Научно-исследовательская разработка Формирование коммуникативных УУД – залог успешной социализации младших школьников
Формирование коммуникативных УУД –
залог успешной социализации младших школьников
Сегодня очень актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Личность человека индивидуальна, она нуждается в автономии и индивидуализации. Но, с другой стороны, человек – это общественный индивид, которому нужно общение и единение с себе подобными. Человек как социальное существо исторически развивался в составе больших социальных групп. Поэтому в каждом присутствует потребность общения, коммуникации с другими людьми.
Общение - это реализация таких специфических свойств и субъективных особенностей человека, как мышление и речь. В процессе общения происходит формирование, актуализация и диагностика способностей человек.
Процесс общения – сложное, разнообразное и многогранное явление. Общение имеет множество сторон: оно может в одно и то же время быть процессом человеческого взаимодействия, информационным процессом, выражением отношения одного человека к другому, взаимным переживанием и взаимным пониманием.
Два главных аспекта общения - это, во-первых, освоение человеком социокультурных ценностей и, во-вторых – самореализация человека в процессе социального взаимодействия с другими, подтверждение его индивидуальности и уникальности.
Цель моего исследования: рассмотреть особенности формирования коммуникативных УУД как условие успешной социализации младших школьников.
Для достижения указанной цели в работе собой поставлены и выполнены следующие задачи:
Изучить особенности общения и коммуникативных навыков.
Изучить особенности развития коммуникативных навыков у ребенка в младшем школьном возрасте.
Разработать программу исследования и выбрать методики эксперимента.
Проанализировать итоги экспериментального исследования.
В исследовании применялись общенаучные методы: сравнение, обобщение, аналогия, структурный анализ и синтез, а также способы и приемы теоретического анализа.
Новизна исследования заключается в практической разработке игр и упражнений для развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования.
При проведении с детьми занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, уровень коммуникативности и психологического благополучия в коллективе повышается.
Формирования коммуникативных навыков
у младших дошкольников
Особенности общения и коммуникативных навыков младших школьников
Сущность общения – системное понятие, включающее его многофункциональность и деятельностную природу.
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие аспекты общения:
Информационно-коммуникативная сторона общения. Изучение общения как вида межличностной коммуникации, как взаимного обмена информацией.
Интеракционная сторона общения. Изучение взаимодействия личностей в процессе общения.
Гносеологическая сторона общения. С данной точки зрения человека рассматривают в качестве субъекта и объекта социального познания.
Аксиологическая сторона общения – взгляд на общение как на обмен ценностями.
«Нормативная» сторона общения. Выявление места и роли общения в нормативном регулировании поведения людей, в передаче и закреплении в обыденном сознании норм и стереотипов поведения.
«Семиотическая» сторона общения. С этой точки зрения общение является специфической знаковой системой, а также посредником в процессе взаимодействия различных знаковых систем.
Социально-практическая сторона общения. Рассмотрение общения как процесса, в ходе которого его участники обмениваются между собой деятельностью, способностями, умениями и навыками.
Вообще, коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей. В работе Г.М. Андреевой «Психология социального познания» выделены следующие основные процессы коммуникативной деятельности: «...коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении)».
А.Н. Леонтьев производит деление коммуникативной деятельности на два типа: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Их различия проявляются в коммуникативных, функциональных, социально-психологических и речевых структурах.
В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева в коммуникативной деятельности выделяются основные компоненты.
Предмет общения. Человек, с которым общаются, партнер.
Потребность в общении. Желание личности узнать и оценить других людей.
Мотив общения – конкретный повод, то, ради чего человек общается.
Действие общения – единица коммуникативной деятельности, акт деятельности, адресованный другому ( инициативный или ответный).
Задача общения – то, ради чего предпринимаются разные действия в ходе общения.
Средства коммуникации – действия, при помощи которых осуществляется общение.
Продукт общения – материальный и духовный результат общения.
Реальной единицей коммуникативной деятельности является диалог.
Элементарные единицы диалога - высказывание и слушание. Практика общения подразумевает выполнение личностью не просто роли субъекта общения, но и организатора общения другого субъекта. Субъектом может быть другой человек, коллектив, социальная группа и т.д.
Коммуникативная деятельность есть система элементарных актов. Эти акты определяются посредством следующих обстоятельств.
Субъект – инициатор общения.
Субъект - адресат инициативы.
Нормы общения.
Цели участников общения.
