Презентация исследовательской работы Судьба страны в судьбе семьи
МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа село Верхний Авзян
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Городская научно-практическая конференция младших школьников и дошкольников «Страна чудес – страна исследований»
Секция «Краеведение»
Судьба семьи в судьбе страны
Выполнил: ученик 2 «Б» класса
МОБУ СОШ село Верхний Авзян
Рыбаков Алексей
Руководитель: учитель начальных классов
МОБУ СОШ с. Верхний
Волкова Светлана Григорьевна
с. Верхний Авзян
2016
АНКЕТА
участника конкурса научных проектов школьников
в рамках Малой академии творчества школьников
1. Муниципальное образование МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ
2. ФИО участника Рыбаков Алексей Вадимович
3. Общеобразовательное учреждение (по Уставу) Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Авзян
4. Класс 2-б
5. Домашний адрес 453524, РБ, Белорецкий район, село Верхний Авзян,
улица Лесная дом 25
6. Номинация Краеведение
7. Название работ «Судьба семьи в судьбе страны»
8. Место на муниципальном этапе_______________________________________
9. ФИО научного руководителя Волкова Светлана Григорьевна
должность учитель начальных классов
место работы Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Верхний Авзян
учебное звание и степень
телефон 77-355 электронная почта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Руководитель ОУО ___________ Серегина В.А.
МП (подпись) (расшифровка подписи)
Дата 29 октября 2016 г.
Рыбаков Алексей, обучающийся 2 класса МОБУ СОШ
с. Верхний Авзян
Руководитель: Волкова С.Г.
В этом году 71 год, как окончилась война, и мне стало интересно узнать, а что я знаю об этой войне. Обычно я вместе с мамой смотрю фильмы о войне, сопереживаю героям и узнаю что-то новое. Но это только фильм, а я хочу узнать, как война коснулась именно нашей семьи, как мои прадеды воевали или работали в тылу, как мои родственники, будучи маленькими, пережили эту войну и как они жили в послевоенные годы.
Гипотеза: мои предки были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу, если внимательно изучу события боев за Москву, Ленинград, Сталинград, а затем сопоставлю с тем, что мне известно от родственников, то смогу систематизировать информацию о моих прадедах.
Актуальность работы заключается в том, что забывать ту страшную Великую Отечественную войну нельзя и пока, рядом с нами живут люди, которые могут нам, живущим в мирное время, рассказать о том времени, нам нужно читать эту книгу жизни и помнить об этом всегда, ибо пока живет в наших сердцах память, мы остаёмся людьми, а не превращаемся в зверей, как это происходит во многих странах, где люди забыли свою историю.
Цель работы: расширение круга знаний о моих родственниках и подвигах нашего народа в годы войны.
Задачи: узнать, как война коснулась именно нашей семьи; узнать, как люди воевали или работали в тылу; выступить в Бессмертном полку на параде, посвященном Дню Победы.
Объект исследования: собранные материалы о брате моей прабабушки.
Предмет исследования: история моей семьи в годы войны и первые послевоенные годы.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Оборудование: плакат - схема жизненного пути, презентация.
Практическая значимость: данная работа может пополнить школьный музей, Книгу Памяти с. Верхний Авзян.
Вывод: занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидел, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Брат моей прабабушки, участник Великой Отечественной войны. По схеме его жизненного пути я узнал, где он побывал во время службы, многое рассказала прабабушка. Я сделал вывод о том, что мой родственник являлся непосредственным участникам исторических событий нашей Родины и в судьбе страны это сыграло большую роль.
Оглавление
Введение5
Глава I. Жизнь до, во время и после войны7
Ефремов Евгений Иванович....... 7
Жизнь вне службы...9
Вывод по I главе9
Глава II. Практическое исследование.10
2.1 Никто не забыт. Ничто не забыто.10
2.2. Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны11
Вывод по II главе.14
Заключение.. 15
Список литературы..16
Приложение..17
Приложение 1. .17
Приложение 2...21
Приложение 3 ..22
Введение
Вот пролетают за вехой вехи
И мир уже в двадцать первом веке, Но будут помнить потомки свято Подвиг солдат века двадцатого! Пусть память хранить помогут эти, И наших несколько ШАГОВ К ПОБЕДЕ.
