Конспект урока по русскому языку Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу,жи-ши,ча-ща.
Русский язык
ТЕМА: Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.ЦЕЛИ: закрепить навыки правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща;развивать орфографическую зоркость учащихся, связную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, оценивать себя и своего товарища, умение работать в группе. воспитывать интерес к родному языку, стремление к успеху, культуру общения.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь, пожалуйста, мне, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь друг другу.
- Я желаю вам успеха на уроке.
- Что бы вы пожелали своим товарищам сегодня на уроке?
На вас надеюсь я, друзья.Мы хороший дружный класс,Всё получится у нас!
- А для этого надо быть очень ... (внимательными, старательными, умными, сообразительными, добрыми ... .)
2. Актуализация знаний
Разминка.1. Как называется густой лес, заросли? (Слайд 4)
а) Чаща.б) Опушка.с) Аллея.д) Проталинка.
2. Какую форму имеет планета Земля? (Слайд 5)
а) Круг.б) Квадрат.с) Шар.д) Куб.
3. В кого не превращался князь Гвидон? (Слайд 6)
а) В комараб) В щуку.с) В шмеля.д) В муху.
4. Какие животные не водятся в наших лесах? (Слайд 7)
а) Зайцы.б) Лисы.с) Белки.д) Жирафы.
5. Какая из этих птиц умеет хорошо летать? (Слайд 8)
а) Пингвин.б) Страус.с) Щурок.д) Курица.
На доске слова-отгадки (Слайд 9): а) чаща; с) шар; б) щука; д) жираф; с) щурок.
- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Щурок)
- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (Слайд 10).
Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно – щурок.- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (Суффикса –ок.)
Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слайд 11) (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж].)- Какие это звуки? (Согласные, шипящие.)- Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку. (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)
3. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока (4-5 минут).
- Итак, ребята, вы наверно уже поняли какая у нас сегодня тема урока. Кто мне скажет?- Тема нашего урока: Упражнение в написании слов с буквами И, А, У после шипящих.
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
Повторять(правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща).
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща).
4. Работа по теме урока.
Открываем тетради, записываем число, классная работа
5.Минута чистописания. (Слайд 15)
- Правильное и красивое письмо букв с которых начинаются наши сочетания.
Чистописание: ж ш ч щ жж шш чч щщ жжж ... Увеличение букв.
6. Орфографическая минутка.
У меня перепутались слова, нужно составить предложение.
На доске слова: Над, кружились, озером, снежинки. Какие орфограммы встретились? Запишите это предложение в тетрадь.
7. Применение знаний .- Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать.
1.Голова огнём горит, (Слайд 17)Тело тает и сгорает.Я полезной быть хочу:Лампы нет – я посвечу. (Свеча.)
- Какие орфограммы встретились в слове?
- Безударная гласная в корне. Как проверить безударную гласную?
- Гласные после шипящих ЧА.
- Запишем слово, подчеркивая орфограммы.
- Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме. (Шишка.)
- Давайте запишем его, подчеркнём орфограмму.
2.Слушайте следующую загадку (Слайд 18):
Эти маленькие крошкиРады даже хлебной крошке,Лишь зажгутся фонариВ норке прячутся они. (Мыши.)
- Орфограмма? Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Чайка.)
- Давайте запишем слово, подчеркивая орфограмму.
3.У неё во рту пила. (Слайд 19)Под водой она жила.Всех пугала, всех глотала,А теперь в котёл попала. (Щука.)
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Ёршик.)
- 2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок.
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
Взаимопрверка. Поменяйтесь тетрадями и проверим с доски.
- Какие правила мы повторили? (ЧА, ШИ, ЩУ.)
Работа по учебнику – с. 116 упр.172
- Прочитайте задание.
- В каких словах букву гласного после ч надо сначала проверить ударением?
- Запишем – упражнение 172
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
- Все ли слова в каждом столбике однокоренные? Почему?
- Кто такие часовой и часовщик?
- Петя придумал предложение: Часовой стоял на часах.
- Что представили себе Петя и Вова? Как вы думаете почему?
V. Физкультурная минутка (1-2 минуты).
Работа в парах. ( Запас) !!!
- Из слов составьте предложения и записать их.
Стояла, ч..шка, на, молоком, столе, с.
Круж..ли, водой, над, ч..йка, рыбу, ловили, и.
Мороза, не боятся, и , стуж.., дети.
- Ребята давайте разделимся на группы. Каждой группе я выдаю задание.Ш..шки, сч..стье,пищ..,грач..та,уж..н, ж..лка,смельч..к, прощ..ть,кувш..н, ч..родей, площ..дка.
- Разбейте слова на группы, вставьте пропущенные буквы. Та группа, которая уже готова, поднимает руки, образуя «домик».
- Какие группы у вас получились?
- По какому признаку вы разбили слова на группы?
- Какие буквы вставили в слова первой группы, второй, третьей?
Работа с интерактивной доской.
- А теперь поиграем.
- Как вы думаете, что нужно сделать?- Допишите нужное сочетание в пары слов, конец первого слова будет являться началом второго слова.
лу… - …знь гара… - …лет
све… …сы ер… - … пы зада… - …й- Как вы думаете, что нужно сделать?
Соединить подходящие по смыслу слова из столбиков.
Подходят к доске и по очереди соединяют слова. Читают, что получилось.
берёзовая ёжик
колючий снежинка
грозовая роща
пушистая журчат
звонко туча
5. Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.
Коровы ... . Сороки ... . Мыши ... .
Медведи... . Петухи ... . Дятлы .. ..
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
6.Самостоятельная работа. «Исправь ошибки». Один ученик работает у доски.
Луна освещялалеснуючящу.
Пушыстыеснежынкикружылись в воздухе.
В траве трещяли кузнечики.
В чяще щебетали птицы.
VI. Применение знаний. Работа в группах
- Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
ЖРЧУУЮ ЖУРЧУ (лишняя Ю)
ИЩУЮ ИЩУ (лишняя Ю)
ВРЧОУЮ ВОРЧУ (лишняя Ю)
ОЖВАИЮЫ ОЖИВАЮ (лишняя Ы)
ТРЩЕУЮ ТРЕЩУ (лишняя Ю)
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя».)
- Из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Живот.)
Работа над лексическим значением слова живот.
1 значение.
Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения
IVИтог урокаЧитаю стихотворение дети договаривают.
Прозвенит сейчас звонок
И закончится урок.
Только интересно мне,
Что осталось в вашей голове.
Знаем твердо, что жи – шиПишем только с гласной и,А в словах, где ча и щаМы напишем только с а.
В сочетаниях чу-щуПишу только букву УV Рефлексия.- Итак, ребята, что мы с вами повторили сегодня на уроке?
- Как вы оцените свою работу? Кружочки-смайлики
- Кто считает, что правила жи-ши, ча-ща, он усвоил на отлично показывает красный смайлик.
- А кто ещё иногда допускает ошибки в словах на эти правила показывает жёлтую смайлик.
- А кому ещё тяжело даётся написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща показывает зелёную смайлик.