Выступление на педагогическом совете. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.


Выступление на педагогическом совете.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Интенсивное развитие социума сегодня дает нам яркое осознание того, что используемые некогда раньше, буквально десять — пятнадцать лет назад, знания, умения и навыки по передаче опыта, накопленного предыдущими поколениями людей, мгновенно устаревают. Человечество вошло в новую цивилизационную эпоху, основой которой являются информационные потоки, соответственно которым создаются и активно внедряются в общество, а конкретно в образовательную нишу, новые, принципиально отличные от прежних формы, методы и технологии развития личности.
Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникаций позитивного типа и принципа социальной ответственности и деятельности. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция.
Если брать воспитательный процесс, формирующий воспитательное пространство образовательного учреждения, то доминанта в формировании и развитии коммуникаций позитивного типа и принципа социальной деятельности и ответственности будет отдана игровой деятельности.
Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. По выражению Лео Фрабелиуса, человечество разыгрывает порядок вещей в природе так, как оно этот порядок воспринимает. Для детей и подростков игра – неотъемлемая часть жизни. Через игру, посредством игры можно решать многие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом образовательных учреждений.
Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участвующая в процессе социализации личности, который попутно сопровождается развитием ключевых образовательных компетенций.
Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркиваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание – целенаправленная деятельность, которую организует педагог. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогической деятельности как об основной деятельности, способствующей развитию образовательных компетенций является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, которая поможет приблизиться наиболее близко к решению поставленной педагогической задачи. И из всего спектра игр наиболее значимыми, на мой взгляд, для развития ключевых образовательных компетенций учащихся являются сюжетно-ролевые игры, так как игровой потенциал данных игр действительно высок. Деятельность учащихся, организованная в контуре сюжетно-ролевой игры, позволяет с наибольшей эффективность достичь определенных результатов и способствует развитию определенных компетенций, которые изначально задаются условием и контекстом игры.
Сюжетно-ролевую игру, как вершину эволюции игровой деятельности, как момент активного обобществления личности социумом, возможно рассматривать и доступным, эффективным методом развития ребенка при его активной позиции, и определенным жизненным пространством, где доминирует фантазия и творчество, соединяющие условия для оптимальной самореализации личности и развития ключевых компетенций. В своей деятельности при организации сюжетно-ролевых игр мы разводим понятия компетенция, образовательная компетенция и компетентность, пытаясь выстроить их в логической последовательности, в том ходе, как они воздействуют на личность учащегося.
· Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
· Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально – значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
· Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Данная иерархия позволяет проследит рост личности в условиях образовательного учреждения, который построен на основе компетентностного подхода, с использованием сюжетно – ролевых игр.
На развития заданных педагогическим пространством ключевых образовательных компетенций влияют следующие характеристики сюжетно-ролевых игр.
Структурные характеристики
1. Временная протяженность и интенсивность игрового действия.
2. Начало – окончание игры.
3. Переломные или поворотные моменты (игровые кризисы).
4. Период относительного спокойствия или интенсивного воплощения сюжетной линии.
5. Целостность достигаемая:
· созданием или проигрыванием идеального и реального «образа» решаемых задач;
· выделением переломных моментов сюжета и переходом от одного к другому уровню профессиональных задач;
· определением алгоритма посреднического действия взрослого, стимулирующего действия ребенка;
· систематизацией средств интенсификации «распредмечивания» значимых символов;
· сюжетная определенность пространства, включающая момент условности, наличие инструкций, возможность риска и псевдо реальной информации.
Технологические характеристики
1. Сюжетная стратегия реализации игровых задач для исполнителей и организаторов.
2. Социокультурное разнообразие деятельности участников сюжетной игры.
3. Возможность раздельного привнесения в игру значимых моментов культуры общества и ценностей социума.
4. Моделирование таких видов деятельности, которые
· являются инновационными для человека;
· имеют характер серьезного решения, в процессе чего формируется, корректируется и развивается личность.
Поведенческие характеристики
1. Самоопределение участников игры на каждом этапе выполнения задач и в процессе решения конфликтных ситуаций.
2. Ориентация на экспериментальное формирование образа поведения или действия по решению определенного рода сценарных задач.
Особенности пространственной организации сюжетно-ролевой игры.
1. Реальные участники игрового действия преобразуют статус исполнителей сюжетных ролей: инициаторы, координаторы, аналитики, исполнители, игроки и др.
2. Замена жизненной реальности идентичной псевдо реальной (сюжетной) информацией, предполагающей определенные ограничения и характерность действий личности в рамках определенного сюжета.
3. Трансформируется масштаб времени при воплощении роли в сюжет.
4. Наличие стимулов и мотивов, оптимизирующих развитие игры, ориентированных на личностное взросление, становление общественного человека по средствам развития ключевых компетенций затронутых сюжетной линией игры.
Опираясь на вышеперечисленные характеристики сюжетно-ролевых игр, мы в своей деятельности в рамках образовательного пространства посредством данных игр можем создать оптимальные педагогические условия воспитательной деятельности для развития ключевых образовательных компетенций через различные игровые формы и дела.
День самоуправления – общешкольная сюжетно-ролевая игра.
Общешкольные Молодежные Сборы – технология комплексной комбинированной активной формы работы с учащимися средней и старшей школы.
Акция «Класс активной гражданской позиции» — общешкольная комплексная сюжетно – ролевая игра.
Участие подростков в деятельности «Молодежного Движения Юность»
Участие в данных мероприятиях позволит образовательному пространству реализовать главные цели общего образования, которые определяют ключевые образовательные компетенции.
1. Ценностно-смысловая компетенция. Эта компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом социально значимой деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов и др.
3. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
4. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя).
5. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Таким образом, основные характеристики сюжетно-ролевой игры строятся на фундаменте вышеперечисленных ключевых образовательных компетенций, которые впоследствии и являются технологическим механизмом развития личности учащегося. Из всего вышеприведенного следует, что сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе выполняет функцию, развивающую компетентность личности посредством развития ключевых образовательных компетенций.