Методическая разработка урока по предмету «ИЗО» на тему: «Наброски человека с натуры»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 94
городского округа Тольятти
б-р Курчатова, 2, г. Тольятти, Самарская обл., 445036, тел./факс (8-8482) 32-01-79
e-mail: school94@edu.tgl.ru
ИНН 6321154758 КПП 632101001
Методическая разработка
Открытый урок
По предмету «ИЗО» на тему:
«Наброски человека с натуры»
Для учащихся 7 класса
Подготовила:
Попова. Е.В
Преподаватель «ИЗО»
МБУ СОШ 94
Тольятти
2014/2015 учебный год
План-конспект открытого урока по предмету «ИЗО».
Тема: «Наброски человека с натуры».
Цель: Выполнить наброски человека с натуры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека;
познакомить с пропорциями человеческой фигуры;
научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.
Развивающие:
развивать навыки исполнения набросков; развивать способность к образному мышлению и воображению; развивать глазомер.
Воспитывающие:
формировать ценностные представления обучающихся о человеке; воспитывать художественный вкус; способность ценить произведения искусств.
Структура урока:
Организационный момент.-2мин.
Изучение пропорций человека.
Знакомство с темой и целью урока.-3 мин
Историческая справка.- 10мин.
Знакомство с пропорциями фигуры человека. Выполнение наброска с натуры.- 30 мин.
Изучение изобразительно-выразительных средств графики
Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном). – 10 мин.
Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью черн. гел. ручки. – 5 мин.
Пятно. Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти. – 5 мин.
Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.20
Завершение работы. Выставление оценок -5 мин.
Оборудование учителя: план- конспект, работы учащихся предыдущих годов обучения, репродукции набросков Пахомова, проектор, презентация.
Оборудование ученика: карандаш, ластик, угольный карандаш, белый карандаш, гуашь, кисть, черная ручка.
Ход урока:
Деятельность и прямая речь учителя
Деятельность и ответы учащихся
Организационный момент. Приветствие.
Подготовка учащихся к работе
Знакомство с темой и целью урока
Здравствуйте ребята! Рада видеть сегодня вас на нашем необычном уроке. Тема нашего с вами урока: «Выполнение набросков человека с натуры». Сегодня нам предстоит с вами выполнить несколько набросков с натуры.
Ученики слушают.
Ребята в своих рисунках вам часто приходится изображать людей. На уроках «ИЗО» вы часто рисуете картины на различные сюжеты с участием человека, например: бойцов, идущих в атаку, космонавтов на далекой планете, спортсменов во время выполнения гимнастических упражнений. И вы наверное стлкиваетесь с определенными сложностями в процессе рисования. Для того чтобы правильно рисовать фигуру человека нужно изучать пропорции человеческого тела, много упражняться в изображении человеческой фигуры в разных движениях. А вы знаете, что любой художник сталкивается с такимим же проблемами с какими сталкиваетесь и вы?Художник, прежде чем приступить к длительной картине с присутствием фигуры человека, он обычно выполняет предварительно несколько набросков с натуры.
Ученики слушают.
Что такое набросок? Где его применяют? Что важно в наброске?
В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.
Предполагаемые ответы учащихся:
Набросок - изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура).
В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Их выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др.
Историческая справка.
Взгляните пожалуйста на наброски знаменитых художников:
Леонардо Да Винче.
З. Е. Серебрякова . Автопортрет. А. Бенуа. Прокофьев за роялем. К. А. Сомов
Ученики слушают и смотрят на экран.
- А теперь давате рассмотрим репродукции
А. Иванова "Явление Христа народу".
Скажите пожалуйста, набросок это или картина?
Чем картина отличается от наброска?
А теперь взгляните на наброски А. Иванова к этой картине.
Много труда и времени ушло на эту картину. Художник много эскизировал, писал с натуры поэтому его картина продумана до мелочей и выполнена на таком высоком уровне.
Предполагаемые ответы учащихся:
Это картина. Картина отличается от наброска тем, что она требует гораздо больше времени на выполнение. Картина более прорисованная, а набросок стилизован и упрощен.
Посмотрев слайды, скажите пожалуйста, для чего нужны наброски?
Теперь вы видите значимость набросков в искусстве
Предполагаемые ответы учащихся:
Наброски нужны для того, чтобы передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение, подготовится к работе над картиной.
Знакомство с пропорциями фигуры человека.
Что такое пропорции?
Предполагаемые ответы учащихся
Пропорции это отношение частей к целому или одной величины другой.
Голова взрослого высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть.
Конечно, все люди разные и встретить человека, сложенного по идеальным пропорциям, трудно, но, зная эти пропорции, легче определить отличие одного человека от другого, выявить характерное.
У взрослого человека серединой фигуры является большой вертел бедра.
Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и низкого роста. Высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одного роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног.
Рис. 17
Нижняя конечность делится на две равные части в области коленного сустава.
Плечи равны почти двум размерам головы.
Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне талии. Опущенная рука равна примерно трем размерам головы, а средний палец кисти достигает середины бедра.
Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Нередки случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких и низкорослых, напротив, велики. В целом длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров. Длина стопы равна длине предплечья.
Средний рост женщины меньше мужского. Руки, и в особенности ноги, относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.
Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже.
У женщины шея более тонкая и длинная, чем у мужчин. Стопа и кисть значительно меньше мужских.
При равных условиях развития у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Поэтому женская фигура имеет более округлые формы.
