Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования.
Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметные результатам отнесены к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО:
- метапредметные результаты — это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Поскольку ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития, преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ НОО и ООО. Этот компонент стандарта является ведущим и системообразующим. Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене в свете требований ФГОС ООО добавляется способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Одна из задач современной школы: формирование единого образовательного пространства по достижению метапредметных результатов обучающихся, определение единых требований по формированию универсальных учебных действий.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметное обучение обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Сегодня в свете новых требований к организации урока самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться», чтобы подготовить современного выпускника: активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Современный учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы. Так и учитель, основная деятельность которого происходит в процессе подготовки, в подборе материала и построении метапредметного урока. Учитель должен принять в расчет тему, цель урока, возраст учащихся, уровень их подготовленности к решению задач, формировать УУД через следующие этапы подготовки к уроку:
-что я делаю? (Предмет деятельности),
-для чего я это делаю? (Какова цель, задачи, пути достижения цели),
-как я это делаю? (Алгоритмы, формы, методы),
-какой это дает результат? (В чем смысл работы над данной темой; что должны знать, уметь обучающиеся на данном уроке)
-за счет чего этот результат достигнут? (Построить урок на принципах деятельностного обучения и включить практическую работу, работу в парах и группах, самостоятельную работу с использованием приемов само- и взаимопроверки или сверки с образцом, обязателен контроль со стороны учителя)
На первом этапе урока необходимо провести актуализацию знаний по изучаемой теме. Организовать такую работу, при которой учитель выясняет, как усвоен пройденный материал. Можно предложить самостоятельную работу или провести эвристическую беседу.
На втором этапе урока определятся, каким путем будет решаться задача: 1)в «готовом» виде сообщить знания или 2) включить детей в поиск, когда дети сами или с помощью учителя «открывают» то или иное понятие (например, имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.), который и предполагает матапредметный урок и делает ученика активным участником учебного процесса. Итак, создаем проблемную ситуацию, т.е. перед детьми ставим задачу или задаем вопрос, которые требуют разрешения или исследования. Это второй этап урока.
3.Решение проблемной ситуации и выдвижение гипотез начинается на третьем этапе.
4.На четвертом идет коллективное или индивидуальное, в парах решение проблемы. Дети делают выводы, умозаключения, что и приводит к новым знаниям.
5.На пятом проверка правильности решения.
6.На шестом- закрепление нового материала школьники должны оперировать новыми знаниями. Новые знания используются на практике.
7.Рефлексия.
Приведу пример использования метода противопоставления при изучении альтернативных правил: правописание Ь после шипящих в именах существительных. Как пишется слово туш с ь или без ь .На доске записаны: шалаш-мышь; мяч-ночь. Последний звук произносится одинаково, пишется по-разному: то с ь, то без ь. Возникает вопрос: в чем тут дело?
Прием противопоставлений важно использовать и тогда, когда изучение правил разделено по времени.
Проблемную ситуацию можно создавать путем постановки познавательной задачи. Например, при изучении темы «Приставки». Предлагаю детям слова для анализа: ходит, уходит, выходит, входит, заходит, переходит. Даю следующие задания:
- Выдели корень.
-Дать определение, что такое приставка
-Определить, какую роль играет приставка в слове
-Привести пример имени существительного с предлогом
-Выдвинуть предположение о том, как отличить приставку от предлога
-Выполнить проект в виде правила о приставках.
Итак, метапредметный урок формирует одно из важнейших качеств личности- познавательную активность. Технологии и методы метепредметного урока: проблемное обучение, работа в парах, малых группах, индивидуальное и дифференцированное обучение помогают ребенку не только овладевать знаниями, но и способами деятельности, мобилизовать волевые усилия на достижение учебно- познавательных целей.
Данные технологии обучения разнообразят работу, пробуждают любознательность. Осуществляя анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливая причинно- следственные связи, ученики овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями, а на основе этого у них формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельности творческого и логического мышления.
Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. А те выводы, к которым человек пришёл сам, как известно, усваиваются лучше тех, которые были почерпнуты из какого бы то ни было источника.
Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);
- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности); Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания: например, метод проектов, технология проблемного обучения, исследовательская деятельность и др.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из разных источников и анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов способствует успешной социализации учеников. Возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своей деятельности широкую аудиторию развивает творческие способности обучающихся. Решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов, предпочтений и степени подготовленности каждого. Это обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и саморазвития.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала, развивать у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение развивает коммуникативную компетентность обучающихся, весьма важную особенно в современном обществе.
Использование интерактивных методов делает обучающегося не объектом обучения, а субъектом, т.е. соучастником образовательного процесса. Они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Вышеназванные технологии ярко демонстрируют принцип «метапредметности», который состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Следовательно, метапредметность можно рассматривать как некую машину по удвоению производительности труда в рамках одного и того же учебного времени.
Обращение к метапредметности в наше время, когда каждая предметная область обрастает всё новыми и новыми знаниями, просто необходимо, поскольку метапредметный подход не только помогает обучающимся усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает к пониманию их сути.