Технологическая карта на тему Заучивание наизусть стихотворения Н. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»
Технологическая карта №6 организованной учебной деятельности.
Дата: 11.11.16
Старшая группа
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: Художественная литература.
Тема: Заучивание наизусть стихотворения Н. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»
Цель: Ст.гр.: Учить детей понимать смысл и содержание произведения, заучивать текст стихотворения наизусть.
Ср.гр.: Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально читать отрывок по памяти.
Задачи: Ср. гр. – знакомить детей с новым жанром малого фольклора – колыбельной песней;
- формировать интерес к художественной литературе.
- формировать эстетический вкус в восприятии поэтического слога.
Ст.гр. - Формировать умение читать стихотворение наизусть с использованием иллюстраций
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения;
- Закреплять знакомые слова на казахском языке.
Оборудование: запись плача ребенка, запись колыбельной, колыбель-игрушка, иллюстрации к стихотворению, атрибуты для инсценировки: шапочка мамы-медведицы, медвежонка, микрофон.. Билингвальный компонент: қонжық - медвежонок, орман –лес, шырша – елка, ана- мама, бал- мед, балық- рыба.
Словарь: хата, капризуля, состряпай, меньшой
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей Учет + Учет -
Мотивационно –побудительный Прослушивание записи детского плача.
Как можно успокоить малыша, когда он плачет, не может заснуть?
Давным – давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих детей спать, стали петь им песенки. Эти песни пелись у колыбели и названы они были – колыбельными. Такие песенки должны были помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать его.
Прослушивание записи колыбельной песенки
Как поется колыбельная?
А сейчас самый серьезный вопрос: кто пишет стихи? Рассказы? Кто сочинил колыбельную? (Мамы). Да, мамы, и передали их своим детям, а те пели другим детям. Если нет одного автора, мы говорим что сочинил кто?... (Народ). Колыбельные – жанр народного творчества. Но есть и такие колыбельные, которые сочиняют поэты для своих детей. Дети собираются в круг, слышат запись плача ребенка. Предлагают свои варианты: пожалеть, спеть песенку, побаюкать.
Слушают колыбельную, определяют, каким голосом она поется. (Тихо, ласково, нежно), потому что мама любит своего малыша, всю любовь вкладывает в песенку, желает ему спокойного сна. Нежно покачивает люлечку и в такт подпевает. Люлечка - это колыбелька, кроватка. Рассматривают люльку-игрушку, один ребенок пробует ее покачать.
Вспоминают, что стихи пишут поэты, а рассказы – писатели. Организованно –поисковый
Сегодня я хочу познакомить с одной такой колыбельной, которую написал украинский поэт Платон Воронько, а о ком она вы скажите, если отгадаете загадку Загадка о медведе Косолапый, неуклюжий.
Любит мёд, не любит стужу.
До весны привык храпеть
Что за зверь такой?
1. Как называется у медведей мама? 2.Кто детёныши у медведицы? 3. Если он один? Кто он?
Прослушивание стихотворения
Послушайте стихотворение: «Есть в лесу под ёлкой хата»
Есть в лесу под ёлкой хата,
Там уснули медвежата,
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
«Ужин мне состряпай,
Принеси скорей сюда
Мёду, рыбки из пруда».
«Баю-баю, надо спать –
Напевает сыну мать –
Ты уснёшь, и сон придёт –
Всё в корзине принесёт!»
Беседа по содержанию. Словарная работа.
Игра «Кто был внимательным?» 1. У медведицы один медвежонок или несколько?
2. Где уснули медвежата? Что такое хата?
3. Кто не хочет спать? Кто такой меньшой?
4. Как его ласково называют в стихотворении?
5. Что же хочет маленький мишка?
6. Как вы понимаете слово «состряпай»? (Приготовь еду).
7. Какая у медвежат мама?
8. Что она поёт меньшому?
9. Вам понравилось стихотворение? Почему?
10. Кто заметил, каким голосом я читала, тихим, громким?
11. Услышали ли вы слова медвежонка? Как он просил? (Жалобно).Повторное чтение Игра «Вопрос – ответ». Правила игры: Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него словами из стихотворения.
Пример: Я – Есть в лесу под елкой хата?
Вопросы :- Есть в лесу под елкой хата?
- Там уснули медвежата?
- А меньшой не хочет спать?
- Маме стал надоедать?
Динамическая пауза
Рассказывание первого куплета детьми.
Рефлексия для средней группы.
С каким жанром вы сегодня познакомились?
Отрывок из какого стихотворения выучили?
Сложно вам было его выучить или нет и почему?
Воспитатель хвалит детей и отправляет детей к помощнику воспитателя для игровой деятельности.
Игра «Эхо» (развитие силы голоса)
Воспитатель читает стихи тихо, а дети громко.
Конкурс чтецов
Слушают загадку и отгадывают – медведь.
Называют однокоренные слова: медведица, медвежата, медвежонок.
Проходят и садятся на стулья.
Слушают стихотворение.
Ответы детей, вспоминают содержание стихотворения, передавая друг другу микрофон.
Дети – есть в лесу под елкой хата.
Топай, мишка, (топаем ногами)Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )Приседай со мной, братишка, (приседаем)Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )Улыбайся и садись.
Ср.гр. рассказывают первый куплет
Ст. гр. Повторяют строчки стихотворения громко
Дети хором читают стихотворение, Полина отмечает картинку – куплет фишкой.
Затем 2-3 человека читают стихотворение полностью по иллюстрациям.
Рефлексивно – корригирующий
- Если стихотворение вам понравилось, то покажите руками.
- Громко или тихо рассказал…?
- Сам или с помощью?
Молодцы!
- Как называется стихотворение, которое мы с вами запоминали?
- Что нам помогло его запомнить?
Дети оценивают друг друга. Ожидаемый результат:
Воспроизводит: автора стихотворения, его название, содержание.
Понимает: содержание стихотворения
Применяет: умение отвечать на вопросы по содержанию и выразительное чтение стихотворения