Из опыта работы Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей учащихся


Крыжановская С.Н.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 28
ст. Тамань Краснодарский край
Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей (из опыта работы)
Чтобы было интересно на уроке, чтобы побольше узнать и запомнить надолго, почти на каждом уроке (включая музыку, технологию и изо) даю задания, которые помогают развивать исследовательские способности. Ученики становились победителями различных проектов по Темрюкскому району, призерами - в городе Абинске. Хочу поделиться с некоторыми приемами из своей работы. По теме «Лес» (окружающий мир)
Объясни младшему товарищу
1.Что такое лес?
Площадь земли, занятая деревьями, кустарниками, травянистыми растениями
Признаки: виды лесов (хвойные, смешанные, лиственные); размеры леса. 2. Что такое дерево?
Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.
Признаки: как растет, какие бывают деревья, сколько лет могут расти.
3. Что такое кустарник?
Растение с ветвями, которые начинаются почти около самой земли.
Признаки: как растет, какие бывают кустарники, размеры кустарника.
4. Кто такой заяц?
Небольшой зверек из разряда грызунов.
Признаки: цвет, виды, размеры, способы питания.
Как связаны между собой лес и заяц?
Заяц живет в лесу, питается корой деревьев.
По теме «Глагол» (русский язык)
Учимся делать сравнения и выводы
1.Подобрать глаголы, которые могут характеризовать состояние снега:
Подтаять – немного растаять.
Стаять – снег растаял и превратился в воду, исчез.
Растаять – снег совсем превратился в воду под действием тепла.
Оттаять – под действием тепла освободиться от снега.
Вывод: все слова образованы от слова таять с помощью приставок. Приставки пишутся с глаголами слитно.
2. Составить предложение с любым из глаголов.
По теме «Имена существительные и глаголы
Назови слово, которое является лишним, объясни свой выбор: автомобиль, велосипед, корабль, экскаватор, коллекция.(1.Коллекция - это не вид транспорта;
2.коллекция – потому что от этого слова можно образовать глагол коллекционировать;
3. корабль – потому что в этом слове 2 слога, а в остальных – 4)
По теме «Синонимы, антонимы, омонимы
Учимся видеть проблему
Ребята прочитали слово «рубка» и не смогли догадаться, о чем идет речь. Почему?
Рубка – от слова рубить.
Рубка – надстройка на палубе судна, помещение на дирижабле, на радиостанции.
Составь предложения, чтобы слово «рубка» имело разное значение.
По теме «Виды текстов» (развитие речи, русский язык)
Сочини рассказ – повествование, используя начало
Однажды ребята пошли в лес. Впереди них бежала собака Жулька. Вдруг из- за дерева показался…
Сочини рассказ – повествование, используя конец
Кошка Мурка положила своего котенка на подушечку и ласково его облизала. Котенок урчал от удовольствия.
Поставь предложения на свое место, чтобы получился текст – повествование
Кто – то стал пшеницу воровать
Отправился старший сын пшеницу стеречь.
Жил – был старик, было у него три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком.
Настала первая ночь.
(Из сказки «Сивка – бурка»)
Составь рассказ от имени Петьки (из рассказа Л. Андреева «Петька на даче»)
Расскажи так, чтобы было понятно, как Петьке жилось в городе и в деревне.
Часто дополняем тексты своим сюжетом, придумываем стихи. Детские работы печатаются в газете «Солнышко», в журнале «Абвгдейка».
При изучении тем по литературному чтению придумываем предложения, рассказы на тему «Что я видел через стекло, через лупу, через окно, через дырочку в двери и т.д.»
По теме «Лес и человек» (окружающий мир)
Учимся выдвигать гипотезы
Расскажи, что произошло бы с растениями и животными леса, если бы у тебя была волшебная палочка.
Что ты можешь сделать, чтобы не исчезали растения и животные?
Проследи цепочку питания, как связаны между собой условия жизни растений и животных.
На различных уроках и предметах учимся классифицировать
В работе помогают книги из серии «Путешествие в Сообразилию, или как помочь ребенку стать смышленым» автора А.Зак. На математике проводим игры «Поиск девятого», в которых определяем закономерности, находим недостающие элементы; «Почтальон - вычислитель», в играх сравниваются примеры и находится дорога от почты до адресата; «Разное – одинаковое», в играх сравниваются элементы и находятся одинаковые рисунки (количество рисунков увеличивается от урока к уроку):





Проводим игры на уроках русского языка, литературы и математики «Четвертый лишний».
Найди «лишнее» слово: бегут, сидят, лежат, пекут. Проверь написание гласных.
Найди «лишнее» число: 123, 234, 587, 345. Сравни сотни, десятки, единицы.
Найди «лишнее» слово: щука, карась, сельдь, дельфин. Что ты знаешь об этих животных?
Умение давать определения понятиям
На уроках используем загадки, дети их придумывают сами в стихотворной форме или в прозе. Даем объяснения явлениям природы, хатактеристику предметам. Материал подбирают дети из детских журналов и газет.
Что это? В них мы кладем книги, можем положить или повесить вещи, поставить игрушки. Они бывают с дверями и без, у них может быть зеркало. Они часто бывают с полками. (Из детской работы – шкафы)
Для чего нужна школа? Алена Шевцова придумала стихотворение на эту тему:
Любимая школа
Я буду с вами краток,
Ведь я совсем ребенок,
Не знаю ни о чем.
Но обо всем узнаю в любимой нашей школе.
Умение экспериментировать
На уроках окружающего мира часто проводим опыты и дома дети ставят эксперименты.
По теме «Как вырастить фасоль» (окружающий мир)
Что получится, если семя фасоли положить на мокрую тряпочку?
Что получится, если проросшее семя посадить в землю?
Что произойдет, если растение поставить в темное место и не поливать?
У одного мальчика во 2 классе возник вопрос, можно ли в домашних условиях из икринки вырастить золотую рыбку. Смог! И написал исследовательскую работу, с которой победил на конкурсе в районе и занял 3 место на зоне.
Учимся задавать вопросы
На уроках по любой теме ребята могут задать вопрос любому ученику. Кроме того могут спросить, если что непонятно.
По теме «Правила поведения на море» (окружающий мир)
Почему нельзя гоняться в воде за мячом? Почему нельзя в воде баловаться? Почему нельзя плавать без родителей? Почему нельзя далеко заплывать?
По теме «Правописание безударных гласных в корне слова» (русский язык)
Почему надо проверять написание безударных гласных?
Где мы можем найти слово, если не знаем, как его писать?
Как надо проверить написание слова?
Все ли слова пишутся так, как слышатся?
Приемов, которые способствуют развитию исследовательских способностей ребенка, очень много. А значит, у нас есть возможность помочь ребенку эти способности развить и сделать учение интересным, помочь каждому ребенку найти что – то свое.