Статья Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей


Яньшина Кристина Олеговна
воспитатель
мунициапальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка»
Новосибирская область, г. Куйбышев
Влияние произведенийустного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. 
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
 На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию: Например: «Был бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка бела губа   была тупа»; «Сшит колпак не по - колпаковски,  надо его переколпаковать,  кто его переколпакует,  тому полколпака гороху». 
        Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор  потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.          Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки. 
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети  увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Для решения задач по развитию речи стоит использовать следующие методы и приемы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Формы работы: художественно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей, организация конкурса с родителями на лучшую книжку-малышку «Потешки и прибаутки».
Возможность использования следующих дидактических пособий:
настольный и кукольный театры, пальчиковые игры,  иллюстрационный материал, пособия мнемотехники (дидактические кубы, мнемотаблицы и мнемодорожки, тактильные дощечки), иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Работая с малышами, можно составить картотеки: русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста, русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек, пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале.
В  работе могут стать традиционными  фольклорные занятия такие как: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки», «Сорока — Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Заинька походи…», «Птичий двор», «Мишка — шалунишка».
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет задачи воспитания и развития, и образования каждого ребенка.