Ситуация, в которой происходит общение.
Коммуникативные действия в процессе общения выстраиваются следующим образом.
Субъект общения входит в коммуникативную ситуацию;
Субъект общения оценивает коммуникативную ситуацию с точки зрения ее благоприятности.
Субъект общения ставит коммуникативную задачу с учётом ситуации общения.
Субъект общения вырабатывает подход к субъекту взаимодействия и «подстраивается» к нему.
Субъект – инициатор привлекает внимание субъекта-партнёра;
Субъект общения оценивает эмоционально-психологическое состояние партнёра и выявляет степень его готовности к взаимодействию.
Субъект общения коммуникативно воздействует на партнёра.
Субъект общения оценивает реакцию партнёра на это воздействие.
Субъект общения стимулирует «ответный ход» партнёра по общению.
Партнёр по общению производит «ответный ход».
Итак, начало общения – это инициатива одного из субъектов. Инициатор общения, войдя в коммуникацию с партнером по общению, рассматривает ситуацию, оценивает психологическое состояние партнера, «прикидывает» возможную реакцию партнера по общению, а затем привлекает его внимание, вступает в общение и добивается нужной – или не совсем нужной – ответной реакции партнера.
Как развиваются коммуникативные навыки у ребенка
в младшем школьном возрасте
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и т. д.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).
В дошкольном возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет.
В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания.
По мнению И.Ю. Кулагиной, ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома.
Качественный скачок в развитии ребенка проявляется в изменении его поведения и общения - главной особенностью которых становится произвольность. Произвольность в общении является одним из показателей готовности ребенка к школе и эффективности его дальнейшего обучения.
Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия.
Новая форма общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста складывается в самом начале процесса их школьного обучения. Такое общение не может возникнуть н без определенной базы. Для шести - семилетних детей с высоким уровнем психологического развития наиболее характерно общение со сверстниками в кооперативно-соревновательном ключе. Они не только взаимодействуют, они соперничают друг с другом, им хочется во всем быть первыми, лучшими, они борются за внимание сверстников и взрослых.
Проявления социальной активности младших школьников в условиях школы можно увидеть в том, как они поддерживают и выполняют правила обязательные для школьников, в том, стремятся ли они оказать помощь своим сверстникам в выполнении этих правил. Процесс развития социальной активности ребенка происходит одновременно с процессом развития его психической активности. Руководство, осуществляемое взрослыми людьми, помогает ребенку раскрыть его самосознание.
Организация исследования коммуникативных навыков детей
и методики эксперимента
У детей нередко имеются проблемы с формированием коммуникативных навыков. Имеющиеся у детей навыки общения не обеспечивают в достаточной степени коммуникацию с другими детьми. Как следствие, плохо развивается речемыслительная и познавательная деятельность, возникают трудности в овладении знаниями. Дети, с трудом вступающие в контакт со взрослыми и с другими детьми, обладают ограниченной, неполноценной коммуникативной деятельностью, что сказывается на их общем развитии.
Особенности коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста исследовались в три этапа.
Первый – констатирующий эксперимент. Исследователь-учитель изучал и оценивал межличностные отношения в классе, уровень коммуникативной деятельности ребенка, определял социометрический статус детей, сплоченность детей в классе.
Второй – формирующий эксперимент. Учитель формировал у детей коммуникативные навыки при помощи специальных игр, повышающих коммуникативную компетентность детей, а также включал в работу на уроках и на занятиях внеурочной деятельностью различные виды групповой работы.
Третий – контрольный эксперимент. Учитель-экспериментатор выявлял особенности коммуникативной деятельности у детей после того, как они прошли экспериментальное обучение.
Методики исследования коммуникативных навыков детей.
1. Социометрический эксперимент – игра «Кто в домике живет». Исследователь определяет статусное положение детей в классе – кто из них изолированные, предпочитаемые, принятые и непринятые, их взаимный выбор, комфорт и благополучие взаимоотношений между детьми, их коммуникативные навыки.
2. Беседа с ребенком по поводу обоснования причин, по которым они сделали положительный или отрицательный выбор партнера.
3. Исследование причин, которые вызывают изоляцию ребенка в коллективе.
Итоги экспериментального исследования
Результаты проведенного эксперимента в начале исследования по методике «Кто в домике живет» выявили следующий результаты:
Статус детей класса (второй год обучения).Количество детей – 23 человека.
