«Урок-путешествие. Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов» (2 класс)
Анализ посещенного урока
ФИО учителя
«+»
«-»
Примечание
Основные компоненты урока
Организация урока.
Постановка цели.
Выделение главного на уроке.
Своевременный контроль.
Активная занятость учащихся.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Четкая структура урока.
Плотность урока.
Результативность.
Уровень обучения.
Формы и методы работы
Проблемно-поисковые.
Словесно-наглядные.
Новые формы и методы.
Индивидуальный дифференцированный подход.
Использование ТСО.
Личность педагога
Умение владеть классом.
Личная культура.
Педагогический такт.
Эрудиция.
Взаимоотношения с учащимися.
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)
(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)
Выводы и предложения
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Подпись посетившего урок_______________________________________________
С выводами и предложениями ознакомился. Учитель_________________(подпись)
Фотография урока
Ход урока
Время
Замечания по ходу урока
+
-
Примечания
Начало
8.00-8.02
Мобилизирующее начало урока, его эффективность
Единые требования к организации урока
Методика опроса, качество знаний, степень активизации учащихся
Повторение ранее пройденного материала
Вопросы сравнительного, развивающего, обобщающего характера
Логическая связь между новым и ранее изученным
Методика изучения нового материала
Проблемно-развивающий характер заданий
Полнота изложения программного материала. Элементы новизны, развивающие любознательность учащихся
Умственная, творческая активность учащихся, степень самостоятельности
Дифференциация обучения
Практическая часть
Использование ТСО, наглядных пособий
НОТ учителя и учащихся
Методика закрепления, степень усвоения нового материала учащимися
Дополнительная литература
Задание на дом. Методика. Объём
Эмоциональная сторона урока
Выводы и предложения
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Подпись посетившего урок_______________________________________________
С выводами и предложениями ознакомился. Учитель_________________(подпись)
Лист наблюдения и оценки урока
Школа ____________________ Проверяющий ____________________ Дата _____
Класс __________ Учащиеся в классе __________ На уроке __________
Ф.И.О. учителя _______________________ Предмет _________________________
Тема: ________________________________________________________________
Требованияк деятельности учителя
Оценка
Требованияк деятельности учащегося
Оценка
1. Начало урока
1. Внимание учащихся. на различных этапах урока
2. Повторение и проверка знаний
2. Активность учащихся при опросе, при изучении, при закреплении
3. Теоретический уровень знаний:
1) научность
2) логичность
3) систематичность
4) последовательность
5) доступность
3. Интерес к теме
4. Раскрытие темы
4. Прочность: знаний умений навыков
5. Отбор материала
5. Самостоятельность суждений
6. Организация внимания учащихся
6. Отношение к учителю
7. Воспитательная сторона
7. Культура труда
8. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала
8. Речь
9. Индивидуальный подход
9. Вопросы к учителю
10. Эмоциональность рассказа
10. Самоконтроль
11. Педагогический такт
1. Дисциплина:
- готовность к уроку
- во время урока
- во время самост. работы
- во время объяснения
- во время дачи дом. задания
- реакция на звонок
12. Речь
13. Расчёт времени
14. Организация сам. работы
15. Объективность
16. Домашнее задание
17. Предложения и советы
18. Мнение учителя, проводившего урок
Подпись проверяющего:_________________________
С выводами и предложениями ознакомился. Учитель_________________(подпись)
Ориентировочная схема самоанализа урока
1. Соответствует ли мой урок программе?
2. Правильно ли мной были определены и решены на уроке учебные, воспитательные и развивающие задания?
3. Оптимально ли было определено содержание урока, соответствует ли оно заданиям?
4. Что было основным, самым существенным на уроке? Сумел ли я акцентировать внимание учеников на его изучении?
5. Удачно ли определена структура урока? Была ли организована на уроке работа по формированию основных умений, навыков, интересов учеников? Как осуществлялись внутрипредметная и межпредметная связи?
6. Какие методы и способы обучения были использованы на уроке? Были ли удачными выбор и объединение?
7. Какие формы обучения (массовые, групповые, индивидуальные) доминировали на уроке? Был ли удачным их выбор и объединение?
8. Объективно ли и соответственно ли с нормами оценены мною знания учеников?
9. Правильно ли осуществлялся на уроке инструктаж, определялся объём и сложность домашнего задания? Было ли оно дифференцированным?