В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет по сравнению с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче.
Наиболее часто встречающаяся постановка в учебном рисунке – это изображение фигуры натурщика с опорой на одну ногу.
Верный способ почувствовать движение и равновесие фигуры – встать самому в позу, принятую натурщиком.
Сейчас вы узнали о пропорциях человеческого тела. Давайте закрепим полученные знания и попробуем нарисовать фигуру человека с натуры.
Ученики слушают.
Последовательность работы:
Мне нужен помощник, который будет показывать этапы выполнения работы. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).
1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры. Постараемся увидеть всю фигуру целиком от головы до следков ног и определить ее движение. Для этого отметим на ней главную линию. Эта линия начнется от яремной выемки, пройдет через центр грудины, затем вдоль живота, пересечет пупок и опустится вниз вдоль внутреннего контура опорной ноги к внутренней ее лодыжке. Начало и конец этой линии будут лежать на одной вертикали, определяющей положение центра тяжести. Правильно найденная центральная линия движения помогает верно поставить фигуру.
2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.
4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею. Голова имеет форму яйца, а шея – циллиндра.
5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.
6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам. Колени имеют также шарообазную форму.
7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов. Локти касаются талии
8. "Оденьте" скелет в мускулы.
Скажите какие геометрические формы вам напоминают отдельные части фигуры человека. Руки, ноги, туловище?
10. Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. При рисовании с натуры старайтесь передавать индивидуальные особенности человека, распределяя светотени на поверхности форм, выделяющие их объём (изображение человека на доске).
Приступаем.
К доске выходит ученик и показывает этапы работы над наброском. Остальные ребята следят за схемой и корректируют ученика, если он ошибается.
Дети приступают к выполнению наброска карандашом, они пользуются схемой последовательного изображения человека.
Изучение изобразительно-выразительных средств графики
Знакомство с изобразительно-выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном).
- Ребята, скажите, пожалуйста, простейшие "слова", из которых состоит язык графики в рисунке
Предполагаемые ответы:
Это точка, линия и пятно.
Точка.
- Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать...
- О чем говорит точка?
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет "сюжет"...
Предполагаемые ответы:
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неспокойствия, неуверенности...
Линия.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.
- Скажите, как можно охарактеризовать данные линии?
- Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, стремительная
Предполагаемые ответы:
- Уверенная, жесткая, энергичная, неуверенная, импульсивная.
Пятно.
Что выражает пятно на картине?
Предполагаемые ответы:
- Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".
Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.
Ученики рассматривают набросок
Точка и линия. Выполнение наброска с натуры с помощью чер . гел. ручки.
Ребята, а сейчас, давайте поиграем! попробуем изобразить набросок человека с натуры, используя два изобразительно-выразительных средства графики: Точку и линию нарисовать набросок нужно не отрывая руки от листа бумаги, кто оторвет ручку от бумаги – выбывает из игры. Старайтесь, чтобы ваш рисунок был выразительным и интересным и не забывайте про пропорции. На набросок вам дается пять минут. Поехали!
Ученики выполняют задание.
Выполнение наброска с натуры силуэтом с помощью туши и кисти.
Молодцы! А теперь давайте с вами вспомним, где же в рисунке применяется пятно?.
А как называется набросок с натуры, который выполняется пятном?
Предполагаемые ответы:
- Силуэт.
Правильно, давайте посмотрим с вами примеры силуэтов.
Г. И. Нарбут.
А где мы в жизни встречаем силуэты?
Давайте с вами попробуем выполнить силуэт используя черную гуашь и кисть. На выполнение работы вам дается 10 минут.
Выполнение наброска с помощью точки, линии, пятна.
Ребята, мы с вами молодцы, изучили пропорции фигуры человека и изобразительно-выразительные средства графики, а теперь давайте с вами попробуем совместить все полученные за сегодняшний день знания и выполнить еще два наброска.
Целью данного задания является выполнение наброска с помощью всех изобразительных средств графики.
Первый набросок вы выполняете, используя черный угольный карандаш. рисуете тени.
Второй набросок выполняется на тонированной бумаге. Рисуете свет. С помощью мела.
Приступаем.
Предполагаемые ответы:
- Тени отбрасываемые предметами.
Ученики выполняют набросок силуэта черной гуашью.
Учащиеся выполняют наброски углем на белой бумаге, а потом мелом – на тонированной.
Завершение работы, подведение итогов.
Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги нашего урока небольшой выставкой.
Давайте обсудим, что у нас с вами получилось, а над чем еще надо работать.
Критерии оценки.
1. Композиционное решение.
2. Пропорциональность фигуры
3. Умелое использование изобразительно – выразительных средств графики.
Идет обсуждение работ одного ученика, по желанию.
В конце каждый учащийся выставляет сам себе оценку по заданным критериям.
Ребята оценивают работы своего одноклассника по критериям, которые выведены на доске.
Список используемой литературы.
Ли Н. Г. «Рисунок». Основы учебного академического рисунка: Учебник – М.: Изд-во «Эскимо» 2003 г.
Жабинский В. И., Винтова А. В. «Рисунок». Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006г.
Барчаи Е. Анатомия для художников / М.: Изд-во ЭСКИМО-Пресс, 2001г.
Статья. Рисунок “Академический ” и Рисунок “Творческий”, Сергей Гавриляченко, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова
Питер Станир, Терри Розенберг «Рисунок. Базовый Курс» - М.: Аст-Астель. 2005г.
Сайт www. 1september. ru