В этом году 71 год, как окончилась война, и мне стало интересно узнать, а что я знаю об этой войне. Обычно я вместе с мамой смотрю фильмы о войне, сопереживаю героям и узнаю что-то новое. Но это только фильм, а я хочу узнать, как война коснулась именно нашей семьи, как мои прадеды воевали или работали в тылу, как мои родственники, будучи маленькими, пережили эту войну и как они жили в послевоенные годы.
Гипотеза: мои предки были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу, если внимательно изучу события боев за Москву, Ленинград, Сталинград, а затем сопоставлю с тем, что мне известно от родственников, то смогу систематизировать информацию о моих прадедах.
Актуальность работы заключается в том, что забывать ту страшную Великую Отечественную войну нельзя и пока, рядом с нами живут люди, которые могут нам, живущим в мирное время, рассказать о том времени, нам нужно читать эту книгу жизни и помнить об этом всегда, ибо пока живет в наших сердцах память, мы остаёмся людьми, а не превращаемся в зверей, как это происходит во многих странах, где люди забыли свою историю.
Цель работы: расширение круга знаний о моих родственниках и подвигах нашего народа в годы войны.
Задачи: узнать, как война коснулась именно нашей семьи; узнать, как люди воевали или работали в тылу; выступить в Бессмертном полку на параде, посвященном Дню Победы.
Объект исследования: собранные материалы о брате моей прабабушки.
Предмет исследования: история моей семьи в годы войны и первые послевоенные годы.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
22 июня 1941 года, ровно 75 лет назад, предрассветную тишину внезапно разорвали взрывы ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград символом мужества, Брест символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашисткой чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.
1418 дней и ночей войны
Свыше 26 миллионов человеческих жизней
Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Я хочу рассказать о брате моей прабабушки.
Глава I. Жизнь до, во время и после войны
Ефремов Евгений Иванович
Брат моей прабабушки Ефремов Евгений Иванович (Приложение 1) родился 10 июня 1925 г. в селе Верхний Авзян Белорецкого района Республики Башкортостан. Его конечно уже нет, но про него мне рассказали моя прабабушка и мама. Родился д. Женя (так его мама называла) в простой семье: отец работал на приисках, а мама была домохозяйкой. д.Женя был первым ребенком в семье, всего их было семеро (4 брата и 3 сестры). Один из братье в 4-х летнем возрасте утонул в реке Нугуш. Рос д. Женя обычным ребенком, любил играть на гармошке (даже ходил играть на ней на школьные вечера).
Наступил июнь 1941 года Отца д. Жени забрали на фронт, а он остался старшим в семье. Моей прабабушке в то время был всего годик. Но в октябре 1942 года и д.Женю забрали на фронт. Забрали прямо со школьной скамьи (учился он в 10 классе). Было ему всего 17 лет. Здесь началась его нелегкая служба родной стране.
В феврале-марте 1943 года д.Женя является курсантом Гурьевского пехотного училища в Астраханской области, далее
- в марте-апреле 1943 года курсант 2-го Бердичевского училища в Актюбинской области;
- с мая по октябрь 1943 года пулеметчик 2 запасного стрелкового полка в оренбургской области ст. Тоцкое;
- с 15 октября 1943 года бронебойщик 1 украинского фронта в Брянской области город Карачев;
- с 15 апреля 1944 года бронебойщик 1 украинского фронта в Тернопольской области город Супрановка;
- с 15 апреля по 8 декабря 1945 года курсант танкового училища в городе Саратов;
- с декабря 1945 года младший тех. лейтенант 7 запасного танковой бригады 120 маршевой роты в городе Челябинск;
- с декабря 1945 года по август 1948 года командир танка ИС-3 в Сергеевке Приморского края Гродековского района, младший лейтенант;
- с августа 1948 года по июнь 1951 года командир танка ИС-3 город Спасск Дальний Приморского края, старший лейтенант;
- с июня 1951 года по август 1953 года командир взвода Барабаш Приморский край, старший лейтенант;
- с августа 1953 года по февраль 1955 года командир роты КНР Порт Артур, старший лейтенант;
- с февраля 1955 года по май 1957 года капитан дивизии поселок Высотный Приморского края;
- с мая 1957 года по июнь 1960 года командир учебной танковой роты, начальник штаб батальона в п.Фидино Приморского края;
- с июня 1960 года по декабрь 1966 года начальник штаба батальона 240 учебного танкового полка в городе Бикин Хабаровского края майор;
- с декабря 1966 года по январь 1970 года командир танкового батальона с.Березовка Ивановский район Амурск 08, подполковник;
- с января 1970 года по ноябрь 1973 года зам. начальника бронетанкового отдела город Хабаровск штаб Дальневосточного Пограничного округа, подполковник;
- с ноября 1973 года гражданин СССР позже России город Новосибирск.