10. Что было лишним в моей деятельности и действиях учеников?
Схема анализа посещённого урока
Класс___________ Дата посещения____________
Число учащихся по списку:________чел. Присутствуют: ________чел.
Предмет _______________________________
Фамилия, имя, отчество учителя _________________________________________________
Кто посещает (Ф. И. О.) ________________________________________________________
Цель посещения урока _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема урока ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цель урока ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход урока:
Содержание урока:
Заметки по ходу урока:
Выводы. Рекомендации учителю _______________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок посетил _________________ ( ______________________)
С анализом урока ознакомлен ____________________ (___________________)
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учитель физической культуры должен составлять план-сетку, где чётко, по классам прописывает все уроки учебного года согласно программам. Возможно совмещение плана-сетки или его замена календарно-тематическим планированием. На каждый урок учитель обязан иметь поурочный план, в котором он отражает организацию работы на уроке и её регулирование.
Различают несколько типов уроков:
1.Уроки здоровья (в основном это уроки в начальной школе).
Главная задача этих уроков – закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.
2. Образовательные уроки, на которых формируются определённые навыки после теоретического изучения.
3. Тренировочные уроки(работы), на которых с помощью различных приёмов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.
4. Контрольные уроки-уроки-зачёты, проверки ЗУН. При этом учитель может использовать следующие методы:
- слова- до 10% учебного времени урока;
- демонстрация- до 10% времени урока
- практические действия- до 80% времени урока.
Формы работы на уроке могут быть различными:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- в парах.
Уроки на первой ступени обучения должны включать элементы игры, на второй и третьей ступенях обучения- элементы соревнований и круговой тренировки.
Главная цель всех уроков физической культуры-укрепления здоровья ученика. Поэтому так важно соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений, научить ребёнка следить за своим самочувствием во время урока и вне его.
Каждый урок должен решать три задачи:
- обучающую;
- развивающую;
- воспитательную.
Указывается место проведения, средства, оборудование урока. Каждый урок можно условно разделить на три основные части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно. Из 40 минут урока на вводную часть можно отвести до 6 минут, на основную часть-25-30 минут, на заключительную часть- оставшееся до конца урока время(указано примерное время).
Для контроля распределения нагрузок ученика необходим врачебно-педагогический контроль. Администратор определяет моторную плотность урока, для чего выбирают 2-3 учеников и следят за их чистым рабочим временем. Их чистое рабочее время делим на 40 минут и умножаем на 100%, получаем моторную плотность урока.
Урок хороший, если моторная плотность урока составляет 60-80%. Если она ниже, значит, урок не был тренировочным, если выше, то происходит перегрузка ученика, и к следующему уроку он не сможет восстановиться. Одновременно врач следит за пульсом этих же контрольных детей. В конце урока строиться график зависимости пульса от времени урока (в минутах).
1-я часть урока - вводная: должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки;
2-я часть урока- основная: на неё приходиться пик физических нагрузок урока и с неё начинается их спад.
3-я часть урока- заключительная: за это время пульс должен восстановиться до первоначального.
В схеме анализа уроков физической культуры выделяются 5 видов деятельности учителя:
- организационное обеспечение урока;
- содержательная часть урока;
- методическая деятельность урока;
- педагогическое мастерство;
- оздоровительная;
- деятельность самих учащихся.
Каждый вид деятельности оценивается по определённым параметрам: за наличие параметра в полном объёме проставляется 2 балла, просто за его наличие- 1 балл, за отсутствие- 0 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов-150.
Сумма всех проставленных баллов- это фактическая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
Частное деление этой суммы баллов на 150, выраженное в процентах, даст нам коэффициент эффективности урока. Если коэффициент выше 75%- значит, урок проведён на высоком методическом уровне; если коэффициент от 65 до 74%,- то на удовлетворительном уровне; если ниже 50%- урок проведён неэффективно. Там, где в схеме проставлены 0 или 1 балл,- это и есть возможные упущения в работе учителя, на которое следует указать учителю в ходе анализа урока. Однако учитель всегда имеет право обосновать поставленные в схеме 0 баллов по какому-либо параметру.
Администратор идёт на урок со схемой и «листом посещения». Схема нужна. Чтобы знать параметры, по которым оценивается урок.
