Статья «Развитие творческих способностей учащихся в современных условиях с применением новых образовательных технологий»
«Развитие творческих способностей учащихся в современных условиях с применением новых образовательных технологий»
(краткий обзор педагогической деятельности
преподавателя русской литературы
Прикаспийского современного колледжа
Бурлаковой Е. Н.)
Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой
Слайды №1 «Информация к размышлению», №2 «Мое кредо», №3 «Мои стремления»,№4 «Урок как зеркало».
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
Слайд №5 «Цель работы»
Цель моей работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску. Слайд №6 «Схема воспитания»Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока. Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Теоретическая база опыта. Использование элементов технологии педагогики сотрудничества как отечественной советской школы (Крупская Н. К., Шацкий С.Т., Сухомлинский В. А., Макаренко А. С.), классической русской (Ушинский К. Д., Пирогов Н. П., Толстой Л. Н.), так и зарубежной (Ж. – Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн), основ гуманно - личностной педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили, элементов личностно – ориентированной педагогики Е. Ильина, помогающие каждому ученику состояться Человеком.
Ведущая педагогическая идея. Урок литературы – человека формирующий процесс, своеобразный спектакль, необходимые открытия, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном единстве и доверительном общении. Технология опыта опирается на методику индивидуального подхода в обучении и развитии, формировании способности к саморегулированию и познавательной активности учеников. Основные принципы работы: принцип диалогичности, открытости; принцип творчества и успеха; принцип поиска самостоятельных решений.
Ведущие методы: метод духовного контакта, метод самоанализа и самооценки, метод коллективного поиска.
Формы работы: литературно – музыкальная гостиная, урок – суд, урок – спектакль, написание творческих работ, реферат как форма итоговой аттестации, индивидуальная работа, предметные олимпиады, творческие конкурсы разных уровней, литературные игры. Примеры некоторых из них будут впоследствии представлены вашему вниманию в виде слайдовой презентации.
В учебной деятельности работа с учащимся основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого используются следующие формы:
· подготовка презентаций;
· создание и защита проектов по теме исследования;
· организация в сотрудничестве с учителем диалогов и дискуссий на уроке;
· организация образовательной коммуникации в групповой деятельности и др.
Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углубленному изучению литературы.
Слайд №7 «Пассивные стратегии», №8 «Активные стратегии», №9 «Интерактивные стратегии».
Благоприятные условия обучения стараюсь создать на каждом уроке. Углубленные изучение литературы помогает свободно оперировать такими понятиями, как литературный жанр, сюжет, композиция, авторский стиль и.т.д.,что позволяет их приблизить к литературоведческому анализу текста. На уроках литературы привлекаю способных, творчески мыслящих учеников к сотрудничеству. Учащиеся сами готовят лекции, т.е. выступления по отдельным темам.
Чтобы включить в творческий процесс одаренного ребенка, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. С этой целью мною проводятся проблемные уроки на разные темы. Например, урок-размышление «Нравственные проблемы в повести В. Быкова «Обелиск», урок-диспут «Проблемы долга и чести в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина» и др. Слайды № 10 «Нравственные проблемы», №11 «Проблема долга и чести».
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока , единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников,
Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Проектную технологию мы используем следующим образом: урок защиты проектов памятника А.С.Пушкину «И на пьедестале ставим прославляющий лик», урок знакомства с любовной лирикой Ф.И.Тютчева «Любовью дорожить умейте», урок сопоставительного анализа пейзажной лирики А.А.Фета «Родник поэзии есть красота», урок сопоставительного анализа философской лирики С.А.Есенина «Эту жизнь за все благодарю», «Великая Отечественная война в поэзии военных лет». Работая над проектами, учащиеся получают задания: найти историю создания стихотворения (каждая группа получает по одному стихотворению), проанализировать идейно-художественные особенности произведения, охарактеризовать образную систему, интерпретировать средства художественной выразительности, создать зрительный образ стихотворения.Слайды №12 «И на пьедестале», №13 «Поэзия Великой Отечественной войны», №14 «Сурков» (с музыкой).
Индивидуальные проекты у многих учеников вызывают затруднения. Поэтому на уроках мы нередко используем метод групповых проектов. Группа делится на подгруппы, причем, все из них по уровню развития приблизительно одинаковы. При таком делении слабые ученики, работая в группах под руководством сильных, интеллектуально обогащаются. Довольно часто учащиеся подготавливают слайдовые презентации при защите своих проектов. Иными словами мы с учащимися внедряем в практику нашей совместной работы ИКТ. Вот образцы, вернее отдельные фрагменты, презентаций, выполненных учащихся к защите группового проекта: Слайды №15 «Ночь перед Рождеством», №16,17 «Биография Л. Н. Толстого», №18 «Лермонтов», №19, 20 «История создания «Войны и мира», №21, 22 «М. Горький»Используя ИКТ мы решаем следующие задачи: Слайд №23 систематически, целенаправленно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
Развитие воображения.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока.
