Влияние недостаточной двигательной активности на состояние здоровья школьников. 4-7
3.Значение физической культуры для профилактики гиподинамии 7-9
4.Двигательная активность в режиме дня. 9-11
5.Заключение. 12
8.Список используемой литературы. 13




































Введение
Обязанность каждого человека заключается в охране своего здоровья. Но осознать всю суть проблем и изменений своего организма по силам не каждому. Вредные привычки, переедание, малоподвижность, неправильный образ жизни – все это приводит к тяжелым последствиям. И часто бывает так, что осознание этого приходит поздно.
Человек сам творит свое здоровье. Так что же нужно делать, чтобы его сохранить? Необходимо с раннего возраста вести активный образ жизни – заниматься спортом, закаляться и, конечно же, соблюдать личную гигиену.
Уже давно известно, что правильно организованная двигательная активность является важнейшим фактором формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Поэтому двигательная активность в жизнедеятельности человека играет значительную роль, ведь движение это жизнь.
Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день.
 /


















Влияние недостаточной двигательной активности на состояние здоровья школьников.
Особое внимание двигательной активности необходимо уделять учащимся. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях.
Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной.
При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застойкрови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга :снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно –сосудистой системыПотому что необходимым условием гармоничного развития личности молодого человека является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в учебном заведении и дома и других причин у большинства студентов отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме.
Существует две разновидности недостаточной двигательной активности: гипокинезия - недостаток мышечных движений, гиподинамия - недостаток физического напряжения. Обычно, гиподинамия и гипокинезия сопровождают друг друга и действуют совместно, поэтому заменяются одним словом (как известно, наиболее часто употребляется понятие «гиподинамия»). Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели. Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма.
Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном инапряжённом умственном труде это ативный отдых от школы и организованая физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьныхпеременах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органови систем организме человека.
В литературе описаны следующие наблюдения : у школьниковне занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой на13 кг а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров.
. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы.
При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физ упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате– так ему легче работать, думать.
Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.).
Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода). Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна. Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости.
Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению. Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.
Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма. Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов.
Из сказанного ясно следует, что длительно малоподвижный человек - это больной человек, или человек, который неизбежно станет больным. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика. Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы.
Значение физической культуры для профилактики гиподинамии Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды.
В жизненных условиях школы повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности -выпускника школы с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности. Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в школее дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды.
В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах.
. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французкого мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек , улучшают желез внутренней секреции : щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь , которая в спокойном состоянии нециркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того , полное расправление лёгких ликведирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для винтеляции лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта , стремится к регулярным занятием ими.
Физически слабым детям учиться труднее. «Это обусловлено их более низкой не только физической, но и умственной работоспособностью, в связи с чем у таких ослабленных детей при выполнении учебных заданий быстрее наступает утомление. Им в общей сложности приходится сидеть для выполнения этих заданий дольше, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их общем и физическом здоровье». Школьный возраст является периодом активного формирования организма и оказывается самым уязвимым для здоровья человека: «за 10 лет обучения в школе хроническая заболеваемость детей возрастает в 46 раз, а среди выпускников средней школы абсолютно здоровых оказывается не более 68%».