С обратной стороны «листа посещения» ведётся протокол урока, где будет «график зависимости пульса от времени», а также отражаются все этапы урока и деятельности на нём учителя и учащихся.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Требования к деятельности учителя
Организационное обеспечение урока
Содержательная деятельность
Методическая деятельность
1.Своевременность начала урока.
2.Построения. Перестроения. Целесообразность.
3. Рациональность использования способа организации учебной работы.
4. Распределение учащихся на группы, команды.
5. Рациональность распределения
времени между частями урока и видами упражнений.
6. Подготовка инвентаря, оборудования.
7. Организация учащихся, освобождённых от занятий на уроке.
8. Выбор места при показе различных видов упражнений.
9. Построение. Подведение итога работы.
10. Своевременность завершения урока. Уход в раздевалку.
11. Применение команд, распоряжений, темп подачи команд.
12. Выставление оценок. Объективность. Обоснованность.
1.Цель урока.
2. Оптимальность выбора включенных в урок упражнений.
3. Знание и учёт критических зон. Развитие двигательных качеств учащихся разных возрастных групп.
4. Дифференцированный подход. Приёмы дифференцированной нагрузки.
5. Умение учителя экономно и логично преподнести учебный материал, отбирать факты выделять главное.
6.Межпредметные связи.
7. Проверка усвоения материала урока: глубина усвоения, формы проверки, их целесообразность.
8. Оказание помощи и страховка. Целесообразность. Уместность.
9. Техника безопасности. Роль учителя. Инструктаж.
10. Знание учащимися терминов.
11.Организация самостоятельной деятельности учащихся. Целесообразность выбранных форм .
12. Оценка достигнутых результатов.
13. Умение рассчитать нагрузки.
14. Умение своевременно увидеть и исправить ошибки учащихся
15. Обоснованность выбора методов практического обучения двигательным действиям.
16. Контроль и учёт овладения техникой изученных действий.
17. Высокая моторная плотность урока (60-80 %)
1. Целесообразность подбора и эффективность применения
методов слова.
2. Полнота, точность описания техники упражнения.
3. Убедительность требований к чёткому усвоению
последовательности действий.
4. Использование метода разбора.
Корректность.
5. Использование метода наглядного восприятия.
6. Взаимосочетание «учитель-ученик».Достигнутая эффективность.
7.Двигательная культура учителя.
8. Использованные средства и их эффективность на данном уроке (эстафеты, игры, упражнения)
9.Целесообразность применённых методов: повторный, переменный, соревновательный. Их результа-тивность.
10. Знание и учёт внешних признаков утомления.
11. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма и использование их во время урока.
12. Нравственно-психологический метод.
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся
педагогическая
оздоровительная
1. Умение владеть классом, организовать учебный процесс.
2. Знание учащихся.
3. Речь учителя. Педагогический такт.
4. Владение методами убеждения, приручения, поощрения и порицания.
Результативность использования.
5. Внешний вид учителя. Общая культура и манера держаться.
6. Дифференцированный подход к учащимся.
7. Соблюдение меры в количестве указаний.
8. Объективность выставленных оценок, их своевременность.
9. Правильное сочетание активности учителя и учащихся; формирование уверенности в себе.
10. Учёт поведения учащихся, их активность, прилежание.
11. Нравственно-психологический климат на уроке.
12. Понимание учителем психологических особенностей школьников.
13. Использование актива класса.
14. Наличие правил поведения в спортзале.
15. Формирование волевых качеств.
16 Формирование навыков судейства.
17. Система требований. Правила поведения в спортзале.
1.Санитарно-гигиеническое состояние места занятий.
2.Наличие спортивной формы.
3.Дозировка упражнений.
4. Внимание учителя к формированию осанки.
5. Чередование физических нагрузок и отдыха. Соответствие паузы и нагрузки. Специальные игры.
6. Гигиенические процедуры, завершающие урок (если есть возможность).
7. Соответствие графика измерения пульса виду и задачам урока (врачебно-педагогический контроль).
1.Поведение учащихся до урока, во время и после урока.
2.Внешний вид учащихся.
3.Понимание учащимися выполняемого упражнения.
4. Умение анализировать свои ошибки.
5. Качество выполнения физических упражнений (выполняются все задания, качественно и в полном объёме).
6. Занятость учащихся в заданном темпе весь урок.
7. Выполнение единых требований.
8. Наличие требований, которые учащиеся выполняют привычно.
9. Психологическая комфортность учащихся на уроке.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515