Жизнь вне службы
Евгений Иванович прослужил 32 года. Служба его была нелегкой, так же как и жизнь. Ушел на фронт в 17 лет, дома остались мама с детьми, чтобы выжить, она на лошади возила «клажи» в Тукан и обратно, брат Дмитрий Иванович плел лапти. Так и жили.
В 1950 году д. Женя женился на Лидии Георгиевне, прожили они больше двадцати лет в браке, у них было двое детей Юрий Евгеньевич (1951 года) и Ирина Евгеньевна (1956 года) и двое внуков (Вячеслав и Лидия). Но 13 августа 1973 года т. Лида умирает. Д. Женя жил с детьми, в октябре 1973 года вышел в отставку в звании подполковника. В 1974 году, связавшись с родными и сказал, что не ему это говорить, но он решил жениться. В Новосибирск поехала мама (т.Нюра) благословила его во второй раз. Так в декабре 1974 года д.Женя женился на Тамаре Васильевне.
С ней он прожил остаток своей, уже гражданской жизни. Работал в пожарной части охранником, любил заниматься фотографией. Каждый год приезжал в родной поселок, навещал родственников. Всегда присылал открытки и телеграммы.
Так шли годы и наступило 8 марта 2002, Евгений Иванович съездил поздравить дочь с праздником, и ехав домой, умер в маршрутке от сердечного приступа. Похоронен он в Новосибирске.
Уже 14 лет нет д. Жени, но память о нем жива и будет жить в нашей семье.
Вывод по I главе:
Вот такой нелегкий и сложный путь прошел наш родственник. Он был очень любознательным и трудолюбивым человеком, оставил нам в память схему своего жизненного пути (Приложение 3) и родословную (Приложение 2), начало которой положил его дедушка, рожденный в 1874 году. Евгений Иванович прослужил Родине 32 года! Получил звание подполковника, при всем при этом у него была семья: жена, дети и внуки.
Глава II. Практическое исследование
Никто не забыт. Ничто не забыто.
Самое главное я понял, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41-ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и Верхний Авзян.
Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны.
Из нашего села на фронт в Великую Отечественную войну ушли 1200 человек. Вернулось только 700. Пока они были живы, их всегда приглашали в школу, на встречу с ветеранами. Но, к сожалению, на данный момент из них в живых осталось только 6.
Это:
1. Дураков Александр Петрович
2. Жаринов Егор Иванович
3. Копытов Леонид Платонович
4.Полетавкин Иван Михайлович
5. Соколов Иван Федорович
6. Слепов Дмитрий Алексеевич
В год празднования 70-летия Великой Победы, решением Совета звание «Почетный гражданин Белорецкого района и города Белорецк» за большой личный вклад в дело увековечения памяти белоречан участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в патриотическое и нравственное воспитание молодежи, активную просветительскую и общественную деятельность присвоено Дмитрию Карповичу Трофимову (в этом году ему исполнилось 90 лет, он тоже наш родственник). Он уроженец села Верхний Авзян Белорецкого района, участник Великой Отечественной войны, член Президиума Совета ветеранов Белорецка и Белорецкого района, автор книг «Память», «Они вернулись с Победой», Почетный ветеран города и района.
Дмитрий Павлович Плотников родился 2 августа 1918 года в селе Верхний Авзян. В 1935 году, по окончании Туканской семилетней школы, поступил в Свердловский машиностроительный техникум. В 1939 году после завершения учебы был направлен в конструкторский отдел Уральского машиностроительного завода.