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в колледже, но и за его порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность. Еще одна цель же моей педагогической деятельности – это развитие творческих способностей через использование ИКТ. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе. ИКТ, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ решает следующие задачи:
развитие критичности и самостоятельности мышления;
развитие логического мышления;
тренировка памяти;
формирование навыков вариативного мышления;
эвристическое мышление.
тренинг мышления решением нестандартных задач;
развитие ассоциативного, образного мышления;
обучение приемам и методам фантазирования.
Использование ИКТ позволяет в интересной и разнообразной форме работать с ребятами, вызывая у них необходимые ответные действия. Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души. Следовательно, для того, чтобы у моих учеников это движение возникало, и возникало как можно чаще, я и создаю презентации, которые помогают мне воздействовать в первую очередь на характер учеников, а не на их головы. Развивать индивидуальные творческие способности, учить максимально эффективной их реализации, мне помогает то, что при составлении презентаций я становлюсь «изобретателем», а не «технологом». Творчество заразительно. И поэтому мои труды развивают в учениках неудержимую тягу к творчеству – они вместе со мной работают над составлениями презентаций. Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия.
Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать
Вот образцы ЦОРов и презентаций, используемых мною на уроках: слайды №24 «Стихи в прозе И. С.Тургенева», №25, 26, 27, 28, 29 – по творчеству Ч. Айтматова, № 30, 31 «Станционный смотритель», № 32, 33 «18 век», №34, 35 «Лицей», №36, 37 «Символизм» .
В основе моей методической системы также заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять о прочитанном, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления. Которые были использованы мною в цикле занятий по «Слову о полку Игореве». Слайды №38, 39.
Эффективно применение приема «верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. Так этот прием применялся на уроке по поэме «Слово о полку Игореве» Слайд №40
Учащиеся, выбирая « верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал урока. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованность не покидает учеников до конца урока..
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу учеников определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
На уроках русской литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки- конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей. Слайды №41, 42, 43, 44.
Личностно-ориентированный урок учит моих учеников ставить цель лично для себя, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, делать самооценку собственной деятельности во время урока, т. е. создавать себе ситуацию успеха. Учащиеся приучаются выделять основные понятия в теме, находить место данной темы в системе тем предмета, сравнивать различные понятия, анализировать, конкретизировать и практически использовать полученные знания или, наоборот, получать новые знания в процессе выполнения практических заданий. Этому способствуют фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Хочу отметить, что личностно-ориентированное обучение, в частности стратегии технологии критического мышления, готовят учащихся к самостоятельной жизни, так как они учатся анализировать, самостоятельно осмысливать информацию, а не только воспринимать готовую, приучаются принимать независимые решения, а не заучивать «единственно правильные истины», и главное – учатся доводить начатое дело до логического завершения и достигать определенных конкретных результатов.
Итак, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на основе использования элементов технологии критического мышления формируют в каждом не только специальные умения и навыки, но и общеобучающие способы умственных действий. Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках. Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру. Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те учителя, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование ЦОР, содержащих шарады, загадки. Используя данные ЦОР, я пришла к выводу, что разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше, задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворства
Театрализованные праздники - особая форма работы с детьми, поскольку в них учащиеся имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Так совместно с библиотекой колледжа и при участии областной юношеской библиотеки нами были проведены с учащимся 1 и 2-го курсов театрализованные представления, посвященные творчеству Омара Хайяма, Александра Пушкина, Сергея Есенина.
Творчески развиваться – просто и интересно. В этом я убеждалась каждый раз, когда проводила викторины. Практика показала, что использование их способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся, интереса к литературе. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.
Слайды №45 «Викторина по 18 веку». №46, 47, 48 «По Пушкину».На современном этапе развития общества мы наблюдаем отсутствие интереса к чтению. Сегодня ребятам хватает многочисленных информационных каналов: телевидение, компьютеры, видео- и аудио-продукция; наконец, увы, наносят урон полезному чтению псевдохудожественные издания. Я с уверенностью могу сказать, что чтение не ушло из жизни детей. Только изменилась структура чтения. Оно стало разделяться на деловое чтение – чтение для учебы в широком смысле и для будущей карьеры, и на развлекательное – для отдыха. Дети чаще выбирают первый путь, поэтому их интересуют книги, связанные с учебой. Я пытаюсь помочь своим ученикам – знакомлю их со справочной литературой, провожу презентацию книг. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Использование ЦОР для презентации книг имеет неоспоримое значение. Не менее важной формой организации внеклассной деятельности по литературе является проведение различных тематических мероприятий. При их проведении я также стараюсь использовать ЦОР: Слайды №49, 50, 51, 52 «Семинар «Привлечение учащихся к систематическому чтению». При создании этих ЦОР я использовала интеграцию. Она способствует развитию творческого мышления учащихся, развивает критичность и самостоятельность мышления, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.
