Выступление на Педагогическом совете по теме Формирование ключевых компетенцийна уроках географии, биологии и физики.
Формирование ключевых компетенцийна уроках географии, биологии и физики.
В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии и биологии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенций на материале содержания этих учебных предметов.
Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой.
Учитель современной школы должен выступать как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно он создаёт благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения – активных форм, методов и современных технологий.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.
На своих урорках я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности.
На своих уроках я использую следующие виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии и биологии:
работа с учебником,биологической, географической и научно-популярной литературой
работа с картами и картосхемами, рисунками, таблицами
работа со статистическими материалами
работа на местности
экскурссиинаблюдение за окружающей средой
практикумы
работа с ресурсами ГИС и Интернет
учебные (практико-ориентировнные) проекты.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками информации. Самостоятельная работа учащихся, регулярно проводимая на уроках географии и биологии, позволяет мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у ребят вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деяте льности.. В процессе работы ребята учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 6 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в старших классах ученики самивполне могут справиться с этой работой.
На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
На уроках биологии и географии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение и опыт. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы. . С первого урока и на каждом занятии вводятся новые термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических и географических терминов.
Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в четверть. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных, биолдогических и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль за усвоением стандарта образования, но и выход на диагностическое тестирование с достаточно высоким уровнем подготовленности и написание тестирования с хорошим результатом создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является одним из принципов личностноориентированного обучения.
На мой взгляд, география и биология как учебные предметы обладают большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно.
Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии и биологии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме.
Одним из способов решения этой проблемы я считаю создание презентаций Power Point как опорного "скелета" урока .Презентации обладают рядом следующих преимуществ:
1. Последовательность слайдов отражает логичное построение урока, продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока).
2. Выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке).
3. Обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка).4. Завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).
Конечно, далеко не на всех уроках возможно использование презентаций. Создание качественных, продуманных презентаций требует от учителя определённых временных затрат. На мой взгляд, целесообразно использовать презентации при изучении теоретического материала, особенно в старших классах, а также на обобщающих уроках по пойденному разделу или теме. Также отсутствие в кабинете компьютера, мультимедиапроектора и экрана создают определённые трудности при использование ИКТ на моих уроках. В школе имеются лицензионные учебные DVD по географии и биологии (которые я тоже использовала на своих уроках), содержащие красочный, зрелищный иллюстративный и картографический материал, помогающий создать образ изучаемой территории или явления, но
Приведу несколько примеров работы над формированием информационных компетенций на уроках географии в старших классах с использованием ИКТ.
В 10 классе я работаю по учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира". Этот учебник обладает хорошим дидактическим и методическим аппаратом, теоретический материал дан объёмно, с множеством примеров. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации Power Point и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме этого следует отметить, что на уроке каждый ученик получает информацию через несколько каналов: видит содержание слайда, слушает комментарий учителя, анализирует текст учебника, отбирает и записывает необходимую информацию в тетрадь.
Проверка тетрадей учащихся после таких уроков показывает, что даже у слабых учеников в тетради присутствуют записи основного содержания темы, выделены главные моменты. Если после выполнения задания предлагается слайд с ожидаемым результатом работы, то при самопроверке учащиеся проводят в тетради коррекцию записей, если это необходимо.
. При использовании презентации Power Point как опорного "скелета" урока формируются следующие навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете: соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике, выделение главного в материале темы, установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока, отбор информации для записи в тетради. Мною подготовлены презентации по следующим темам:по географии: «Государственный строй стран мира», «Взаимодействие общества и природЫ», «Население мира», «НТР», «Глобальные проблемы человечества», «Рекреация», « Современное состояние природы Смоленской области», «Территориальная организация Смоленщины», «Литосфера», «Гидросфера»; по биологии: «Химический состав клетки», «Экологические факторы», «Многообразие живых организмов» и некоторые другие.
Не менее важными информационными компетенциями можно считать поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Формирование этих компетенций на уроках географии и биологии происходит при выполнении творческих работ с разными источниками информации. В старших классах учащиеся в принципе уже имеют представление о современных средствах информации и информационных технологиях, которое они получают на уроках информатики. Так я иногда я предлагаю ребятам подобрать дополнительный материал по некоторым темам в интернете и оформить его в виде небольшого доклада за дополнительную оценку, например в этом году учащиеся подготовили доклады по темам «Страны ОПЕК», «Биоценозы», Экологические проблемы Южной Америки» и некоторые другие.
На своих уроках я также работаю над формированием ценностно-смысловых компетенций.
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках биологии и геогрвфии используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические и географические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использованиясвоих знаний в практической деятельности. Особое внимание уделяю межпредметным связям ( биология , химия, физика, география ), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение:
В моей копилке следующие разработки внеклассных межпредметных мероприятий и межпредметных уроков:
7 класс «Экосистемы и их характеристика» (Б-Г)
8 класс «Живые организмы в суровых условиях Антарктики» (Г-Б)
9 класс «»Моря России» (Г-Б-Ф)
9 класс «Звук и живая природа» (Б-Ф)
9 класс «Глаз – оптическая система» (Б-Ф)
10 - 11класс «Химическая организация клетки» (Б-Ф)
9 класс «Организм – единое целое» (Б – ФК)
Я считаю, что межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.
Общекультурная компетенция также должна формироваться на уроках географии и биологии.
На первых этапах изучения этих предметов происходит осознание роли биологии и географии в жизни человека, влияние их на мир, начинается освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии и географии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли этих наук в бытовой, культурной, досуговой сферах, их влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.На уроках географии и биологии происходит формирование и социально-трудовой компетенции.
Оно заключается в формировании социальной активности и функциональной грамотности; овладении знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического и географического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. . Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической и биологической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования и позволяет формировать учебно-познавательные и информационные и другие ключевые компетенции на материале содержания учебного предмета географии и биологии.
На своих уроках физики и информационной культуры я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, семинар, лекции, практические и лабораторные работы. кружковые, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Особенно активным методом работы на уроке является: деловая игра, защита творческих проектов, путешествие.
При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.
Так на уроке физики, изучая тему: «Молекулярно-кинетическая теория» я использую форму защиты проекта.
Цели урока: - дать определение основным понятиям;
- познакомить с биографией ученых и научными открытиями;
- познакомить с математическими формулировками;
- научить применять полученные знания при решении задач, составлять собственные задачи исходя из жизненных ситуаций, доказывать и отстаивать свое мнение;
- воспитывать познавательный интерес и самостоятельность в получении знаний
Одной из основных составляющих образовательной компетенции является учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы.
Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.
Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.
Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер).
Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).
Основными составляющими УПК являются:
Знания, отражённые в Обязательном минимуме содержания образования по физике.
Умения – познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, ставить физический эксперимент), практические (измерять, вычислять, строить и анализировать графики, пользоваться лабораторными принадлежностями), организационно-оценочные (ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно о её результатах).Качества личности – мотивационно-рациональная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению в учебной деятельности, нравственные и эстетические качества личности.
Основная школа.
Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
все вещества состоят из частиц;
в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.
Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а значит более интересной и понятной для детей.
В заключение хочу сказать, что для решения проблемы формирования учебно-познавательной компетенции учащихся возможно применение разнообразных форм работы. Здесь мной приведены лишь некоторые, активно используемые мной на уроках и во внеурочное время.
Учитель высшей категории Т.В. Козлова