Географическое положение Южной Америки
Географическое положение, история исследования Южной Америки
Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки
Краткое содержание урока
Особенности географического положения Южной Америки.
История открытия и освоения территория
Опорные знания
Южные материки
Алгоритм описания географического положения
Правила определения крайних точек материка и его протяженности
Основные понятия
Физико-географическое положение, широтное положение, крайние точки материка, береговая линия, Новый Свет, Вест-Индия ,Южный океан
Персоналии
Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов
Географическая номенклатура
Крайние точки: С - мыс Гальинас, Ю - мыс Фроуард, З – мыс Париньяс, В – мыс Кабу-Бранку.
Объекты береговой линии:
Перешейки – Панамский;
Каналы – Панамский;
Проливы – Дрейка, Магелланов;
Моря – Карибское;
Заливы – Ла-Плата;
Острова – Огненная Земля, Большие и Малые Антильские, Галапагос
Формируемые умения
Описывать географическое положение континента.
Определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.
Называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей
Вопросы для текущего контроля
Какое место среди материков занимает Южная Америка?
В каких полушариях расположен материк?
С каким материком Южная Америка образует единую часть света?
Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?
В чем сходство широтного положения Африки и Южной Америки?
Какие особенности широтного положения в отличие от Африки имеет Южная Америка
Какой путешественник открыл Америку, в каком году это произошло
Практические задания
Сравнить географическое положение Африки и Южной Америки, заполнить таблицу в тетради, сделать вывод о сходстве и различиях географического положения и их влиянии на природу материков.
Нанести объекты номенклатуры на контурную карту
Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африка и Южной Америки.
Цели: учащиеся должны знать (понимать): особенности географического положения Южной Америки, открытия и освоения территории;
Учащиеся должны уметь: описывать географическое положение континента; определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей.
Персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.
Оборудование: глобус, физическая карта мира, физическая карта Южной Америки, портреты путешественников, контурные карты, атласы, оценочные карточки. Оформление доски: тема урока «Южная Америка»; площадь материка 18 млн.км.кв.; таблица «Крайние точки материка»; Таблица «Книга чудес Южной Америки»; персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Блиц – опрос по вопросам.(Для оценки ответов используются оценочные карточки; красная – «отличная», зеленая – «хорошо», белая – «надо подумать»; за ответы на вопросы, отмеченные *, выдается две карточки.)
- какое место занимает Антарктида среди других материков по площади? (Пятое)
- В чем особенность географического положения Антарктиды? ( Материк полностью расположении в Южном полушарии ( в районе полярного круга))
- Декабрь, январь, февраль – какой сезон года в Антарктиде? Лето.
- В каком году и кем была открыта Антарктида? В 1820 году русскими путешественниками Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.
- впервые Южного полюса достигла экспедиция под руководством? ( Р. Амундсена)
- В 1840 году человек впервые ступил на берег Антарктиды. Это был? Француз Жюль Дюмон – Дюрвиль.
- В каком году прошел Международный географический год, открывший новую страницу в исследовании Антарктиды?* (В 1957 году)
- Чем различается Антарктида на две части по характеру рельефа? (Трансантарктическими горами)
- Какая часть материка (западная или восточная) наиболее высокая? (Западная)
- Назовите наивысшую точку Антарктиды. (Массив Винсон – 5140 м)
- Как называется действующий вулкан Антарктиды? (Вулкан Эребус)
- В каких климатических поясах расположении материк? ( в антарктическом)
- Где в Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура? ( - 89, 2 С)
(На станции Восток, на полюсе холода)
- Чем характеризуется климат Антарктиды?
Очень низкими температурами, сухостью (малым количеством осадков), очень сильными ветрами.
- Стоковые ветры – это? Это постоянные ветры от центра материка к его краям.
- Назовите четыре полюса, существующие из территории Антарктиды*.
Южный полюс, полюс относительной недоступности, полюс холода, Южный магнитный полюс Землю.
- Чем представлен растительный мир Антарктиды? Лишайниками.
- Назовите представителей животного мира Антарктиды.
Пингвины , чайки, буревестники, киты-касатки, тюлени – морские леопарды, синие киты. В прибрежных районах много рыбы, антарктических креветок.
- Приведите аргументы важности материка Антарктида для нашей планеты.
Антарктиду называют «кухней погоды» Земли. Она влияет на климат Земли.
Льды Антарктиды содержат огромное количество пресной воды.
Разрабатывается проект доставки айсбергов в засушливые районы Земли.