На службе в Красной Армии Дмитрий Плотников находился с сентября 1939 года. В мае 1941 года он закончил Пушкинское (Ленинградское) командное автомобильное военное училище. На фронтах Великой Отечественной войны находился с 22 июня 1941 года. Прошел славный боевой путь от командира взвода до командира отдельного мотоциклетного батальона. Воевал на Юго-Западном, Западном, Сталинградском, 1-м, 2–м, 3-м Украинском фронтах.
19 марта 1944 года заместитель начальника штаба по разведке 2-й механизированной бригады капитан Дмитрий Плотников с группой бойцов из 12 человек переправился на противоположный берег реки Днестр в районе города Могилев-Подольский, захватил плацдарм, отразив несколько ожесточенных контратак противника, расширил его и обеспечил высадку подразделений мотострелкового батальона. За этот подвиг он был представлен к званию Героя Советского Союза, но документы затерялись и попали в архив. Далее он участвовал в боях за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, разгроме милитаристской Японии на Дальнем Востоке.
После войны Дмитрий Павлович продолжил службу в армии в Забайкальском и Уральском военных округах. В течение десяти лет работал военным комиссаром Коми АССР. В 1973 году в должности военного комиссара Курганской области был уволен в отставку. После увольнения Дмитрий Плотников долгое время работал в Курганском управлении строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а в 1988 году вышел на пенсию и переехал в Пермь. С тех пор он активно занимался общественной работой, был членом Пермского областного комитета ветеранов войны.
Указом Президента России от 2 мая 1996 года за героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, полковнику в отставке Плотникову Дмитрию Павловичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Дмитрий Плотников был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Венгерской Народной Республики, советскими и иностранными медалями.
Дмитрий Павлович до последних дней не забывал свою малую Родину. Он переписывался с земляками, регулярно оказывал материальную помощь отличникам учебы, активистам и лучшим спортсменам Туканской школы Белорецкого района.
Дмитрий Плотников скончался 4 сентября 2012 года на 95-м году жизни и похоронен в Перми. В Белорецке, в аллее Героев на площади Славы, установлен бюст Дмитрия Плотникова. Его имя носит одна из улиц села Тукан.
Не смотря на то, что прошло много времени, мы помним и гордимся за их заслуги перед Родиной. Их имена занесены в Книгу Памяти. На примере их жизни, их беззаветного служения Родине, их отваги и мужества выросло не одно поколение моих односельчан. Хочется немного рассказать о некоторых из них, отдать дань памяти и уважения их военной доблести.
Сталинградская битва. 200 дней и ночей. Одна из крупнейших битв Второй мировой войны. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.
Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения, он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу. И среди них был наш земляк – Полетавкин Иван Михайлович.
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников Сталинграда будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя «Сталинград» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.
Хотелось бы остановиться еще на одном крупном сражении, на Курской дуге. В самом крупном танковом сражении ВОВ участвовал Калашников Михаил Филиппович. Он воевал во имя мира и мечтал о будущем мире, в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах.
И вся страна, весь советский народ прикладывали неимоверные усилия, чтобы приблизить этот час. И, чтобы обеспечить успешные действия на передовой, трудилась все, от мала до велика.
В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.
Женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд. Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.
И в моем селе есть такие люди, труженики тыла, которые в тяжелое военное время отдавали все свои силы и способности для приближения победы.
