Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Деревья лиственные и хвойные
Антонова Надежда Ивановна. Урок «Деревья лиственные и хвойные» Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема урока. Деревья лиственные и хвойные. Цель урока: уточнить и закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева. Задачи урока: Обучающие: формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, правильно называть части дерева. Коррекционно – развивающие: корректировать речь, память, способствовать развитию познавательного интереса. Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть в ней прекрасное. Оборудование: ЭОР, индивидуальные карточки с заданием, иллюстрации деревьев. Ход урока.
Организационный момент. Как это интересно много знать! И всем свои умения показать! - Сейчас я буду загадывать вам загадки, и правильно ответы будем вставлять в кроссворд, отгадав ключевое слово, вы узнаете тему нашего урока.
Не загадка это даже, 2.Стоит Алёна Сразу назовём, Платок зелёный, Если только кто- то скажет - Тонкий стан, Жёлуди на нём! ( Дуб) Белый сарафан. ( Берёза)
3 Осень в сад Ему немало сотен лет, К нам пришла, В тулуп зелёный он одет, Красный факел зажгла Хотя в глухой тайге растёт, Здесь дрозды, Ему всегда большой почёт, Скворцы снуют Он очень шишками богат. И,галдя клюют. А в шишках, что ни говори, (Рябина) Орешки вкусные внутри. (Кедр)
5. Сначала почки. А когда лопнут 6. Что же это за девица: появляются пушистые комочки не швея, не мастерица, (Верба) Ничего сама не шьёт, . А в иголках круглый год (Сосна)
- Какое ключевое слово получилось? (Дерево)
Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы будем говорить о деревьях. Перед вами картинки деревьев. Нужно разделить эти деревья на две группы. Назовите первую группу: берёза, клён, дуб, осина, липа, ива, вяз.
Назовите вторую группу: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница. – Как вы думаете, что общего у всех деревьев? (Строение)
- Посмотрите на картинку и назовите части дерева. Возьмите и прикрепите карточки с названиями частей дерева.
- Как вы думаете, дерево может расти без корней? ( Дереву нужны корни, потому что они закрепляют его в почве и проводят воду с растворёнными минеральными веществами к стволу и листьям)
Физкультминутка.
Работа в парах по карточкам. Задание: написать деревья.
Жёлуди растут на……………………………. .Шишки растут на …………………………………………….. .Гроздья рябины растут на ………………………………… .Работа с пословицами (объяснения детей)
1.Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
2. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
- Ответьте на вопросы. Блиц турнир ( книга «Деревья. Какие они?» Т.А, Шорыгина. стр. 58
- Какую пользу приносят деревья? (ответы детей, затем показ слайдов)
Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, например, из древесины клёна изготовляют мебель, фанеру, музыкальные инструменты, из дуба – мебель, бочки, кофейный напиток. Дерево липа – ценный медонос, используется в народной медицине, тополь очищает воздух от пыли и грязи, у берёзы используется древесина, береста, вырабатывают дёготь, листья и почки применяются в медицине. - Можем ли мы обходиться без деревьев и почему? - Нужно ли беречь деревья? Можно ли шуметь в лесу? Чтобы вырастить большое дерево, потребуется много лет. А сколько деревьев срубают за год, даже страшно представить. Но человек обязательно должен посадить дерево вместо срубленного. И. если каждый из нас посадит в своей жизни одно дерево, то считается, что прожил он свою жизнь не зря. По всему миру можно пустить такой клич:
Сажайте деревья, растите деревья!
Пусть будет их больше у рек, у дорог…
Безоблачна жизнь – и земля зеленеет
И нежен, рождённый в листве ветерок.
У деревца праздник – земля зеленеет,
Она ароматов и жизни полна.
Сажайте деревья, растите деревья!
Пусть будет прекрасной планета Земля!
Если вы захотели посадить дерево, поднимите, пожалуйста, зелёный листочек. Оценивание детей.
Домашнее задание: нарисовать дерево.
Итог урока. Назовите лиственные деревья. Какие хвойные деревья вы знаете?
Урок окончен. Спасибо всем.