Методическая разработка обучения грамоте по теме: Знаки в конце предложений. Чтение разных по цели высказывания и интонации предложений. (1 класс)

Тема: Знаки в конце предложений. Чтение разных по цели высказывания и интонации предложений.
Цели: содействовать умению работать над интонационной выразительностью в предложениях; чтением по ролям, чтением схем слов, умением разгадывать ребусы;
организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи; использовать в общении правила вежливости; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.

УУД:
Предметные
результаты
Метапредметные результаты деятельности учащихся:
1-обучающийся научится
2- обучающийся получит возможность научиться


Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

1- выделять голосом различные знаки препинания, соблюдать нужную интонацию
2-различать предложения по цели высказывания и интонации
1-осуществлять поиск нужной информации в учебнике
2-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи
1- учитывать выделенные учителем ориентиры действия, 2- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
1-допускать существование различных точек зрения
2-принимать другое мнение и позицию


Оборудование: учебник «Азбука» , схемы предложений, предложения на карточках, задания на карточках ,ребусы, проектор мультимедиа, презентация
I .Организационный момент.
Приветствие гостей.
II. Этап проверки домашнего задания.
1. - Бывают в жизни ситуации, когда люди общаются между собой движениями и жестами. В каких случаях так бывает?
Задание: класс разбивается на группы. Каждая группа получает свое задание: при помощи жестов изобразить
не слышу;
подойди ко мне;
не вижу;
позвони мне;
напиши мне;
сколько времени.
Каждая группа демонстрирует свое задание у доски. Класс угадывает.

III. Этап активизации знаний.
На доске несколько схем с предложениями. /__ __? /__ __. /__ __!
-Назовите то, что вы видите на доске. (Предложения)
- Все ли предложения одинаковы? Чем отличаются? (знаками препинания)
- С какими знаками препинания вы знакомы?
Чтение стихов.
ТОЧКА .
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка-
Вывод прост:
Это значит-
Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя поставить.

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Восклицательный знак.
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
-Какие ещё знаки препинания бывают? (двоеточие, многоточие, запятая, тире и т.д.)
- Скажите предложение Дождь идёт, используя схемы.
- Когда ставится точка? (Предложение окончено, нужно сделать паузу)
- Когда ставится вопрос? ( Интонация вопросительная)
- Когда ставится восклицательный знак? ( Для передачи чувств)
- Кто скажет, так о чем мы будем говорить на уроке?
- О постановке знаков препинания в конце предложений.
- Для чего надо правильно ставить знак препинания в конце предложения?
IV. Этап применения новых знаний.
Работа с учебником с. 32
Упражнение в чтении предложений.
- На какие группы модно разделить эти предложения? ( С точкой в конце предложения и с вопросительным знаком.)
- Как нужно читать предложения с этими знаками препинания?
Чтение предложений левого столбика про себя, затем вслух. Чтение по ролям.
Чтение правого столбика про себя, вслух, по ролям.
2.Рассмотрите иллюстрации и схемы под ними.
Исследуйте, где слово, а где предложение.
Сом Сом! Мальчики несли сома.
- Какое задание можете предложить ребятам? ( Что «лишнее»?)

V. Физминутка.
VI. Этап закрепления новых знаний.
Работа над интонацией предложений и расстановкой знаков препинания.
– Прочитайте предложение. (Слайд)
– Что сообщает нам это предложение?
Петух прогнал лису.
– Послушайте, с какой интонацией оно произносится. ( С повествовательной)
– Измените интонацию так, чтобы в конце предложения стоял вопросительный знак.
Петух прогнал лису?
– А может ли стоять другой знак в конце этого предложения?
Петух прогнал лису!
– С какой интонацией вы его произносите? (С чувством восхищения)
– Посмотрите внимательно на три предложения. Что интересного вы заметили?
– Слова в предложениях не изменились, а что изменилось?
Вывод.
– Предложения, в которых о чём-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится точка.

Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. (Слайд)

– Предложения, в которых о чём-либо спрашивается, произносятся вопросительной интонацией, в конце ставится вопросительный знак.

С Почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет всё в порядке! (Слайд)

– Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.

Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак! (Слайд)

VI. Физкультминутка

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух –
И скорей на парту плюх!

VII . Этап применения знаний.

1. Поставьте в конце предложений нужный знак. (Слайд) Работа в парах.
Кто помог бедному зайцу(?)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый(!)
Проверка.

2.Работа в учебнике.
- Сравните названия предметов.
Составьте недостающие схемы слов, догадайтесь, как зовут девочку.
-Найдите слово в слове:
-Кого видите справа?
–Нарисуйте столько клеток, сколько звуков в этом слове. Проверка : волк- 4 зв. Какие звуки слышите? Нарисуйте. Проверка у доски.
- Впишите знакомые буквы.
рог – пирог
Составьте схему слова корзина, найдите в нём имя девочки (Зина)
- Какие звуки обозначают вписанные буквы?
- Закрасьте место мягких согласных.
3. Самостоятельная работа в группах.
Игра «Кто быстрее?»
Разгадать ребусы. Что обозначает галочка? – Вставить букву в указанное место.
Проверка: роса, коса; лама, рама; кот, рот.
4.Работа с текстом.
- Сейчас я прочитаю рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” и постараюсь при помощи интонации передать настроение, которое хотел передать нам автор.

- Послушайте и скажите : чего же боится мышь?

Лиса и мышь.

Лиса : - Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Мышь : - Ни крошечки не боюсь!
Лиса : - А громкого топота?
Мышь : - Ни капельки не боюсь!
Лиса : - А страшного рёва?
Мышь : - Нисколечко не боюсь!
Лиса : - А чего же ты тогда боишься?
Мышь : - Да тихого шороха

- Так чего же боится мышка? Почему?

- Сейчас мы напишем с вами диктант, но диктант не простой. Я еще раз прочитаю текст, а вы запишете на листочках те знаки препинания, которые услышите в конце предложений. (Один ученик у доски).

Проверка.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений?
IX. Рефлексия.
- Я понял
- Я почувствовал
- Мне понравилось
- Меня удивило
- Я узнал
- Оказывается








МОУ – средняя общеобразовательная школа №43 города Белгорода






























Подготовила и провела
учитель начальных классов
Андрусенко Светлана Анатольевна



2011 год

Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет всё в порядке! (Слайд)
– Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.
Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак! (Слайд)
VI. Физкультминутка
Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух –
И скорей на парту плюх!
VII . Этап применения знаний.
1. Поставьте в конце предложений нужный знак. (Слайд) Работа в парах.
Кто помог бедному зайцу(?)
Петух прогнал рыжую плутовку(.)
Какой он смелый(!)
Проверка.
2.Работа в учебнике.
- Сравните названия предметов.
Составьте недостающие схемы слов, догадайтесь, как зовут девочку.
-Найдите слово в слове:
-Кого видите справа?
–Нарисуйте столько клеток, сколько звуков в этом слове. Проверка : волк- 4 зв. Какие звуки слышите? Нарисуйте. Проверка у доски.- Впишите знакомые буквы. рог – пирог
Составьте схему слова корзина, найдите в нём имя девочки (Зина)
- Какие звуки обозначают вписанные буквы?
- Закрасьте место мягких согласных.
3. Самостоятельная работа в группах.
Игра «Кто быстрее?»
Разгадать ребусы. Что обозначает галочка? – Вставить букву в указанное место.
Проверка: роса, коса; лама, рама; кот, рот.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений?
IX. Рефлексия.
- Я понял - Я почувствовал - Мне понравилось
- Меня удивило - Я узнал - Оказывается