Технологическая карта урока математики 5 класс Прямоугольный параллелепипед


Глава 5. Геометрические тела
Урок 153. ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для формирования у учащихся понятия понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; развития умений распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, а так же находить и измерять его отдельные элементы
Планируемы результаты:
Предметные:
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; исследовать и описывать свойства прямоугольного параллелепипеда, используя эксперимент, наблюдение, измерение. Моделировать геометрические объекты, используя пластилин, проволоку и др. Метапредметные:
формировать умение работать в группах, работать с текстом Личностные:
развивать умения: слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления; инициативу, находчивость, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот; стремление к самоконтролю процесса и результата учебной деятельностиОрганизационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Формы, методы приемы
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (4 мин).
Цель: Включение учащихся в учебную деятельность Сегодня на уроке мы с вами отправимся в супермаркет. В нашем супермаркете 5 отделов: аптека, хозяйственный, продуктовый, канцтовары и игрушки. И самое главное – вы работники нашего супермаркета.
Для удобства все отделы пронумерованы и номер отдела совпадает с номером группы которая в нем работает.
Ваша задача: подойти к своему отделу и расположить товар красиво: в порядке увеличения цен слева направо
Напомните какое было задание. Кто может?Вы сейчас сами проверите друг друга. Группы Поменяйтесь местами по часовой стрелке. Проверьте: верно ли выполнено задание. Итак…
Теперь в этом же отделе попробуйте выделить товар, который как то отличается от других.
Хорошо. Один из группы принесет мне лишний товар а остальные садятся на места Встают, идут в отделы, рассматривают, раскладывают
Повторяют заданиеменяются местамикомментируют правильность выполнения
Выбирают «лишний» - комментируют почему.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.Игровая технология
Метод сравнения
2. Этап выявления места и причины затруднения (8 мин).
Цель: выявить проблему в формулировании понятия параллелепипед; в определении его элементов Вы сейчас работали с товаром. А может ли кто-то сказать, а что общего м/у всеми теми предметами, которые остались на столах?
А кто-то помнит, как называются фигуры этой формы?(Если ответ никто не помнит, предложить узнать; ответят – предложить написать это слово правильно, посчитав примеры). Работаем в парах. Как ускорить процесс подсчета?
Итак, это …
Что вам известно об этой фигуре? К какой группе относится? Из каких элементов состоит?
Они все имеют одинаковую формуформу параллелепипедаработать в парах
Считают примеры, пишут буквыпараллелепипед Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Личностные: оценивание усваиваемого содержанияМетод сравнения
Работа в парах
3. Этап целеполагания (2 мин). Итак, цели урока будут формулируют цели: узнать что такое параллелепипед; из каких элементов состоит Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Фронтальная работа
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (18мин = 4+ 6 + 8).
Цель: на основе текста учебника определить что параллелограмм относится к многогранникам, выделить названия элементов. Определить следующую проблему Где в первую очередь мы можем получить какую-то информацию?
Открываем учебник стр. ________ Читаем отрывок и заполняем в рабочей карте пп.1-3
Читаем 4 пп. В карте – ищем ответ в продолжении текста
Какая задача была поставлена перед вами в тексте? Читают и пишут ответы
Читаем ответы, обсуждаем правильность
Определить сколько граней ребер и вершин Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.Индивидуальная работа, работа с текстом, к-ки с пропусками
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Как можно ответить на этот вопрос?
Верно. Но прежде я предлагаю вам выполнить группой небольшую практическую работу.
Вам необходимо собрать модель параллелепипеда используя пластилин и палочки. Обсудите как вы это будете делать.
Какая группа представит свою идею?
Чтобы быстро и эффективно сработать надо….
Итак, модели наши готовы. Теперь глядя на свои модели заполните пп. 5 – 7 в информационной карте
Самопроверка по эталону
Прочитайте пп. 8,9 Можете ли вы ответить на эти вопросы.
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы надо выполнить 2ю практическую работу.
Возьмите лист с алгоритмом работы. Читаем пп. Плана. Что нам понадобиться для выполнения этой работы?
Сейчас, один человек из группы подойдет ко мне за рабочим листом, др. – за белым листом, 3- пойдет и возьмет один из белых параллелепипедов, 4 – идет за карандашами
Подведем итог по рабочим листам. Посчитать
Распределить обязанности
Строят модель
Заполняют карту
Нет
коробка, лист бумаги, карандаши
обводят фигуры, разукрашивают одинаковые грани одним цветом, заполняют лист, размещают результаты на доске.
Анализируют ответы
Отвечают самостоятельно в инф. карте Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Личностные: планирование учебной деятельности.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Две практические работы, по результатам которых были сделаны выводы
Групповая и индивидуальные формы работы
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин). Итак, что общего у чисел 8, 12 и 6 и параллелепипеда?