Это:
Аверьянов Михаил Андреевич
Бобылева Екатерина Ивановна
Бурулев Константин Васильевич
Быкова Наталья Семеновна
Бардина Евдокия Захаровна
Быкова Анна Кузьминична
Волкова Екатерина Максимовна
Васильева Александра Варламовна
Волкова Ольга Поликарповна
Горбатова Александра Андреевна
Горбатова Мария Поликарповна
Дубинин Иван Васильевич
Дубинина Агафья Васильевна
Дураков Михаил Карпович
Егорова Анастасия Николаевна
Елисеева Ольга Федоровна
Желтоухова Анна Васильевна
Исаева Марфа Игнатьевна
Исаева Анастасия Павловна
Калугина Александра Мартыновна
Калашникова Мария Федоровна
Коновалова Мария Анисимовна
Лапенкова Варвара Титовна
Лыгина Мария Григорьевна
Лыгина Александра Корнеевна
Потапова Прасковья Никитична
Полетавкина Анастасия Федосеевна
Полетавкин Николай Иванович
Сенотова Анастасия Васильевна
Семенова Ирина Яковлевна
Симанова Пелагея Васильевна
Слепова Варвара Кульминична
Трофимова Полина Николаевна
Титова Анна Платоновна
Телятников Петр Кузьмич
Трофимов Леонид Мартынович
Чумикова Анастасия Ивановна
Храмцова Елена Филлиповна
Максимов Владимир Платонович
Я считаю, что несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Вывод по II главе:
Для себя я узнал и понял главное: это были замечательные люди, которые до войны учились, трудились в своем родном селе. С начала войны сразу ушли на фронт: кто-то прошёл через всю страну, через всю войну, а кто-то погиб, пропал без вести. Но все они защищали свою землю, своих родных от врага. А те, кто вернулся с войны, продолжали в тяжёлое послевоенное время работать, помогая семьям, односельчанам.
III. Заключение
Работая над этой темой, я изучил много научной и художественной литературы, просмотрел и перечитал много книг о войне, которые я и использовал. В этих книгах, в стихах показан весь трагизм Великой войны, жизнь в военные годы. Многие стихи переложены на песни.
Из газетных статей про период войны я узнал много о земляках- переживших страшные годы войны. В школе мы с ребятами встречались с ветеранами, тружениками тыла. Много ценных материалов у нас есть в школьном музее, которые помогают осознать величие, значимость тех героических лет. Судьба наших предков, моих односельчан - яркое отражение истории нашей страны.
Сейчас в нашем музее имеется стенд «Никто не забыт, ничто не забыто », на котором имеется список всех участников войны, фотографии с информацией о месте службы. Мы с огромным почтением относимся к медалям и наградам и бережно храним эти награды и удостоверения, грамоты, письма под стеклом.
Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: мой предок был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидел, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Брат моей прабабушки, участник Великой Отечественной войны. По схеме его жизненного пути я узнал, где он побывал во время службы, многое рассказала прабабушка. Я сделал вывод о том, что мой родственник являлся непосредственным участникам исторических событий нашей Родины и в судьбе страны это сыграло большую роль.
Список литературы:
1. Бакурский. В.А. Танки. – М.: РОСМЭН, 2015 – 96с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
2. Брусилов Д.В. Большая детская военная энциклопедия. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 160.: ил. – (Военная энциклопедия для детей).
3. Черненко Г.Т. Танки и самоходные орудия. – СПб: «БКК», 2013. – 96с., илл. – (Серия «Узнай мир»).
4. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Дата обращения 10.10.2016 г.)
5. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Дата обращения 10.10.2016 г.)
6. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Дата обращения 10.10.2016 г.)
7. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Дата обращения 10.10.2016 г.)
8. Запись интервью:
- Еремеевой Галины Ивановны;
- Денисовой Надежды Юрьевны.
9. Архивные материалы из семейного альбома семьи Ефремовых:
- фотографии;
- схема жизненного пути Ефремова Е.И.
- родословное древо семьи.
Приложение 1
Евгений Иванович Ефремов
Дом, где родился д. Женя
Алексей Иванович, Анастасия Дорофеевна с дочерью Екатериной. Фото от 24 декабря 1938 года. Бабушка, дедушка и тетя Евгения Ивановича
Отец Иван Алексеевич, мама Анна Ивановна, брат Дмитрий и сестра Галина (моя прабабушка)
Евгений Иванович с женой Лидией Георгиевной и сыном Юрием.
Фото от 5 сентября 1953 года. Приморский край п. Барабаш.
Его сыну здесь 2 года и 5 месяцев
С женой Тамарой и внучкой Лидой январь 1986 год
С родственниками в Авзяне
Бессмертный полк в Авзяне 2016 год
Приложение 2
Родословное древо семьи
Приложение 3
Схема жизненного пути
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
Рисунок 1Рисунок 5Рисунок 4Объект 315