Исследовательская работа ученицы 10 класса Судьба семьи в судьбе страны

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО»





Номинация: Родословие


Судьба моей семьи в судьбе страны.




Автор: Никифорова Полина Сергеевна
Кировское областное государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Белой Холуницы Кировской области,
10 класс. Возраст: 15 лет.
Адрес школы: 613200 Кировская
область, г. Белая Холуница, улица
Школьная, д. №3.
Руководитель работы – Суевалова
Елена Константиновна – учитель
географии, истории, краеведения



















2014г.
Оглавление:
Введение.........................................3
Основная часть Обзор литературы.....5
Методика исследования....6
Из истории генеалогии...7
Родословная нашей семьи......8
Заключение
Рекомендации по составлению родословной 10
Выводы.......................................................................................10
5. Список литературы11
6. Приложения

Список сокращений:

Г. – год, город.
С. – страница.
См. – смотрите.
Рис. – рисунок.
Т. – том.




























Введение.
«Неуважение к предкам есть первый
признак дикости и безнравственности».
А. С. Пушкин
Однажды, мой дедушка – Стерлягов Валентин Никифорович – спросил, хочу ли я увидеть место, где он родился. Я с радостью согласилась. Пока мы подъезжали к этому памятному месту, осматривали живописные окрестности, а потом возвращались обратно, с увлечением и грустью рассказывал мне об исчезнувшей деревне, своих и моих родственниках, их нелегкой, но интересной судьбе. И чем больше он рассказывал, тем больше у меня возникало вопросов: почему исчезла деревня? Как здесь раньше жили люди? Чем они занимались? Что такое род, родословная, генеалогическое древо? Почему русских часто называют «Иванами, не помнящими родства»? Оказалось, что и дедушка, хотя он так много знает, не на все мои вопросы мог дать исчерпывающий ответ. Отсюда и возникло желание составить нашу родословную и узнать как можно больше о судьбах моих предков, которые напрямую зависели от истории моей страны.
Тема исследования: «Судьба моей семьи в судьбе страны».
Она оказалась весьма актуальной и для моих одноклассников. Только половина смогли назвать полностью фамилию, имя и отчество своих бабушек и дедушек, род их занятий; 25% знают своих прабабушек и прадедушек, только 3% знают кое-что о своих более старших предках, откуда они родом, чем занимались и т.д.
Вместе с тем, многие ребята хотели бы научиться составлять родословную своей семьи.
Проблему я вижу в том, что наши предки проживали на территории Кировской области многие столетия, продолжаясь в новых поколениях. Мы - коренные Вятчане! Но знаем ли мы наш край, свои истоки, свои корни? Или мы – «Иваны, не помнящие родства»?
Объект исследования – составление родословной.
Предмет исследования – родословная семьи Никифоровых – Стерляговых.
Цель исследования: понять значение изучения родословной, доказать, что история страны, отражается, как в зеркале, в судьбе каждого человека, его семьи.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования, обосновать его теоретическую базу
Изучить алгоритм составления родословного древа для составления собственной генеалогической схемы родства;
Выяснить состав членов семьи по известным поколениям посредством бесед с родственниками, изучения дневников А.Н.Бизяевой (моей прабабушки)
Узнать, кто конкретно является родоначальниками моей семьи по прямой восходящей линии;
Раскрыть связь поколений моей семьи.
Изучить историю деревни Колабино, выяснить причины исчезновения деревень.
Составить словарь терминов по определению степени родства.
Разработать алгоритм составления генеалогического древа.
Новизна исследования заключается в том, что родословную семьи Никифоровых никто не составлял, а сведений о деревне Калабино – родине моего деда очень мало.
Гипотеза: Изучение родословной поможет преодолеть те «провалы в памяти», которые нарушили единство рода, не стать «Иванами, не помнящими родства», глубже понять историю своей страны и, значит, стать её достойными гражданами. Нам есть, чем гордиться!