В возрасте второго детства (до 1012 лет) детям рекомендованы любые физические упражнения. «Исключение надо сделать лишь для видов с длительным статическим удержанием грузов (что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину) и видов с длительным натуживанием (через повышение внутригрудного и внутрибрюшного давлений это неблагоприятно сказывается на сердечнососудистой системе школьника)». Дети этого возраста не любят выполнять длительные монотонные упражнения, поэтому лучшим средством физического воспитания для них являются игры. Именно игра является замечательным средством физического, эстетического, трудового, нравственного воспитания, также она стимулирует познавательную активность ребенка. «Придав любому виду детской активности игровую форму, можно поддержать и повысить работоспособность, интерес, наклонности и восприимчивость ребенка».
В подростковом возрасте (1114 лет у девочек, 1215 лет у мальчиков) происходят изменения во всем функционировании организма из-за бурно текущих процессов полового созревания. В этих условиях роль физической культуры очень значительна.
«Активизация функций половых желез с началом полового созревания ведет, в частности, к тому, что рост подростка порой за несколько месяцев может увеличиться на 1520 см. Это создает целый ряд проблем с деятельностью различных органов и систем. Прежде всего, при возрастании массы сердца в этот период увеличение длины тела ведет к тому, что артериальные сосуды вытягиваются и просвет их, по крайней мере, не меняется. Вот почему сильные сокращения ставшего более мощным сердца дают и больший выброс крови в эти относительно узкие сосуды, что довольно часто провоцирует так называемую юношескую гипертонию.»Но если подросток ведет здоровый образ жизни и имеет активный двигательный режим, то ему не грозят неблагоприятные последствия такого нарушения. И наоборот, если в этом случае ребенка ограничить в регулярных занятиях физической культурой, то к 3540 годам этот человек может стать гипертоником.
«Интенсивный рост тела в длину обусловливает растяжение и мышц разгибателей спины, поэтому истонченные мышцы не в состоянии «держать спину», и у подростков часто возникают нарушения осанки». Чтобы предотвратить подобные нарушения необходимо тренировать мышцы спины, их статическую выносливость, и вести постоянный контроль за осанкой.
«При слабости мышц разгибателей спины и неправильной посадке подростка возникает вероятность не только нарушения осанки. Когда расстояние от его глаз до рабочей поверхности (стола, книги и др.) оказывается меньшим 3035 см, постепенно возникает атония тех мышц и связок глаза, от которых зависит кривизна хрусталика. Теперь они не могут обеспечить соответствующее уплощение последнего при зрении вдаль, и возникает близорукость миопия».
Поэтому очень важно в этом возрасте вести активный образ жизни, выполнять различные физические упражнения, чтобы предупредить возможность тех неблагоприятных изменений в физическом состоянии, психике и здоровье подростка в целом. «Значимость занятий физической культурой возрастает многократно, если они сопровождаются осознанным отношением к ним подростка. Он должен их не просто выполнять должен думать, хорошо себе представлять механизмы действий этих упражнений на организм. Только такой подход может обеспечить подростку устойчивое заинтересованное отношение к физической культуре, которое он пронесет через всю последующую жизнь».
Двигательная активность в режиме дня.
Потребность в движении у детей сравнима с потребностью в пище. Однако потребность в питательных веществах детей понимается и удовлетворяется, чего не скажешь о движениях. Для ребенка начало школьного возраста является критическим периодом, когда «играющий ребенок» превращается в «сидящего ребенка». Адаптация организма первоклассников к условиям школы происходит сравнительно медленно.
«Ежедневная двигательная активность младших школьников колеблется от 6 до 48 тысяч шагов в сутки, в среднем составляя 12-18 тысяч шагов. В период бодрствования здоровые дети за минуту делают в среднем 14 (1класс) и 22 (2 класс) движений ежеминутно, т. е. 840 и 1320 движений в час». [3, с. 14]
«Первое движение после просыпания подтягивание есть не что иное, как проявление потребности в движениях. Она может и должна удовлетворяться через специальные движения, входящие в комплекс утренней зарядки. Установлено, что за 10 мин утренней гимнастики ребенок может сделать 250-600 движений».Поэтому родители должны использовать эту потребность для выработки у ребенка привычки совершать утреннюю гимнастику с тем, чтобы она стала неотъемлемой частью режима дня в течение всей его последующей жизни.
«Совершая утренний туалет и переход от дома в школу, школьник выполняет 200-500 движений, поэтому нужно предпочесть ходьбу поездке в транспорте. Следует проводить и вводную гимнастику до уроков в школе. Она ускоряет вхождение в работу (врабатывание), повышает физическую подготовленность детей, отдаляет время наступления утомления, возникающего при сохранении вынужденной позы за партой. Кроме этого, до начала урока реализованная потребность в движениях обеспечит более спокойное двигательное поведение ребенка во время занятий и необходимое на уроке внимание».