Проблема гуманизации образования – одна из важнейших проблем современной школы. Она ставит своей целью дать учащимся целостное представление о мире, научить философски осмысливать окружающую жизнь, развивать в детях чувство сострадания, сопереживания, понимать прекрасное. Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Использование ЦОР на уроках литературы привело к существенному повышению качества учебно-воспитательного процесса. На своих уроках я формирую творческий потенциал личности. Введение в урок ИКТ позволяет достичь высокую степень усвоения учебного материала, происходит эмоциональное воздействие на чувства детей. С целью активизации учебно-познавательной деятельности и формирования творческой активности я вместе с учениками создала ряд ЦОРов. Помогая мне составлять ЦОР, ученики становятся активными участниками учебного процесса. Я обеспечиваю право выбора учеником темы для составления ЦОР, формы его выполнения и защиты. Это дает творческий результат. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Созданные ЦОР развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развивается гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что работа над составлением ЦОР формирует у учащихся более исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, «расчленить», выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. Чтобы решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя. Я убеждена, что цель педагогики – всемерное, постоянное стимулирование деятельности школьника. Эта деятельность включает в себя овладение учебными умениями и навыками, использование правил эффективного мышления при решении учебных, практических, жизненных задач. Высший уровень развития способностей, идеал – собственно творчество. Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся.
Проблема развития творческих способностей учащихся неотделима от проблемы развития интереса к предмету и учебной деятельности в целом. Вот образцы слайдов, поощряющих деятельность учащихся: слайды №53, 54, 55, 56. А вот идею физминутки для глаз мне предложили учащиеся технического отделения: Слайды №57. 58. 59.
На современном этапе развития образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человека врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А.Н.Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л.Фейербаха: "То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума".
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто "усвоенную информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
Все это подводит к мысли о том, что "корень учения" не обязательно должен быть "горек", ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что "учение, все взятое принуждением и силой воли", едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету. Слайд №61
Приведенному комплексу при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, игровой метод в частности. Я уже говорила об игре, как об одном из методов обучения. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредствам самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.
"Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее", отмечал немецкий педагог Ф.Фребель в начале прошлого века.
"В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития", писал В.А.Сухомлинский.
А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя-практика современной школы В.Ф.Шаталова: "В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
Нередко наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения этапах их возрастного развития, рано угасает. Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слово не вытянешь, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Мышления часто смелого, масштабного, нестандартного.
Таким образом, следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на уроках и, не превращая всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру. Использовать непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игровых элементов.
По наблюдениям психологов и педагогов-практиков, применение игрового метода обучения оказывает всестороннее влияние на личность учащегося.
Игра облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая в себе учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Педагогическое влияние учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности, при этом примечательно то, что у учащихся появляется стремление к знаниям не ради оценки, они начинают чувствовать вкус самого процесса приобретения знаний.
Использование элементов личностно-ориентированного обучения, проблемных технологий, критического мышления, игровых моментов и использование ИКТ помогли мне заинтересовать моих учащихся русской литературой, развивать их творческие способности, а, следовательно, и повысить качество знаний. Разрешите предоставить вашему вниманию диаграммы качества знаний групп, в которых я работала в прошлом году: Слайд № 62
В заключении хочется сказать, что современный учебный процесс имеет большой потенциал для развития творчества и одаренности не только учащихся, но и самого преподавателя, т. к. это обоюдный процесс, и мы многому учимся у своих учеников.
Новые концепции в преподавании литературы нацелены на развитие художественного мышления, творчества, читательской речевой культуры, а в итоге – на формирование высоконравственной личности. Мы уверены, что достижение этой цели, с одной стороны, предполагает творческое переосмысления традиционного образования, глубокий психолого-педагогический анализ, с другой, - нацеливает на поиск нового, в процессе которого важно правильно расставить акценты. Главное, на наш взгляд, это развитие личности не только ученика, но и учителя, так как литературное развитие – грань общего, личностного развития человека
Урок литературы - это творческий процесс, в ходе которого не только ученик, но и учитель в совместной аналитической деятельности открывают новое, формируя свое мировоззрение. Нравственный заряд - цель и реальность любого урока. На мой взгляд, духовный рост личности возможен только в условиях совместного поиска истины, сопереживания, формирования убеждений, реализуемых в поступках