Основная часть.
Обзор литературы.
В процессе знакомства с литературой по теме исследования я сделала несколько важных выводов:
Книг по генеалогии немного.
Об истории деревень нашего края несколько книг написал наш известный краевед Игорь Владимирович Порошин. Но о деревне Калабино – родине моего деда есть сведения только в одной из них: Откуда мы родом?» альманах №3 из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области.
Золотая книга этикета Автор-составитель В.Ф.Андреев; «Вече»; Москва 2004
Содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона, как избежать конфликтов между родственниками, как проводить семейные торжества: помолвки, крестины, именины; что значит быть хорошей хозяйкой и каковы основные правила гостеприимства.
Энциклопедия для детей. т.5 Москва «Аванта +» 1995. Глава «Генеалогия в России». с. 41-50 рассказывает об истории развития генеалогии в нашей стране. Оказывается, были длительные периоды, когда интерес к этой науке угасал. Иногда это происходило по объективным причинам: война, разруха, голод и т.д. Но иногда людям приходилось, чтобы выжить, публично отрекаться от своих предков, например, во времена сталинских репрессий.
В словаре русского языка С.И.Ожегова можно найти понятия: род, родословная, генеалогия и генеалогическое древо, а также объяснения терминов, определяющих степень родства. Например, кто такие шурин, золовка, сноха, зять, деверь и т.д.
Академик Б.А. Рыбаков в статье об истории генеалогии в России писал, что древние славяне почитали своих предков, преклонялись перед ними, обращались за помощью как к богам.
«Самым загадочным и наименее изученным из славянских божеств являлся Род – божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале».
Наиболее ценный для моей работы материал содержат книги нашего знаменитого краеведа И.В.Порошина. Они содержат важный и очень нужный материал для тех, кто интересуется историей нашей малой родины. Настоящим призывом собирать и хранить сведения о наших корнях, об истории исчезнувших деревень являются стихи Альбины Ильиной – белохолуницкой поэтессы.
Давайте напишем «Откуда мы родом?»,
Давайте припомним деревни свой.
Как жили, трудились все вместе с народом,
Где предки рождались твои и мои.
Деревни, деревни, родные селенья:
Михунда, Калабино и Лапотки,
Васьково, Гончарово, Гари, Середнее,
Лимоны, Елёво и Соболи.
Мы их не забыли, в душе они святы,
Ведь здесь наши корни, истоки души.
За них свои жизни сложили солдаты.
Забвенью предать это все не спеши!
Пусть нет деревень этих, сёл уж в помине.
Катком раскатала их судьбы страна.
Людская же память хранит их поныне,
Названья их знает и помнит дела.[1]