Антарктида имеет огромные запасы полезных ископаемых.
На материке нет стран, все люди занимаются научными исследованиями. Антарктиду называют материком без границ, без войн и оружия!
- Назовите самые крупные антарктические станции.
Российская «Мирный» и американская «Мак-Медро»
Рассматривая проекты антарктической станции с максимально комфортными условиями, если такие проекты приготовлены.( Творческое домашнее задание.)
Поведение итогов (подсчет карточек), выставление оценок.
Изучение новой темы.
Мы изучили уже три материка: Африку, Австралию и Антарктиду. Нас ждет еще один материк: Южная Америка. Каждый материк – это особая земля, на которой много интересного и загадочного. Откройте самую первую страницу раздела «Южная Америка» (с. 25 учебника). Давайте посмотрим, как автор назвал этот раздел: «Южная Америка – материк чудес». Почему? Нам предстоит разгадать эту загадку. И мы постараемся создать своеобразную Книгу чудес материка, записи в которой будут начинаться со слов «Самый, самая, самое
Запишите в тетрадь тему урока «Южная Америка».
А какие чудесные рекорды мы можем записать уже сегодня, еще не изучив подробно материк?
Самая полноводная река мира – Амазонка.
Самая длинная горная система мира – Анды.
Запишем это в тетрадь (оформляется в виде таблицы) под рубрикой:
«Чудеса Южной Америки»
№ПП
Характеристика
Название
Размеры
1
Река с самой большой площадью бассейна
Амазонка
2
Самая длинная горная система мира
Анды
Оставим место для заполнения Книги чудес Южной Америка по ходу изучения материка. В конце изучения Южной Америки каждый может представить составленную книгу и получить оценку за работу.
В заключении изучения материка Южная Америка Книга чудес может выглядеть так:
«Чудеса Южной Америки»
№ПП
Характеристика
Название
Размеры
1
Река с самой большой площадью бассейна
Амазонка
Площадь бассейна боле 7 млн. км. КВ.
2
Самая длинная горная система мира
Анды
6,4 тыс.км
3
Самое высокогорное судоходное озеро мира
Титикака
3812 м над уровнем мира
4
Самый высокий водопад мира
Анхель
1054 м
5
Самое большое озеро
Маракайбо
14350 км.кв.
6
Самая высокая точка
Гора Аконкагуа
6960 м
7
Самый высокий вулкан мира
Гуальятири в Чили
6060 м, год извержения 1960 г
8
Самая большая низменность мира
Амазонская
5 млн.км.кв
9
Самая низкая точка
П- ов Вальдес
- 42 м
10
Самое высокое дерево
СЕйба
Высота более 80 м
11
Самое легкое дерево
Бальса
Легче пробки и не гниет в воде
12
Самое прочное дерево
Кебраччо
В переводе «Сломай топор»
13
Самый крупный грызун мира
Капибара
Вес около 60 кг
14
Самая маленькая птица
Колибри
Вес 2 г
15
Самая красивая бабочка мира
Бабочка морфо
Размах крыльев достигает 210 мм
16
Самая сухая пустыня мира
Атакама
На было ни одного дождя
17
Самый дорогой мех
У шиншиллы
Красивый, прочный и легкий
18
Самая крупная летающая птица планеты
Кондор
Размах крыльев более 3 м
19
Самые большие черепахи
На Галапагосских островах
Длина ее карапакса может достигать 122 см при массе 300 кг
20
Самый большой карнавал мира
В Рио- де – Жанейро, Бразилия
Длится 5 дней
21
Самые большие города
Рио- де –Жанейро, Сан – Паулу
Входят в число крупнейших в мире
Изучение материков будет проходить по привычной для вас схеме:
Географическое положение. История открытия и исследования.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Климат Южной Америки
Гидрография материка
Разнообразие природы
Население Южной Америки
Регионы Южной Америки
Географическое положение материка.
Почему изучение материка мы начинаем с географического положения? Что мы понимаем под физико – географическим положением материка
Это своеобразный адрес материка.
ГП влияет на природу материка.
Сегодня вы самостоятельно охарактеризуете географическое положение материка Южная Америка, пользуясь планом (учебник с. 249 ) и картами на доске и в атласах. Работаем по рядам. 1 ряд определяет расположение материка относительно экватора, тропиков и полярных кругов. Пункт 2 плана делим пополам: 2- й ряд находит крайние точки, 3 – й ряд определяет протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.
Учащиеся отвечают парами: один с места, другой у доски дублирует товарища.
