Психологические занятия, направленные на формирование навыков групповой сплоченности в учебном коллективе


Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Колледж автомобильного транспорта №9
Психологические занятие, направленные на формирование групповой сплоченности в учебном коллективе.Автор:
Герасимович Алла Андреевна – педагог-психолог I категории
Москва 2013 год
Концептуальный замысел
Цель: Формирование групповой сплоченности.
Задачи:
Знакомство обучающихся друг с другом друг с другом;
Формирование умения координации совместных действий.
Создание атмосферы взаимопонимания и поддержки.
Необходимое оборудование и материалы занятия: Листы формата А4, по количеству равные числу участников тренинга, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры, мячик, ватман количество карандашей, равное числу участников, веревка на 6-8 метров, секундомер, притча «Рай и ад».
Целевая группа:
Психологические занятия разрабатывались для обучающихся нового набора Колледжа автомобильного транспорта №9
Занятие №1
Ход занятия
(занятие проводится в кругу)
1. Введение.
Ведущий знакомит участников программы с ее целью, основными задачами и структурой. Демонстрирует ее важность и актуальность для каждого участника группы. Рассказывает о предполагаемых результатах работы по данной программе.
2. Разминка.
Упражнение «Знакомство»
Участникам предлагается по кругу представиться следующим образом: назвать свое имя, увлечение (хобби), стремления в жизни.
Заметки для ведущего: установить поддерживающие и доверительные отношения в группе будет легче, если открыто проявлять свои чувства, оказывать поддержку, подчеркивать важность соблюдения установленных вместе с группой правил, использовать игровые ситуации, проявлять творческую активность.
3. Основная часть.
Вводная беседа.
Ведущий знакомит участников с темой занятия, демонстрирует значимость ориентировочного этапа программы для дальнейшей планируемой работы в целом.
Упражнение «Визитная карточка»
Ведущий предлагает каждому участнику, используя собственные творческие возможности, нарисовать на листке А4 свою визитную карточку, таким образом, чтобы окружающие получили о нем как можно больше информации: имя, личностные качества, умения, цели и интересы в жизни и др. Затем участники демонстрируют ее группе и рассказывают о себе.
Заметки для ведущего: Упражнение будет более эффективным, если ведущий будет отмечать наиболее яркие индивидуальные особенности каждого участника, с целью их лучшего запоминания, а также дифференцирования участниками друг друга.
Упражнение «Поменяйтесь те, кто…»
Участники сидят в кругу. Ведущего встает, убирает свой стул, говорит группе фразу «Поменяйтесь те, кто…» и последовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могут быть элементы внешности или психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т. д. Например: светлые глаза, хорошее настроение, умение играть на музыкальных инструментах. После того, как называется признак, участники, которые им обладают, должны встать со своих мест и поменяться местами с теми, кто тоже имеет этот признак. Замешкавшийся сам становится водящим.
Заметки для ведущего: Называемые качества должны быть нейтральными, либо положительными, отражающими сильные стороны участников. Не рекомендуется упоминать в качестве признаков отрицательные качества.
Завершая упражнение, участники обмениваются впечатлениями, возникшими в ходе выполнения упражнения, а также тем, какие факты друг о друге они узнали, что запомнилось, показалось самым интересным.
4. Заключение
Ведущий проводит рефлексию занятия: участники по кругу делятся своими впечатлениями от первой встречи. Схема обратной связи может быть построена на основании ответов на следующие вопросы:
Что в прошедшем занятии Вам показалось важным и интересным?
Какие чувства Вы испытываете сейчас?
Какие ожидания от предложенной программы «Искусство общения» у Вас появились?
Занятие №2
Ход занятия
1. Разминка.
Упражнение «Факты о себе».
Упражнение проводится в кругу. Ведущий, держа в руке мяч или другой подходящий предмет, рассказывает о себе какой-нибудь интересный факт
или историю из жизни, после чего перекидывает предмет любому другому участнику. Тот его ловит и сообщает о себе заданную информацию, затем перекидывает третьему и так далее, пока предмет не побывает в руках у каждого.
2. Основная часть.
Вводная беседа.
Ведущий знакомит участников с темой занятия, демонстрирует значимость групповой сплоченности для эффективной работы группы.
Упражнение «Строй».
Группе дается задание – как можно быстрее построиться в шеренгу по различным признакам. Варианты: по алфавиту из имен, по росту, по цвету волос (от самого темного к самому светлому), по дате рождения, размеру ноги и т. д.
Заметки для ведущего: азарт этому упражнению может придать предложение ведущего поставит рекорд группы, т. е. каждое последующее задание должно занимать меньше времени, чем предыдущее. В конце упражнения ведущий может сделать акцент на характеристиках поведения участников (в позитивной форме): кто занял позицию организатора, кто был более пассивным.

Прочтение притчи «Рай и ад» (см. Приложение).
Упражнение «33»
Участники сидят в кругу. Ведущий ставит задачу перед ними – посчитать от одного до 33. При этом существуют некоторые условия счета: если число содержит цифру 3, то вместо его произнесения – хлопают в ладоши; если число делится на 3, то вместо его называния – встают.
Заметки для ведущего: В качестве обсуждения упражнений ведущий может задать участникам следующие вопросы: Кто в ходе упражнений испытывал дискомфорт, а кто чувствовал себя уверенно и спокойно? С чем это может быть связанно?
Упражнение «Карандаши».
Суть упражнения заключается в удержании карандашей зажатыми между двумя пальцами рядом стоящих участников. Желательно, чтобы сначала участники выполнили подготовительное задание: разбившись на пары, и расположившись друг напротив друга, на расстоянии 70 - 90 см, попытались удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. При этом дается инструкция: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания, группа встает в свободный круг на расстоянии 50-60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не выпуская карандаши, синхронно выполняет задания.
Варианты заданий:
Поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести их назад.
Сделать шаг вперед (сужение), два шага назад (расширение)
Наклониться вперед, назад, принять исходное положение.
Присесть, встать.
Заметки для ведущего: В качестве обсуждения упражнения, можно задать участникам вопрос о том, какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не падали, на что нужно ориентироваться в выполнении этих действий.
Упражнение «Узелок».
Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выбирает своего направляющего (капитана). Две группы выстраиваются в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от каната, завязать узел на участке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.
Заметки для ведущего: Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, еще нужно, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?
3. Заключение
Ведущий проводит рефлексию занятия: просит участников, по результатам выполнения проделанных упражнений, сделать выводы о том, какие личные качества помогают участникам лучше справиться с заданием упражнений, а какие препятствуют его выполнению. От этого обсуждения необходимо сделать переход к основной теме психологической программы – формирование навыков коммуникативной компетентности и провести параллель между общением и теми процессами, которые происходили на занятии в группе. Важно маркировать тот факт, что для успешного выполнения всех проделанных упражнений необходимо владение навыками эффективного общения (например, умение координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» другого человека), развитию которых посвящена данная программа.
Приложение
Притча «Рай и ад».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал один вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел его через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскаленными от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были длинные, то даже самому сильному было не донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».    Они вышли из зала и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»