Технологическая карта по теме Прямоугольный параллелепипед , 5 класс, ФГОС
Универсальная технологическая карта урока
Предмет
математика
Класс
5
Тема урока
Прямоугольный параллелепипед
Педагогическая цель урока
Организовать деятельность учащихся по первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Задачи урока
обучающие: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах; вывести формулу для нахождения площади поверхности прямого параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решении задач;
развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь;
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.
Тип урока
Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)
Предметные
Метапредметные
Личностные
Распознавать прямоугольные параллелепипеды среди окружающих нас предметов и изображать прямоугольный параллелепипед (куб). Правильно называть ребра, вершины, грани параллелепипеда (куба).
Ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- распознавать и изображать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда и пирамиды;
- определять по линейным размером развертки фигур;
- линейные размеры самой фигуры и наоборот.
Ученик получит возможность:
- углубить и развить представление о пространственных геометрических фигурах;
- научится применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Ученик получит возможность:
- понимать и использовать математические средства наглядности;
- ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.
Формирование познавательного интереса к изучению нового материала
Ученик научится:
- ответственному отношению к учению;
- проявлять инициативу, находчивость, активность при решении задач.
Ученик получит возможность:
- проявить возможность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, технологии)
Оборудование
Презентация по теме урока.
Учебник математики 5 класса под редакцией Н.Я. Виленкина и др.. Издательский центр «Мнемозина», 2014 г.
Математика. Программа 5-9 классы. под редакцией Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов. Методическое пособие. Математика 5 класс. Под редакцией Л.П. Издательский центр М: «ВАКО», 2013 г.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.
Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
Комплект классных чертежных инструментов.
Проектор.
Экран.
Основные понятия
Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, противолежащие грани, измерения прямоугольного параллелепипеда: длина, ширина и высота; свойство прямоугольного параллелепипеда, куб.
Форма проведения урока
Урок постановки учебной задачи, урок по ознакомлению с новым материалом, урок с элементами деятельностного обучения.
Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, гр
·упповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемной, поисковый, с использованием ЭОР.
Мотивация к учебной деятельности. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (2 мин.)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Приводит примеры различных геомет-рических тел.
Слайд 1, 2
Слушают.
Научиться распознавать прямоуголь-ныепаралле-лепипеды среди окружающих нас предметов.
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового.
Актуализация знаний и пробное ученое действие. Устный счет с выявлением темы урока.( 5 мин.)
Организует и предлагает выполнить работу по определению видов предметов.
Устная фронтальная работа с использованием ИКТ. Слайд 2, 3, 4, 5, 6.
Участвуют в обсуждении предложенных заданий. Выполняют задания.
Совершенствование навыка перевода единиц.
Познавательные: логические.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)
Диалог с учащимися.
Диалог. Слайд 7.
Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цели и план урока.
Учащимися сформулирована тема урока и поставлена цель.
Личностные:смыслообразование.
Познавательные:формулирование познавательной цели.
Регулятивные: планирование.
Построение проекта выхода из затруднения. Изображение прямоугольного параллелепипеда. ( 10 мин.)
Предлагает познакомиться с элементами параллелепипеда, используя модели. Организует обмен мнениями. Знакомит с алгоритмом построения параллелепипеда в тетради.
Групповая практическая работа в рабочей тетради на печатной основе. Слайд 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Работают с моделями. Заполняют таблицу. Изображают параллелепипед в тетради.
Заполнена таблица элементов прямоуголь-ногопаралле-лепипеда, сформулирован алгоритм построения параллелепипеда.
Личностные:смыслообразование.
Познавательные: логические.
Регулятивные: контроль и коррекция. Коммуникативные: постановка вопросов.
Реализация простроенного проекта. Решение практических задач.( 8 мин.)
Предлагает выполнить практическую работу
Работа в группах. Слайд 16, 17,18.
Выполняют практическую работу.
Реализовали проект выхода из затруднительной ситуации.
Познавательные: логические.
Коммуникативные: управление поведением партнера.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Решение учебной задачи.( 10 мин.)
Организует работу у доски и на местах по первичному закреплению полученных выводов с обязательным проговариванием.
Фронтальная работа. Работа с учебником. Слайд 18, 19.
Выполняют задание у доски и на местах (работа с учебником).
Осмыслили вывод полученные в ходе выполнения практической работы. Записали формулы для вычисления длины ребер и площади поверхности прямоугольного параллеле-пипеда.
Познавательные: логические. Регулятивные: контроль и коррекция. Коммуникативные: оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Подведение итога.( 7 мин.)
Организует учащихся для формулирования ответов на вопросы.
Беседа. Слайд 20, 21, 22, 23, 24, 25.
Выполняют задания.
Подведен итог урока. Выставлены отметки.
Личностные: самоопределение и смыслообразование. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.
15