Полученные положительные выборы позволили определить статус детей и распределить их по категориям:
Первая - «предпочитаемые» – 4 человека.
Вторая - «принятые» – 7 человек.
Третья - «непринятые» – 8 человек.
Четвертая - «изолированные» – 4 человека.
Таким образом большинство детей оказались «непринятыми», и «изолированными». Дети – «лидеры» выявлены не были.
Показатели благополучия взаимоотношений в группе.
Сравнение количества членов группы из благоприятных статусных категорий (первая и вторая) – 11 человек. Количество членов группы из неблагоприятных статусных категорий (третья-четвертая) – 12 человек.
Уровень благополучия взаимоотношений в данной группе детей – средний.
Социометрический статус.
Количество позитивных выборов - показатель для определения социометрического статуса детей и определения уровня развития у них коммуникативных навыков. До проведения занятий по развитию коммуникативности средний статус выявлен у 4 детей, низкий – у 15 детей, очень низкий – у 4 детей.
По окончании констатирующего эксперимента, в ходе формирующего эксперимента с детьми в течение двух месяцев регулярно проводились занятия по развитию коммуникативных навыков, описанные в приложении 1.
По окончании занятий был проведен котрольный эксперимент по установлению окончательного уровня развития коммуникативных навыков у детей.
Результаты проведенного эксперимента в конце исследования по методике «Кто в домике живет» выявили следующий результаты:
Статус детей.
Полученные положительные выборы позволили определить статус детей и распределить их по категориям:
Первая - «лидеры» – 5 человек (выбраны 4-5 раз)
Вторая - «принятые» – 12 человек (выбраны 2-3 раза);
Третья - «непринятые» – 5 человек (выбраны 1 раз);
Четвертая - «изолированные» – нет.
В результате больше всего детей было отнесено к категории «принятых» Изолированных детей в ходе контрольного эксперимента не выявлено.
Далее было определено соотношение детей в статусных категориях.
Таким образом, после проведения занятий по развитию коммуникативности в группе появились «лидеры», «изолированные» перешли в категорию «непринятых», а большинство детей стали «принятыми.
Уровень благополучия взаимоотношений.
В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2) - 17 человек, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4) – 5 человек, можно сделать вывод, что после проведения занятий по повышению коммуникативности уровень благополучия взаимоотношений в группе детей из среднего стал высоким.
Вывод: после проведения занятий по развитию коммуникативных навыков уровень коммуникативного развития оказался высоким у пятерых детей (. Эти же дети обладают и высоким социометрическим статусом. Большинство детей показали средний уровень развития коммуникативных навыков; пять детей и низкий уровень развития коммуникативных навыков, но если учесть, что эти дети в начале эксперимента был полностью изолированным, то можно считать, что динамика развития коммуникативных навыков у всех детей - положительная.
Наблюдения за детьми в процессе свободного общения показали, что не всегда реальные взаимоотношения детей соответствуют их выбору в социометрическом эксперименте. Большинство детских объединений представляли собой недостаточно устойчивые группы (по 2-3 человека). Некоторые дети (согласно экспериментальным данным это «непринятые» и «изолированные» дети) играли поодиночке или безуспешно пытались войти в состав разных групп. В процессе наблюдения за детьми был выявлен невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность, процессуальный характер игры и т.д.
Тем не менее, подводя итоги эксперимента, можно сделать вывод о том, что занятия по развитию коммуникативных навыков приводят у улучшению обстановки в детском коллективе и повышают уровень благополучия взаимоотношений.
ЗаключениеПроведенное исследование свидетельствует, что основа отношений для младших школьников не в развитии интеллектуальных или организаторских способностей, но в эмоциональном отношении к сверстникам. Выражение такого отношения происходит при помощи различных эмоциональных проявлений.
Дети, которые признаны другими детьми, популярны в детском коллективе и отличаются тем, что интересуются другими детьми, открыты для них.
Из полученных данных можно сделать вывод: планомерное обучение искусству общения, тренинг коммуникативной деятельности помогают ребенку младшего школьного возраста установить более тесные дружеские контакты с другими детьми и создать более благоприятную обстановку в детском коллективе.
Гипотеза исследования о том, что применение педагогических технологий, направленных на формирование и развитие коммуникативных компетенций младших школьников способствует получению устойчивых положительных результатов в овладении школьниками умениями и навыками, необходимыми для их успешной речевой и социальной адаптациии способствуют более благополучному взаимодействию в коллективе, получила в ходе исследования полное подтверждение.