Тестирование За или Против…
Тестирование за или против…
Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременно выставленная оценка. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку. В то время, как завышенная или заниженная оценка ведет к переоценке своих возможностей.
В школе отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителями. В основе выставления оценки должны лежать следующие принципы: справедливость и объективность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, гласность и прозрачность, т.е. доступность информации, незыблемость, оценка учителя не должна подвергаться сомнению.
В качестве форм и методов эффективного контроля, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, выступают различные формы компьютерного тестирования (групповое тестирование, самотестирование, различные виды тестов, тренинги. Изучение проблемы тестового контроля знаний позволили нам выделить этапы создания педагогического теста.
Первый этап: анализ целей, задач курса, содержания программы, учебников, лекций с учетом специализации обучаемых и количества выделенных часов. Определение главных разделов тем, нахождение наилучшей последовательности их изучения.
Второй этап: составление плана теста. На этом этапе определяется необходимое число вопросов (заданий) для проверки знаний по каждому разделу в зависимости от его важности и объема к общем курсе; устанавливается общее число заданий; определяется перечень специфических задач контроля результатов обучения применительно к конкретному предмету; разрабатываются первые варианты тестовых заданий.Третий этап: разработка методов предъявления тестовых заданий обучаемым, методов сбора информации, методов оценки уровня обученности, условий выбора правильного ответа. Предусматриваются меры, препятствующие общению обучаемых друг с другом в процессе контроля (например, ограничивается время тестирования, выбирается помещение, выдача тестового материала каждому обучаемому производится в различной последовательности и т.д.).
Четвертый этап: разработка тренингов на основе тестовых заданий, позволяющих адаптировать систему контроля к индивидуальным особенностям обучаемых. Устанавливается общее число тренинговых заданий для доведения знаний обучающихся с разными уровнями подготовленности до запланированного уровня.
Пятый эman: экспериментальное опробование первоначальных вариантов теста. Данный этап осуществляется с целью проверки валидности теста и получения критерия оценки его качества. Для этого одновременно с тестированием производится выборочный контроль знаний обучаемых опытными преподавателями. Далее оценивается характер статистического распределения результатов тестирования и экспертного контроля.
Шестой этап: расчет меры трудности каждого задания теста, оценка сравнительной привлекательности заданий и т.д. На этом этапе отсеиваются неудачные задания. Проводится работа по подготовке теста к применению в учебном процессе.
Седьмой этап: внедрение обоснованного и надежного теста в учебный процесс.
Триместровый материал разбивается на отдельные модули (темы). В рамках модулей и происходит реализация предложенной системы контроля и оценки результативности обучения студентов.
Входной контроль нами проводится на второй неделе обучения. Его цель – выявить исходный уровень знаний учащихся, по которому в дальнейшем можно будет судить о динамике их продвижения по формированию профессиональной компетентности. Этот вид контроля проводится в форме группового тестирования в присутствии преподавателя. Ученикам предлагаются избирательные тесты с выбором ответа из предложенных вариантов. Варианты тестов подобны и содержат вопросы и задачи одинаковой трудности. Ко всем тестам разработаны письменные инструкции, с которыми обучающийся должен ознакомиться перед тестированием. Результаты тестирования оцениваются по многобальной шкале в соответствии с предложенным рейтингом. Данный вид контроля дает возможность сравнивать полученные результаты с последующими результатами ученика, ориентирует преподавателя на допустимую сложность материала, позволяет определить индивидуальную траекторию каждого обучаемого.
Текущий контроль осуществляется с целью выявления степени восприятия учебного материала и уровня овладения навыками самостоятельной работы и проводится в середине изучаемого модуля. На данном этапе проверяются знания элементов изучаемого раздела в объеме пройденного на текущий момент материала. Рекомендуемые формы проведения текущего контроля: групповое или индивидуальное тестирование. На данном этапе обучаемый знакомится с формой представления заданий, с уровнем сложности, перечнем возможных вопросов, что позволяет ему более тщательно подготовиться к рубежному контролю за весь раздел. Этот этап контроля оценивается по принципу «зачет или незачет». Если набрано достаточно баллов, то учащийся допускается к рубежному контролю по данному разделу. Если обучаемый получает «незачет», то в зависимости от того, сколько баллов он набрал, ему предоставляются задания для тренинга, после чего он тестируется повторно. Если результат отрицательный, то обучаемый снова выполняет тренинг и делает это до тех пор, пока не достигнет нужного результата. Для этого у него есть время с момента планового проведения промежуточного тестирования до рубежного теста по этому модулю. Сведения о датах проведения тестирования сообщаются ученикам заранее. Результаты этого этапа контроля дают информацию о качестве усвоения учебного материала, позволяют анализировать и прогнозировать продвижение обучаемого по индивидуальной траектории, мотивируют его. Практика реализации контроля и оценки результатов обучения позволяет на этапе текущего контроля выявить следующие положительные явления: рост самостоятельности студента; стимулирование интереса к более глубокому изучению предмета; достижение необходимого на данном этапе изучения дисциплины уровня знаний, умений и навыков и т.д., то есть уровень сформированности определенных составляющих компонентов профессиональной компетентности.
Рубежный контроль проводится с целью проверки глубины усвоения полученных знаний и приобретенных умений в рамках данного модуля в форме группового тестирования в присутствии преподавателя. На основании результатов рубежного контроля преподаватель может судить о глубине усвоения обучающимися изученного раздела. Данный тест пишется только один раз, что требует от обучаемых максимальной сосредоточенности и ответственности при подготовке и его написании. Безусловно, есть преимущество использования компьютерных средств при рубежном контроле. Так в течение одного занятия преподаватель может получить оцененные результаты усвоения целого раздела учебного материала, причем предложив обучаемому целый комплекс тестовых заданий по изученному материалу.С помощью итогового контроля диагностируется уровень базовой обу-ченности обучающихся. Формами итогового контроля могут служить: собеседование с преподавателем, защита рубежной индивидуальной работы, тестирование с применением компьютерных контролирующих систем. Знания школьников на данном этапе оцениваются по пятибалльной шкале. На основании полученных результатов можно судить об общих достижениях обучаемых и делать выводы о соответствии их знаний требованиям
На наш взгляд, применение предложенной системы контроля и оценки результатов обучения решает поставленные выше задачи:
объективность контроля повышается за счет применения компьютерного тестирования и методики рейтинговой оценки знаний и умений;
повышается самостоятельная познавательная активность за счет того, что в случае неудовлетворительного результата за промежуточный тест, у ученика есть время и возможность разобраться в заданиях. В то же время повышается ответственность, поскольку рубежные тесты нельзя переписывать;
применение компьютерного тестирования значительно снижает нагрузку на преподавателя, происходит экономия времени педагога и повышается эффективность учебной деятельности студентов;
достижение запланированного уровня знаний становится возможным благодаря выполнению студентами тренинговых заданий.
Как мы видим, данный подход к контролю и оценке результативности обучения обучающихся требует высокой активности и добросовестности преподавателя и является залогом эффективной организации педагогической диагностики в школе.