Статья по биологии на тему Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса


КГУ «Мергенская основная школа района Шал акына»
Северо-Казахстанской области
ДОКЛАД
Тема:
«Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса»
СмагуловаАйсулуСабыровна
учитель биологии
В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентно способные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация образования рассматривается как необходимое условие прогрессивного общественного развития. Информатизация биологии, как общеобразовательного предмета развивается главным образом в форме внедрения в учебный процесс новых информационных технологий в качестве технических средств обучения. Рациональное использование компьютерных технологий как технических средств обучения является в настоящее время важнейшей задачей дидактики и методики обучения. Поэтому для учителя важным является приобретение навыков использования информационных технологий на уроках биологии, во внеурочной деятельности и при подготовке к проведению уроков. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями;
- дефицит времени;
- активизация самостоятельной работы учащихся.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков биологии, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. Применение компьютера на уроках биологии делают занятия более наглядными, интересными, яркими, насыщенными.
Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы. На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT- это тематическая и логическая связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентаций при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. Методы и приемы, используемые при подаче учебного материала по биологии в форме презентаций, практика обучения, анализ результатов показывает, что это способствует: расширению дидактических возможностей урока; наглядному представлению учебного материала; повышению интереса к предмету; развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитию умений осуществлять обработку информации; в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности. Лучший образовательный эффект от применения ИКТ, в частности презентаций, достигается в предметном обучении, тогда, когда они используется в сочетании с другими инновационными образовательными технологиями. Использование презентаций обеспечивает более позитивный образовательный эффект. При этом презентации могут быть созданы к уроку учителем, а также в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению презентации в программе POWER POINT как индивидуального творческого задания, как сопровождения при защите реферата как «конечного продукта» проектной деятельности на уроке. Использование презентации позволяет учителю мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность и обеспечить эффективную работу по погружению в проект. Учащиеся используют возможности POWER POINT для наглядного представления результатов своей проектной работы. Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности, используя компьютерные технологии. У школьников, участвовавших в проектной деятельности, возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение.
При организации семинарских занятий использование презентации позволяет обеспечить визуализацию рассматриваемого учебного материала и активное включение в его обсуждение всех учащихся класса. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации, которые можно применить на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Например, в 9 классе проводим урок-презентация на тему: « Экологические проблемы современности»; в 8 классе уроки « Болезни дыхательной системы»; «Влияние курения»; « Витамины»; в 7 классе « Красная Книга Республики Казахстан».
Важно отметить, что я использую на работах биологии и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, диспуты. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения учащимися практических навыков.
Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, негромкую классическую и релаксирующую музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняют другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использование средств обучения. Использование инновационных технологий на уроках биологии это средство повышения эффективности образовательного процесса.
Тема урока: Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о строение и функциях скелета человека; познакомить с признаками правильной осанки и её значением для здоровья; конкретизировать правила предупреждения искривления позвоночника.
Развивающие: развивать навыки учащихся по работе с компьютером; развивать умения по выполнению физических упражнений по предотвращению появления нарушения осанки, плоскостопия.
Воспитательные: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютеры, плакаты с изображением неправильных и правильных поз учащихся, сидящих за партой.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельная работа на компьютере.
Формы урока: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока.
I Организационный момент: готовность к уроку; постановка задач урока.
II Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1.Фронтальная письменная работа по пройденной теме.
Против названия отдела скелета (слева), впишите номера соответствующих костей (справа).
А- череп
Б- грудная клетка
В- плечевой пояс
Г- свободная верхняя конечность
Д- свободная нижняя конечность
Е- пояс нижней конечности
Ж- позвоночник
1-ключица; 2- плечевая кость; 3- шейный отдел; 4- лобная кость; 5- бедренная кость; 6- тазовая кость; 7- рёбра; 8- грудной отдел; 9- височная кость; 10- лучевая кость; 11- большая берцовая кость; 12- поясничный отдел; 13- грудина; 14- лопатка; 15- крестцовый отдел; 16- коленная чашечка; 17- теменная кость; 18- малоберцовая кость; 19- локтевая кость; 20- копчиковый отдел.
2.Задание творческого характера. Учащимся предлагается собрать из отдельных частей скелет человека.
Практический модуль. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет
человека, его значение.
1.Структурный состав опорно-двигательного аппарата.
2.Движение опорно-двигательного аппарата.
3.Отделы скелета
Электронный учебник.
3.Изучение нового материала.
Учитель. На данном уроке ознакомимся с конкретными методами сохранения и укрепления вашего здоровья, чтобы избежать развития не только заболеваний костно- мышечной системы, но и внутренних органов и систем. На профилактических осмотрах у учащихся выявляют отклонения, связанные с нарушением опорно- двигательного аппарата. Среди функциональных отклонений- нарушение осанки.