Таблица «Крайние точки материка Южная Америка»
№пп
Крайняя точка по стороне горизонта
Название
Координаты
Широта
Долгота
1
Северная
Мыс Гальина
12 с.ш
72 з.д.
2
Южная
Мыс Фроуард
54 ю.ш.
71 з.д.
3
Западная
Мыс Париньяс
5 ю.ш.
81 з.д.
4
Восточная
Мыс Кабу- Бранку
7 ю.ш.
35 з.д.
Протяженность материка:
- С севера на юг по меридиану 70 з.д.:
12 +54 =66;
66* 111 км=7326 м
- с запада на восток по параллели 5 ю.ш.:
81 – 35 = 46;
46* 110 км=5060 км
Запись номенклатуры «Южная Америка»:
Крайние точки: Северная – мыс Гальинас, южная – мыс Фроуард, восточная – мыс Кабу- Бранку, западная – мыс Париньяс. Объекты береговой линии: Карибское море, Панамский канал, залив Ла- Плата, Магелланов пролив, пролив Дрейка, Малые Антильские острова, о. Огненная Земля, о-ва Галлапагос, Панамский перешеек.
Беседа учителя и учеников:
- Как расположен материк относительно других материков?
- С каким материком Южная Америка образует единую часть света?
С Северной Америкой.
- Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?
Потому что Северная Америка была частью Лавразии, а Южная Америка – Гондваны.
Связь с Северной Америкой через Панамский перешеек образовалась лишь в середине кайнозойской эры при образовании Кордильер. Соединяет материки молодой в геологическом отношении, длинный и узкий Панамский перешеек, через который прорыт Панамский канал. Граница между Северной Южной Америкой проводится по Панамскому каналу.
2.Практическая работа №13 «Сравнение географического положения Южной Америки и Африки.
Цель работы:
Развитие навыков проведения сравнительного анализа на основе различных источников географической информации.
Рекомендации: Работа может выполняться как индивидуально, так и в малых группах.
Задание:
Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки.
Заполнить таблицу
Определить сходства и различия в географическом положении материков
Сформулировать вывод о вытекающих из сходства последствиях.
Факторы, определяющие ФГП
Название материка
Сходство или различие компонентов природы
Южная Америка
Африка
Отношение к экватору
Пересекает в северной части, расположена в Северном и Южном полушариях
Пересекает почти посередине, расположена в Северном и Южном полушариях
Сходство: расположение в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом поясах
Отношение к начальному меридиану
Расположена в Западном полушариях
Большая часть расположена в Восточном полушариях
Различно
Отношение к тропикам
Пересекает южный тропик
Пересекает северный и южный тропик
Сходство: расположение в жарких поясах
Отношение к океанам
С запада – Тихий, с востока – Атлантический
С запада - Атлантический, с востока – Индийский
Омываются Атлантическим океаном
Береговая линия
Изрезана слабо
Изрезана слабо
Сходство
Примерный вывод: Оба материка имеют значительные сходства в географическом положении материка, что приводит к повторению климата и природы. Но Южная Америка больше сдвинута к югу, поэтому узкая, южная часть материка холоднее. Широкая часть материка расположена в жарком поясе. Оба материка имеют слабо изрезанную береговую линию.
Чем объясняется сходство очертания берегов Южной Америки и Африки. В прошлом это был единый материк.
Из истории открытия и исследования Южной Америки.
Известно, что на картах древних Южная и Северная Америка отсутствовали. Не было ее и на карте Птолемея. Однако легенды о дивных странах, где золота так же много, как песка, где люди украшают себя ожерельями из драгоценных камней, где под жгучим южным солнцем созревают перец, мускатный орех и гвоздика, слагались летописцами в XV веке. Это были легенды, поведанные миру купцами, искателями наживы. Многие ученые того времени высказывали предположение о возможном западном пути к богатым странам Востока.
Единого мнения о том, кто первым достиг Америки, нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие склоняются к мнению, что азиаты, третьи – жители Океании. Но подлинно известно, что после плавания Колумба эта Земля стала известна всему свету, стала заселяться и осваиваться.
Многие ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка.
Были среди них и русские. Используя материал параграфа, а так же дополнительные источники информации ,к следующему уроку вы подготовите мини-сообщение (1-3 сообщения) о вкладе каждого путешественника, записанного на доске. Можно составить таблицу в тетради.
Закрепление изученного
Нанесение на контурную карту крайних точек материка, объектов номенклатуры.
Домашнее задание
Параграф 35 и задания.
Мини сообщения о путешественниках (можно в виде таблицы).
15