Рабочая программа. Духовно-нравственное направление «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Духовно-нравственное направление
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой / Сборник программ внеурочной деятельности; 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф,2012.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Цель курса: Формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа, носящий воспитательный и развивающий характер.
Задачи:
*воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
*освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
*развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
*формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций.

Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Основные формы организации учебной деятельности – беседы, экскурсии, практические занятия. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения курса школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
13 SHAPE 1415
13 SHAPE 1415


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенное детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсалы действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь источники жизни, символы добр счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у бояр: и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба (клеть, сени холодное помещение, тёплая изба); зяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный у Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ё. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.
Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород,
Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.
Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).
Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей нос старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол фронтон.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно - музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким и странным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, тематике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плавай) Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели летом.
Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.
Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.
Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси
Праздники время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба артоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егоръев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Егорьев день 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.
Иван Купала главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.
Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт
Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда лето, после обеда осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после запасается».
У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины 28 августа). Спожинки окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы Керамика Гжели
Гжель название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным
орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус стеров-художников.
Хохлома и Жостово
Хохлома художественный народный промысел в городе Семе Нижегородской области. Деревянная расписная посуда «золотая лома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Р; тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок; Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени международных и всероссийских выставках.
Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел - расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый яркие, пышные цветы садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев букеты, венки, рос цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в коля игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», '«Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
Пляски наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.





Учебно-тематический план

№ п/п
Темы
Количество
часов

1
Старинный русский быт
9

2
Новый русский быт
7

3
Русские народные праздники
9

4
Русские народные промыслы
3

5
Русские народные игры
3

6
Народные песни, загадки, пословицы
1

7
Народные танцы
2


Итого
34
























Тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
план
Дата
факт
Универсальные учебные действия


1

Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм.
1
2.09

познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.


2
Обувь крестьян и бояр

1
9.09

познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

3
Жилище. Русская изба и боярские хоромы.
1
16.09

продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки)
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.


4
Палаты. Терем
1
23.09

продемонстрировать устройство терема и палат

5
Традиционная русская кухня.
1
30.09

оценить достоинства традиционной русской кухни;


6
Пища. Продукты питания
1
7.10

уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» - компот).


7
Семейные праздники. Игры и забавы детей
1
14.10

разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

8
Семейные обряды. Именины
1
21.10

Познакомить с обрядами.

9
Учёба. Школа

1
28.10

сравнить учебу детей в старину с современной школой;
букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.

10
Новый русский быт (со времён Петра I). Одежда, быт.
1
11.11

сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I проанализировать их различия.

11
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
1
18.11

Познакомить с обычаями и привычками простого народа и дворян

12
Усадьба. Дворянские особняки

1
25.11

показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).


13
Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
1
2.12

разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);



14
Литературно - музыкальные салоны
1
9.12

прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

15
Обучение детей. Пансионы.
1
16.12

проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок и отдых.

16
Лицеи. Кадетские корпуса

1
23.12

Познакомить с уставом лицея и кадетских корпусов.

17
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год.
1
13.01

познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.


18
Рождество. Святки. Крещение
1
20.01

Познакомить с историей праздников.

19
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.
1
27.01

воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;


20
Вербное воскресенье. Пасха
1
3.02

научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц.


21
Лето красное. Егоръев день.
1
10.02

Познакомить с традициями и обычаями праздника

22
Троица. Духов день. Иван Купала.
1
17.02

Познакомить с традициями и обычаями праздников

23
Петров день. Ильин день

1
24.02

разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки.


24
Осень золотая. Спасы.
1
2.03

сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;


25
Успение. Покров
1
9.03

нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».


26
Русские народные промыслы Керамика Гжели
1
16.03

нарисовать несколько гжельских орнаментов

27
Хохлома и Жостово

1
23.03

раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.


28
Павловопосадские шали
Вятская и богородская игрушка

1
6.04

сравнить орнаменты нескольких шалей, изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

29
Русские народные игры

1
13.04

разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре

30
Народные песни, загадки, пословицы
1
20.04

Разучить песни, загадки.

31
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

1
27.04

разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки.

32
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы.

1
4.05

Разучить элементы танцев

33-34
Хороводы. Игры-танцы
2
11.05
18.05

разучить хороводы, игры-танцы














































Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.




Дополнительная литература
Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд.РООССА. 2010.
Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]































Тематическое планирование
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки)
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания Универсальные учебные действия:
оценить достоинства традиционной русской кухни;
уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» - компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учёба. Школа
Универсальные учебные действия:
сравнить учебу детей в старину с современной школой;
букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. Новый русский быт (со времён Петра I)
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки Универсальные учебные действия:
сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I проанализировать их различия.
Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно - музыкальные салоны
Универсальные учебные действия:
разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок и отдых.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха
Универсальные учебные действия:
воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;
научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егоръев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Универсальные учебные действия:
разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы Керамика Гжели
Универсальные учебные действия:
нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
Универсальные учебные действия:
раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павловопосадские шали
Универсальные учебные действия:
сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка Универсальные учебные действия:
изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре
Народные песни, загадки, пословицы
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
Универсальные учебные действия:
разучить несколько песенок, считалок; - научиться разгадывать загадки.
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Универсальные учебные действия:
разучить хороводы, игры-хороводы.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15