Осанка-это навык, т.е. определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве; это положение может быть правильным ( хорошая осанка) или неправильным ( плохая осанка). Неправильная осанка ведет к искривлению позвоночника и вредно сказывается на работе органов и систем всего организма. Искривление позвоночника бывает трёх видов: вперед-патологический- лордоз; назад- патологический- кифоз и боковое- сколиоз.
Демонстрация таблицы, сообщение учащихся.
Если у вас правильная осанка, то воображаемая вертикальная линия (если на человека смотреть сбоку) проходит через ушное отверстие, плечевой отросток, точку тазобедренного сустава и наружную лодыжку. В позе правильной осанки голова держится прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, правая левая стороны тела располагаются симметрично.
При неправильной осанке указанные выше точки располагаются по кривой. Для неправильной осанки характерны следующие признаки, опущенная или излишне запрокинутая назад голова, сведенные вперёд плечи, сутулая спина, запавшая грудная клетка, выпяченный живот, несимметрическое положение правой и левой сторон тела.
Предлагаю для обсуждения следующую ситуацию. В старших классах ученик Т. увлекался математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. Постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?»- удивилась мама попробав как – то поднять его портфель. Отдыхая на занятиях физкультурой, Т. Пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.
Вопрос: Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка.
1.Сутулость. 2. Лордоз. 3. Сколиоз. 4. Нарушение осанки. 5. Кифоз.
Сколиоз- это боковое искривление позвоночника. Большое внимание надо обращать на профилактику сколиоза. В дошкольном возрасте необходимо следить, чтобы мебель ребёнка, соответствовала его росту. Основное внимание в школьном возрасте должно быть обращено на занятие спортом: особенно рекомендуется ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание. Лечебная гимнастика должна проводиться правильно
Упражнение 1. Формирование правильной осанки.
1.Встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.
2.Подбородок слегка приподнять.
3.Зафиксировать в сознании мышечное ощущение при таком положении тела.
Естественно, что ходить так человек не может, но если в течение дня 3-4 раза осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу, это благоприятно отразится на осанке.
Упражнение 2. Формирование правильной посадки за партой.
За партой или столом надо сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.
Спинка опирается на спинку стула на уровне пояснице.
Оба плеча находятся на одном уровне.
Предплечья (руки) симметрично и свободно лежат на столе.
Не упираться грудью в край стола или парты между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки.
Сидеть нужно, полностью занимая сиденье стула.
Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.
Осанка изменчива и может исправлена самим человеком. Так, например, хорошее настроение, желание хорошо выглядеть, улучшает осанку, и, наоборот, плохое настроение и самочувствие, усталость ухудшает ее.
Вывод: хорошая осанка не даётся человеку от рождения, оно вырабатывается в детстве и юности. Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова- всё это признаки красоты и здоровья гармонично развитого человека.
Рубрика. Знаете ли вы…
У туристов есть поверье: считается, что, если к детской одежде пришить позвонок оленя, то он сохранит здоровье ребёнка.
В более отдельных от нас местах кости тигра и слона шли на лечение мочеизнурения.
Зола костей крокодила употреблялась для заживления ран.
Бараньими костями пытались лечить нервные болезни, а ежовыми останавливать кровотечения
4.Подведение итогов урока.
5.Домашнее задани
Приложение
Компьютерный тест по теме «Строение скелета человека»
1.Какую из функций не выполняет костная ткань:
а) соединительную
б) транспортную
в) защитную
2.Из перечисленных ниже костей к плоским относится:
а) височная
б) плечевая
в) ключица3.Надкостница покрывает:
а) поверхность и головку кости
б) только головку кости
в) только поверхность кости
4.С возрастом содержание неорганических соединений в костной ткани
а) возрастает
б )не изменяется
в) падает
5.К полуподвижным соединениям костей относится:
а) соединение между позвонками
б) тазобедренный сустав
в) соединение теменной части черепа
6. К непарным костям черепа относится:
а) лобная
б) теменная
в) скуловая
7. Не соединены с грудиной
а) одна пара рёбер
б) две пары рёбер
в) три пары рёбер
8. У какого из пальцев кисти две фаланги?
а) у большого
б) у мизинца
в) у безымянного
9. Рёбра, грудину относят к костям:
а) длинным
б) коротким
в) плоским
10. Суставная сумка характерна для
а) полуподвижных и подвижных соединений костей
б) для подвижных соединений
в) для всех типов соединений
Ответы: 1б; 2а; 3в; 4а; 5а; 6а; 7б; 8а; 9в; 10б