Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме Прямоугольный параллелепипед


Муниципальное общеобразовательное учреждение Шараповская школа
Технологическая карта открытого урока по математике в 5 классе.
Провела :учитель математики Жаркова Т.Г.
Шарапово. 2015г
Класс: 5
Курс: математика.
Учебник: Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин
Тема урока:«Прямоугольный параллелепипед».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности., урок- исследование
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний, связанных с понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб», алгоритмом нахождения площади поверхности данных фигур.
Задачи:
получить представление о прямоугольном параллелепипеде, кубе, изучить понятия «грань», «ребро», «вершина параллелепипеда», вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;
при выполнении практической работы в группах с моделью прямоугольного параллелепипеда, куба формировать устойчивый образ этих геометрических тел, воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, чувство уверенности в себе.
развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, умение обобщать, конкретизировать, делать выводы.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайды презентации, раздаточный материал –макеты прямоугольного параллелепипеда, куба, карточки «Это я знаю», «Это я хочу узнать», учебник.
Временной режим: 45 минут.
План урока:
Вводно- мотивационный . (2 мин.)
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (5 мин.)а) проблемная задача – выявление темы урока
Подготовка к усвоению нового материала
а)повторение пройденного материала(5мин)
Постановка цели и задач урока (таблицы знаний) (3 мин.)
Физульминутка (2 мин.)
Изучение нового материала. (10 мин.)
а)исследовательская работа
Первичное закрепление изученного материала (10 мин.)
а)решение проблемной задачи(2 мин)
б)выполнение интерактивного теста по пройденной теме(3 мин)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 мин.)
Итог урока, домашнее задание. (1 мин.)
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Средства определения результата
Вводно- мотивационный этап
Цель – активизация учащихся.
Установка на урок: создание атмосферы успеха.
Осуществляет эмоциональный настрой.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы желаем сегодня друг другу успеха!
Порадуемся за тех, у кого все будет получаться хорошо!
Поможем тем, кому будет трудно!
Мы – одна команда!
Чтобы начать сегодняшний урок , мне хотелось бы узнать , готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке ?
На сегодняшнем уроке вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.
Проговаривают слова установки на урок, настраиваются на плодотворную работу.
Коммуникативные: умение слушать и доброжелательно относиться друг к другу;
Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке
Наблюдение учителя.
Проверка домашнего задания Проверяет правильность выполнения домашнего задания с помощью интерактивной доски.
Сверяют правильность выполнения домашнего задания с помощью интерактивной доски
Коммуникативные:
умение слушать и отвечать на вопросы;
Познавательные:
контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;
Личностные: способность к самооценке
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;
Наблюдение учителя за ходом выполнения домашнего задания
Актуализация опорных знаний.
а)Проблемная задача – выявление темы урока
Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции.
Активизируют мыслительные операции, проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели. Записывают тему урока.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке;
Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы;
Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;
Создание проблемной ситуации
Подготовка к усвоению нового материала
а)повторение пройденного материала Фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по выполнению проверки усвоения основных элементов прямоугольника и квадрата и выяснения .
Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, изученный ранее.

Личностные: контролируют правильность ответа обучающихся
Познавательные: формулирование познавательной цели
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Наблюдения учителя за ответами учащихся
Постановка цели и задач урока (таблицы знаний) Направляет учащихся на определение известных им ранее понятий и выявление новых незнакомых понятий, создавая проблемную ситуацию, подталкивает их на постановку цели и индивидуальных задач, фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по постановке задач и самоанализу
Актуализируют учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; активизируют мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; осознают проблемную ситуацию, осуществляют постановку цели урока и индивидуальных задач. Заполнение таблицы «Это я знаю»

Выявляют различие между понятиями «геометрические тела» и «геометрические фигуры».
Разделение учащихся на две группы. Одна работает с интерактивной доской. Вторая с геометрическими моделями.

Учащиеся учатся обозначать прямоугольный параллелепипед

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль.
личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности, способность к самооценке
познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, проводит рефлексию по оцениванию текущего уровня своих знаний Фронтальный опрос, сравнение ответов друг у друга
Физкультминутка Организует проведение спортивных упражнений (здоровье сберегающая технология) Выполняют спортивные упражнения Личностные: овладение приёмами сохранения физического здоровья. Выполнение по образцу.
Изучение нового материала
а)исследовательская работа
Сообщает учащимся понятие «прямоугольный параллелепипед», демонстрирует примеры тел, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, предлагает им назвать предметы в классе, имеющие такую же форму. Организует практическую работу в группах, в ходе которой учащиеся должны получить новые знания о количестве элементов прямоугольного параллелепипеда и куба и самостоятельно заполнить таблицу новых знаний.
Организует самостоятельный вывод формулы площади прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью предложенной информации, контролирует вывод формул. Анализируют полученную информацию, обобщают, делают выводы.
Практически решают предложенную задачу .Сравнивают ответы, полученные в ходе выполнения практической работы. Участвуют в коллективном выводе формул, формулируют собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности.
Выполняют исследовательскую работу с помощью модели прямоугольного параллелепипеда. Выводят формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью инструкции по изучению площади поверхности прямоугольного параллелепипеда .

Заполняют таблицу «Это я хочу узнать»
Это я хочу узнать
Название геометрического тела Элементы Формула площади
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
Познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, выбирает эффективный способ решения задач, проводит рефлексию способов и результатов действий
Коммуникативные: слушает и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;
Личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.
Контроль учителя.
Первичное закрепление изученного материала
Решение проблемной задачи Предлагает решение проблемной задачи. Для закрепления организует проведение теста на интерактивной доске, контролирует действия учащихся.
Решают проблемную задачу на основе полученных знаний.
Участвуют в прохождении теста парами, применяя полученные знания, оценивают свои знания и знания партнеров.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; Коммуникативные:взаимодействиес партнером, использование речевых средств для различных коммуникативных задач;
Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.
Наблюдение и контроль учителя.
Домашнее задание Организует соотнесение результата деятельности с индивидуальными учебными задачами, обсуждает и записывает домашнее задание: п.20,№812, №816(по желанию сделать рисунок , презентацию к задаче)
Оценивает учащихся. Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи.
Личностные: формирует адекватную самооценку.
Коммуникативные: строят понятные для партнеров речевые высказывания,
способность к самооценке.
Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.
Рефлексия урока. Подводит итоги урока. Выражают свое отношение к уроку, к усвоению материала.

Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения Подведение итогов урока.