Методы исследования:
Общелогические: анализ, синтез, аналогия.
Теоретические: обобщение, исторический, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход.
Эмпирические: описание, моделирование, картирование.
I. Из истории генеалогии.
Традиционно на Руси люди знали и интересовались историей своей семьи. Ещё при Ярославе Мудром появились греческие рукописи, в которых употреблялось слово генеалогия, в переводе на русский язык означающее «родословие». Но сами росписи различных родов появились позже, в XVI веке. В то время в Москве сложился Государев двор, объединивший тех, кто издавна служил московским князьям и бояр из соседних земель: Тверского, Рязанского, Ярославского и других княжеств. Эти рассказы становились доказательством их знатного происхождения. В России суховатые генеалогические документы превратились в красочные истории семей в XVII веке, в европейских странах это произошло несколько раньше. Рыцарская культура средневековья с её тяготой к эмблемам, гербам, поэмам и романам о подвигах рыцарей сказалась на родословиях во всей пышности и великолепии. Во многих странах был обычай рисовать родословные древа. Древо (дерево) как символ жизненных сил напрямую связывалось с идеей роста, расцвета и процветания семьи. В его корнях располагался основатель рода – родоначальник, на ветвях в определенной последовательности – все потомки (а не только, как в России, по мужской линии), часто с женами или мужьями. Для оформления таких «древ» разрабатывались свои правила: разной формы щитки, куда вносили имена мужчин или женщин, различные цвета для щитков сыновей, дочерей, их жён и мужей. В результате получались не просто красочные картинки, но и удобные для пользования документы, где по формам и цветам эмблем легко отыскать одно поколение, увидеть, с какими семьями оно породнилось.
При Петре I появилось специальное учреждение – Герольдия, - которому поручалось вести дела о дворянстве русских семей, выдавать подтверждающие документы, следить за продвижением дворян по службе.
Интерес к истории дворянских родов был настолько велик, что в 1898 г. в Петербурге появилось Русское генеалогическое общество, а несколько позже, в 1904 году, было создано Историко-родословное общество в Москве.
В 80-е годы XX века стал активно возрождаться интерес к истории своей семьи, выходят специальные генеалогические журналы, переиздаются старые справочники.[2]
Сейчас все больше и больше людей интересуется прошлым собственной семьи. Каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, откуда он вышел, каковы его корни. Так было в каждом обществе, в том числе и среди русского народа. Говорят, что в былые времена каждый русский человек знал своих предков не менее чем до седьмого поколения. Предания об истории рода устно передавались из поколения в поколение, ведь в те далекие времена в простых семьях не было принято вести летописи, а многие крестьяне просто были неграмотными. Поэтому и рассказывали своим чадам на ночь поучительные истории о былых деяниях пращуров.
Как человечество состоит из нескольких миллиардов взаимодействующих друг с другом индивидуумов, так и всемирная история, равно как и история любой страны, каждой нации в первую очередь складывается из бесчисленного количества маленьких историй каждого отдельного человека. А история человека в свою очередь вписывается в историю его семьи, его рода.
II. Родословная нашей семьи.
Оказывается, в нашей семье уже много лет собираются воспоминания, документы о наших предках. К нашей гордости, мы тоже знаем наших предков до седьмого поколения. В данной работе я хочу показать небольшую часть наших изысканий.
На рис.1 (Приложение №1) мы привели краткую схему нашего генеалогического древа.
Стерляговы (схема на рис. 2. приложение №2) – это фамилия Белохолуницкая. Была такая деревня Стерляги недалеко от с. Сырьяны (Приложение №3). И Терентий, и его сын Дмитрий и сыновья Дмитрия – все жили в Стерлягах. Только перед самой Великой отечественной войной семья Никифора Стерлягова перебралась в д. Калабино (Приложение №5) около Белой Холуницы, здесь и родился его сын Валентин – мой дедушка.
Род Салтыковых (Приложение №4) тоже Белохолуницкий - из дер. Соболи, что около Федосят (Приложение №5). Николай Герасимович занимался ловлей рыбы, пудами сдавал государству. Был также отменным пчеловодом. Его сын Михаил до войны тачал сапоги, после войны пришел весь израненный. Иван погиб на войне. Олимпиада (умерла в 1995 г. в возрасте 76 лет) преподавала в военно-морском училище в Ленинграде литературу, Екатерина (умерла в возрасте 86 лет) работала на Белохолуницком заводе, Елизавета (умерла в 1996 г. в возрасте 92 лет) и Илья (умер в 2006г. в возрасте 86 лет)– на заводе им. Лепсе. Зоя в 1938 году вышла замуж за Никифора Стерлягова, который, окончив курсы счетоводов, работал в Соболевском колхозе. Зоя умерла в возрасте 29 лет (ее забодал насмерть бык на колхозной ферме). Никифор – отец моего деда - погиб в 1942 году около г. Калач под Сталинградом
А вот Бизяевы (Приложение №6) - из Орловского уезда, в советские времена назывался Халтуринский район (Приложение №7). Мы слышали несколько версий появления этого рода на Вятской земле. По одной из них предки наши – выходцы из варягов, которые пришли завоевывать земли и некоторые здесь и осели. По другой версии – это отщепенцы войска Степана Разина, которые сбежали в Вятские леса и обосновали деревню Бизяевы. Какая из этих версий правильная и правильная ли вообще нам пока неизвестно. Мы очень надеемся на В. Старостина, уроженца дер. Старостины, что недалеко от дер. Бизяевы, который в настоящее время проводит свои изыскания и пишет книгу о своих земляках, происхождении названий деревень и фамилий.
Почти все мужское население дер. Бизяевы – кузнецы из поколения в поколение, имели свое клеймо, что очень ценилось в те времена.
Благодаря нашей бабушке Анастасии Николаевне Бизяевой мы не потеряли связь со многими родственниками (см. схему приложение 6). Бабушка была полуграмотная, знала 22 буквы из 33-х (когда начала учиться, заболела оспой и отец не отпустил ее учиться дальше), но всю жизнь вела дневники-воспоминания, записывая важные этапы в своей жизни, жизни своих близких. До сих пор мы «расшифровываем» ее записи, открывая что-то новое для себя.
Почти все в роду Бизяевых – долгожители. Николай Лукич прожил 86 лет(1878-1964), из них 17 последних лет был парализован, его сестра Мария Лукинична прожила 102 года и, как вспоминала наша бабушка, еще в 99 лет ходила на болото за клюквой. Бабушка наша дожила почти до 90 лет (06.04.1914.-27.11.2003.).
Муж Анастасии Николаевны (отец Елены) Василий в 1944 году погиб под Мурманском, поэтому по этой линии родственников мы не знаем.
Валентин Никифорович и Елена Васильевна - мои бабушка и дедушка - поженились 7 марта 1964 года. В 1965 году у них родилась дочь Ирина – моя мама, в 1971г. – сын Алексей – мой дядя. Елена Васильевна – педагог, закончила Слободское педагогоческое училище. Валентин Никифорович по профессии инженер, всю жизнь проработал на руководящих должностях. Ирина – бухгалтер, Алексей – агроном, в настоящее время военный. Все трое окончили Кировский сельскохозяйственный институт.
Последнее поколение на сегодняшний день – Полина и Гриша Никифоровы, дети Ирины и Миша Стерлягов – сын Алексея. Кстати, Миша единственный потомок Стерляговых, который носит эту фамилию. Есть надежда, что род Стерляговых на этом не угаснет.
Заключение
Рекомендации по составлению родословной
Не откладывайте на завтра то, что можно узнать из истории семьи сегодня, особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста.
В родословное древо вносите только точные имена, точную информацию. Приблизительные данные помещайте в рабочей тетради – для проверки.
Заносите интересные моменты из истории своей семьи.
Особое внимание обратите на фотоматериалы, документацию.