Каждый ребенок нуждается в движениях во все периоды бодрствования. И поэтому сохранение неподвижной позы на протяжении всего урока снижает внимание детей и понижает их работоспособность.
«Специфика многих уроков не позволяет существенно повысить ДА непосредственно во время занятия, поэтому руководство школы должно создать условия для организации подвижных игр на переменах, желательно на свежем воздухе».Так как именно во время перемены ребенок может удовлетворить потребность в движении, которая накопилась во время урока.
«Активизация ДА в определенных пределах способствует эффективному обучению в школе и умственной работоспособности школьников. После динамической паузы между уроками повышается умственная работоспособность. Более высокому уровню физической работоспособности соответствуют и более высокие показатели умственной работоспособности. Так, например, у детей 7-8 лет выявляется отчетливая положительная корреляционная взаимосвязь между физической и умственной работоспособностью. В то же время при чрезмерной ДА и физических нагрузках умственная работоспособность падает». [3, с. 22]
Оказывая неспецифическое действие, мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Ограничение двигательной деятельности у детей ведет к тому, что недостаточно развивается один из видов памяти двигательная. Потеря в движениях это потеря в знаниях, умениях.
На двигательную активность школьников влияет множество факторов: времена года, климатические условия, место жительства, возраст и индивидуальные особенности проявления суточной двигательной активности.
Потребность в движениях меняется в зависимости от сезона года. «Зимой по сравнению с летом она снижается у младших школьников в 1,3-2 раза, это сопровождается также снижением основных функции и обмена веществ школьников. Весной ДА повышается, особенно в мае. ДА детей летом в каникулы при свободном двигательном режиме и при благоприятных климатических условиях наибольшая. В это время биологическая потребность в движениях в значительной мере удовлетворяется». Двигательная активность в разные сезоны одинакова только у спортсменов при рациональной тренировке.
Двигательная активность также зависит и от климатических условии. «В районах Крайнего Севера она на 40-60 % меньше, чем в средней полосе, в условиях жаркого климата в летний период она на 2-3 тысячи шагов ниже по сравнению с другими сезонами года».
Величина двигательной активности зависит и от места жительства: «у школьников, проживающих в городах, ее объем меньше, чем у детей из сельской местности».
Большое влияние на двигательную активность человека оказывает возраст. У правильно развивающихся и здоровых школьников суточное число движений с возрастом постепенно нарастает из года в год, и это нарастание продолжается у девочек вплоть до 10-летнего возраста, у мальчиков тенденция к увеличению сохраняется и в последующий год жизни.
Не стоит упускать из виду и индивидуальные особенности проявления суточной двигательной активности. «Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) влияют типологические свойства нервной системы». Среди учащихся выделяют уравновешенных, возбудимых и инертных детей, у которых суточная двигательная активность не одинакова. «У возбудимых она больше, у инертных – меньше, чем у детей с уравновешенными нервными процессами»Также индивидуальность двигательного поведения проявляется и в распределении движений по часам. «Например, многократные подъемы двигательной активности в течение дня сохраняются у всех детей.




















Заключение.
Движение есть естественная потребность организма человека. Именно движения активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма, улучшают самочувствие человека, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.
Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.
Двигательная активность способствует гармоничному развитию ребенка: влияет на физическое и умственное развитие, укрепляет здоровье, влияет на интеллектуальное созревание в процессе развития ребенка, обеспечивает высокую работоспособность в последующие периоды жизни человека.
Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни.






























Список используемой.литературы:

1.Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука,2001. – 416 с.
2.Граевская Н. Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практических занятий. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.: ил.
3.Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р.А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и.], 1981. – 80 с.
4.Двигательная активность и старение Киев 1969
5.Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (Гигиенические основы физического воспитания). – Мн.: Нар. асвета, 1979. – 80 с., ил.
6.Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: И.В. Рубцова, Т.В. Кубышкина, Е.В. Алаторцева, Я.В. Готовцева ВОРОНЕЖ 2007









13PAGE 15


13PAGE 14315