КАРТОТЕКА «Дидактических игр для развития речи старших дошкольников»
КАРТОТЕКА «Дидактических игр для развития речи старших дошкольников»
Дидактические игры для развития связной речи
старших дошкольников.
Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребенка.
Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессии.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей, определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например: «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» и «Мама кладет конфеты в вазу»; «муха, на, стекло, сидеть» в «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» в «Я читаю интересную книгу».Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т.д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету ит.д.).
Игра «Где спрятана игрушка»
Задача: развивать у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти.
Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или дойди прямо до дерева, обойди его и за ним под кустом найдешь машину. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машина лежала под кустом».
Игра «Маленькое нужное слово»
Задача: познакомить детей со знанием в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает.
Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
Игра «Составь рассказ»
Задача: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного пропуска героев.