Выводы
«Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – познать свое собственное место в роде »
православный отец Павел Флоренский
В судьбе моей семьи отразились основные этапы развития нашей страны: войны, образование и распад колхозов, исчезновение деревень и т.д.
Родоначальником семьи Стерляговых является Терентий, родоначальником семьи Бизяевых – Платон.
Работа над родословной – это настоящее путешествие, причем длительное, по океану истории своей семьи. Изучение истории своего рода может продолжаться всю жизнь и не только нашу, но еще и последующие поколения будут вовлечены в эту кропотливую работу.
Наша задача преодолеть те «провалы в памяти», которые нарушили единство рода.
Я изучила свою родословную по линии мамы, необходимо продолжить её изучение по линии отца.
Необходимо помочь моим одноклассникам и всем желающим составить родословные своих семей, для чего я разработала компьютерную презентацию «Моя родословная».

Список литературы:
И. Порошин «Откуда мы родом?» альманах №3 Из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области. Слободское региональное объединение краеведов «Уезд». 2001 г.
Энциклопедия для детей. т.5 Москва «Аванта +» 1995. Глава «Генеалогия в России». Приложение 1
Краткая схема генеалогического древа

Приложение 2
Схема семьи Стерляговых


Приложение 3
Карта с обозначением деревни Стерляги


Приложение 4
Схема семьи Салтыковых


























Приложение 5
Карта с обозначением деревни Соболи и Калабино

Приложение 6
Схема семьи Бизяевых

Приложение 7
Карта с обозначением деревни Бизяевы










13PAGE 15





13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13PAGE 15


13











На снимке: Андриян Михайлович Кошурников (из Петухов), Августа Афанасьевна Черезова Александра




общая схема