Учебно-методические действия педагога на уроке и во внеурочной деятельности, направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий у младшего школьника


Отт А.Н.
Учебно-методические действия педагога на уроке и во внеурочной деятельности, направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий у младшего школьника
МБОУ «СОШ № 17» (г. Краснотурьинск)
В последнее десятилетие произошло коренное переосмысление целей и ценностей современного образования. Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Именно эти обоснования легли в основу создания ФГОС НОО, реализуемые в т. ч. через формирование и развитие универсальных учебных действий младшего школьника. УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят метапредметный характер; реализуют целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образования. Об УУД много сказано в ФГОС НОО, но, как показывает практика, учителя еще слабо ориентируются в формировании и развитии УУД на разных этапах урока и внеурочной деятельности. Поэтому я решила создать памятку для учителя младших классов, направленную на формирование и развитие УУД учащихся начальной школы. Важно помнить каждому педагогу, что развитие УУД не конечная цель обучения, оно направлено на приобретение основательных предметных знаний и успешную социализацию человека в обществе. Универсальные учебные действия рождаются и усваиваются только в реальной учебной деятельности, что подтверждает мудрое китайское изречение: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Памятка учебно-методических действий педагога на уроке и во внеурочной деятельности, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий у младшего школьника
1, 2 класс
Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные
УУД Коммуникативные УУД
Учить определять цель работы на уроке с помощью учителя.
Учить проговаривать порядок действий на уроке.
Учить высказывать свое предположение.
Учить работать по предложенному плану.
Учить давать оценку работе класса на уроке.
Учить ориентироваться в учебнике.
Учить отличать новое от уже известного в учебнике с помощью учителя.
Учить находить ответы на вопросы, используя знания, учебник, жизненный опыт.
Учить делать выводы на уроке вместе с учителем.
Учить сравнивать и группировать предметы.
Учить подробно пересказывать тексты, называть тему. Учить видеть поступки и оценивать их как хорошие или плохие.
Учить самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Учить делать выбор поступка, который можно совершить. Учить разучивать наизусть стихи. Учить умению слушать и понимать речь других.
Учить оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Учить выразительно читать и пересказывать текст.
Учить вступать в беседу на уроке и в жизни.
Учить договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
3, 4 класс
Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные
УУД Коммуникативные УУД
Учить самостоятельно определять цель работы на уроке.
Учить находить и формулировать проблему урока
самостоятельно.
Учить планировать работу на уроке.
Учить высказывать свою версию.
Учить использовать простейшие приборы и инструменты.
Учить определять, успешно ли выполнено задание,
пользоваться условными обозначениями. Учить ребенка понимать, что ученику нужна дополнительная информация.
Учить искать и находить нужную информацию в разных источниках.
Учить наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Учить составлять простой , сложный, цитатный план текста.
Учить подробно пересказывать разные по объему тексты, вести диалог с автором, предвосхищать события в произведении. Учить видеть и объяснять конкретные поступки и оценивать их как хорошие или плохие.
Учить самостоятельно
определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Учить выбирать, какой поступок совершить.
Учить давать оценку понятиям «добро», «любовь», «родина», «дружба», «совесть». Учить оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Учить умению слушать и понимать речь других.
Учить вступать в беседу на уроке и в жизни.
Учить договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учить
выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель, критик).
Учить подробно пересказывать разные по объему тексты.