Выполняем практическое задание №11 Индивидуальная работа
9. Рефлексия учебной деятельности (4 мин). Составить кластер
Вернемся к целям урока. Достигли?? 10. Дз№
Творческая работа: в интернете посмотреть как склеить параллелепипед и склеить
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
140 : 746+38465∙1100-160∙12427-2754 :20 :1453360-402352-532+1862+12А – 84; Б – 5; В – 25 Г- 14 Д – 49 Е – 27 Ж – 41 З – 9 И – 8 К – 1 Л – 0 М – 18 Н – 15 П - 20
Рабочая карта№1
1. Объемные геометрические тела делятся на _________________ и ____________________
2. Параллелепипед относится к ___________________________
3. Приведите 3 примера, предметов окружающей обстановки, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда:
_____________________
_____________________
_____________________
4. Каждый параллелепипд состоит из 3-х элементов: ________________, ______________, ________________
5. Вершин в параллелепипеде - ___________ребер - ________
6. Из каждой вершины выходит ________ ребра
7. Ребра выходящие из одной вершины - __________________, __________________, ___________________
8. В параллелепипеде __________ граней.
9. Все грани имеют форму _________________________
10. Равных граней ____________ пары
11. Измерьте у спичечного коробка все рёбра, имеющие общую вершину
_____________________________________________________
12. Найдите S любой грани Рабочая карта№1
1. Объемные геометрические тела делятся на _________________ и ____________________
2. Параллелепипед относится к ___________________________
3. Приведите 3 примера, предметов окружающей обстановки, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда:
_____________________
_____________________
_____________________
4. Каждый параллелепипд состоит из 3-х элементов: ________________, ______________, ________________
5. Вершин в параллелепипеде - ___________ребер - ________
6. Из каждой вершины выходит ________ ребра
7. Ребра выходящие из одной вершины - __________________, __________________, ___________________
8. В параллелепипеде __________ граней.
9. Все грани имеют форму _________________________
10. Равных граней ____________ пары
11. Измерьте у спичечного коробка все рёбра, имеющие общую вершину
_______________________________________________________
12. Найдите S любой грани
План работы №2
Возьмите коробку
Положите коробку на лист бумаги и обведите все грани
Одинаковые грани раскрасьте одним цветом
На коробке также одинаковые грани разукрасьте одинаковым цветом
___________________________________________________________________________
План работы №2
Возьмите коробку
Положите коробку на лист бумаги и обведите все грани
Одинаковые грани раскрасьте одним цветом
На коробке также одинаковые грани разукрасьте одинаковым цветом
___________________________________________________________________________
План работы №2
Возьмите коробку
Положите коробку на лист бумаги и обведите все грани
Одинаковые грани раскрасьте одним цветом
На коробке также одинаковые грани разукрасьте одинаковым цветом
___________________________________________________________________________
План работы №2
Возьмите коробку
Положите коробку на лист бумаги и обведите все грани
Одинаковые грани раскрасьте одним цветом
На коробке также одинаковые грани разукрасьте одинаковым цветом
___________________________________________________________________________
План работы №2
Возьмите коробку
Положите коробку на лист бумаги и обведите все грани
Одинаковые грани раскрасьте одним цветом
На коробке также одинаковые грани разукрасьте одинаковым цветом
___________________________________________________________________________
Рабочая карта №2 Исследование граней параллелепипеда
Какую форму имеют грани параллелепипеда? _______________________________________
Сколько граней было обведено? ________________________
Сколько карандашей разного цвета вам понадобилось? ________________________
Сколько пар равных граней получилось? _______________________________________
Имеют ли равные грани общие вершина, ребра? ____________________
Как доказать, что раскрашенные одним цветом грани одинаковые?
______________________________________________________________________
Рабочая карта №2 Исследование граней параллелепипеда
Какую форму имеют грани параллелепипеда? _______________________________________
Сколько граней было обведено? ________________________
Сколько карандашей разного цвета вам понадобилось? ________________________
Сколько пар равных граней получилось? _______________________________________
Имеют ли равные грани общие вершина, ребра? ____________________
Как доказать, что раскрашенные одним цветом грани одинаковые?
______________________________________________________________________

Лист самооценки работы в группе
№ группы Фамилия имя Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. 
    -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? А) да, все работали одинаково.
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.
В) нет. Работал только один.
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А) работали дружно, ссор не было. 
б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- Тебе понравился результат работы группы? А)да, все получилось хорошо.
б) нравится, но можно было бы лучше.
В) нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
0 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Почти все сделали без меня Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась
Лист самооценки работы в группе
№ группы Фамилия имя Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. 
    -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? А) да, все работали одинаково.
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.
В) нет. Работал только один.
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А) работали дружно, ссор не было. 
б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- Тебе понравился результат работы группы? А)да, все получилось хорошо.
б) нравится, но можно было бы лучше.
В) нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
0 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Почти все сделали без меня Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась
Лист самооценки работы в группе
№ группы Фамилия имя Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. 
    -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? А) да, все работали одинаково.
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.
В) нет. Работал только один.
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А) работали дружно, ссор не было. 
б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- Тебе понравился результат работы группы? А)да, все получилось хорошо.
б) нравится, но можно было бы лучше.
В) нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
0 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Почти все сделали без меня Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась
Лист самооценки работы в группе
№ группы Фамилия имя Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен. 
    -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? А) да, все работали одинаково.
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.
В) нет. Работал только один.
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А) работали дружно, ссор не было. 
б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- Тебе понравился результат работы группы? А)да, все получилось хорошо.
б) нравится, но можно было бы лучше.
В) нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
0 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Почти все сделали без меня Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась