Рабочая программа внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремесла народов России
Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куникова г. Туапсе
МО Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 31.08.2016 года
Председатель педсовета
________________ И.С.МазепинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивно-оздоровительного направления
Курса «Я – пешеход и пассажир»
Уровень образования: начальное общее, 1-4 класс
Количество часов: 135 часов
Учитель: Литвинова Людмила Юрьевна
Рабочая программа составлена на основе: требования ФГОС НОО, программы «Я – пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности; 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой.М.: Вентана – Граф, 2013- 192 стр. Начальная школа XXI века)
Духовно-нравственное направление
Программа факультатива
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России», Л.Н. Михеевой. ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2013. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ; Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
Формирование чувства национального достоинства.
Место факультатива в учебном плане. Авторская программа рассчитана на 32 ч (1 ч в неделю). На основании плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» рассчитана: в 1 классе – 33ч, во 2-4 классах по 34 часа в каждом классе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения программы кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психо- лого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
III. Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище.Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня.Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.
Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники.Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).
Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.
Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи.Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь кискусствами наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.
Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский
Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства
Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км отМосквы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжелиизвестна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованныморнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и ЖостовоХохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове
Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени намеждународных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов.Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры.Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальнымияйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы,бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Программа рассчитана на 32 часа ( 1 час в неделю), по учебному плану в 1-х класса 33 ч (1 час в неделю), во 2-4 классах 34 часа ( 1 час в неделю)- поэтому часы распределились следующим образом.
IV. Тематическое планирование
Класс Темы Количество часов
Всего часов Количество аудиторных часов Количество внеаудиторных часов
1 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
4
2
2
2
Итого:33 5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
2
1
1
1
16
2 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы 9
6
8
5
2
2
2
Итого:34 5
3
4
2
1
1
1
17
4
3
4
3
1
1
1
17
3 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
5
2
2
2
Итого: 34 5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
3
1
1
1
17
4 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы 9
6
8
5
2
2
2
Итого: 34
5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
3
1
1
1
17
135ч. 68ч. 67ч.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова
от «___» _____________ 2016 года № 1
________________ /__________________ /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ /Ж.Г. Данилова/
«___» ______________2016 год
Тематическое планирование
1 класс
№ Содержание Кол-во часов Универсальные
учебные
действия(УУД), проекты, ИКТ_компетенции, межпредметные понятия
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9 Старинный русский быт.
Функциональный характер одежды в старину.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба);
Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)
Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».
Игры и забавы детей.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)
Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
—познакомиться с особенностями крестьянской одежды; —сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; —ознакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером; —узнать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); -особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. —оценить достоинства традиционной русской кухни; —уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» —компот). —сравнить учебу детей в старину с современной школой; —букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
2.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Новый русский быт.
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.
Петровские ассамблеи.
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.
Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.
Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. 6
1
1
1
1
1
1
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, -проанализировать их различия. —разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.); — прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. —проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
3.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.
Масленица — весенний праздник проводов зимы.
Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Егорьев день — 6 мая.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»).
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа).
Христианские легенды о Спасах (Спас наводе; Преображение; день Нерукотворного образа). 8
1
1
1
1
1
1
1
1
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; —познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; —изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. —воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; —разучить песни и игры; —научиться печь блины, красить пасхальные яйца; —разучить игры с катанием пасхальных яиц. — разучить песни о завивании берёзки, хороводы; —научиться плести венки. —сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; —нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; —показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
4.
24.
25.
26.
27. Русские народные промыслы.
Гжель — основной центр русской керамики
Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»
Жостово-народный промысел —
расписные металлические подносы.
Вятскую игрушку называют ещё дымковской. 4
1
1
1
1 —нарисовать несколько гжельских орнаментов. -раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. —изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
5.
28.
29. Русские народные игры.
Роль игр в жизни детей.
Игры для мальчиков и для девочек 2
1
1
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
6.
30.
31.
Песни для детей.
Колыбельные песни для детей.
Песни-потешки.
2
1
1 — разучить несколько песенок, считалок; —научиться разгадывать загадки.
7.
32.
33.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы.
Пляски парные. Переплясы. Кадрили. 2
1
1
—разучить хороводы, игры-хороводы.
Итого: 33ч. Тематическое планирование
2 класс
№ Содержание Количество часов Универсальные
учебные
действия(УУД), проекты, ИКТ_компетенции, межпредметные понятия
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Старинный русский быт.
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.
Красный угол. Иконы.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья.
Быт крестьянской и городской семьи.
Замкнутая жизнь женщин в городе.
Письменные принадлежности. Береста и бумага. 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1 —познакомиться с особенностями крестьянской одежды;
—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
—ознакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером
—узнать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
—оценить достоинства традиционной русской кухни;
—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» —компот).
2.
10
11
12
13
14
15
Новый русский быт.
Наряды девушек и дам XIX века.
Атрибуты придворных.
Атрибуты и аксессуары барского дома.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;
столовая; зал для танцев. Интерьер.
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. 6
1
1
1
1
1
1
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
Русские народные праздники
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек.
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря.
День Петра и Павла — 12 июля.
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа).
8
1
1
1
1
1
1
1
1
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
—познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
—нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
4.
24
25
26
27
28 Русские народные промыслы.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.
Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова.
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика.
Вятские матрёшки. 5
1
1
1
1
1 -Нарисовать несколько гжельских орнаментов;
-Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;
-Сравнить орнаменты нескольких шалей;
-Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки
5.
29
30 Русские народные игры.
Командные игры.
Горелки. Прятки 2
1
1 — разучить несколько игр (прятки, горелки , коршун, бояре и др.).
6.
31
32 Песни для детей.
Загадки, пословицы, поговорки.
Трудовые песни. 2
1
1 -Разучить несколько песенок, считалок;
-Научиться разгадывать загадки.
7.
33
34Народные танцы
Переплясы. Кадрили.
Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник» 2
1
1
-Разучить хороводы, игры-хороводы.
Итого: 34 ч. Тематическое планирование
3 класс
№ Содержание Количество часов Универсальные
Учебные
Действия
1.
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
Старинный русский быт.
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Боярские палаты.
Терема, украшенные резьбой по дереву.
Блины .Пироги. Мёд. Взвары.
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.
Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)
Школы при церквях и монастырях.
Учебные предметы 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-познакомить с особенностями крестьянской одежды;
-сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
-ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
2.
10
11
12
13
14
15
Новый русский быт.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. 6
1
1
1
1
1
1
-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);-показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
-сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
-проанализировать их различия.
-сравнить учебу детей в старину с современной школой;
-букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
Русские народные праздники
Сочетание языческих и христианских праздников.
Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
День Петра и Павла — 12 июля.
Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
Спожинки — окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. 8
1
1
1
1
1
1
1
1
- разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
-познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
-изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. Весна-веснянка.
-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с Масленицы;
-разучить песни и игры;
-научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
-разучить игры с катанием пасхальных яиц.
4.
24
25
26
27
28 Русские народные промыслы.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.
Вятские матрёшки.
Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;игрушки и скульптуры малых форм. 5
1
1
1
1
1
-нарисовать несколько гжельских орнаментов.
-раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
сравнить орнаменты нескольких шалей.
изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
5.
29
30 Русские народные игры.
Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки 2
1
1 -разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре)
6.
31
32
Песни для детей
Загадки, пословицы, поговорки,
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать. 2
1
1
-разучить несколько песенок, считалок;
-научитьсяразгадывать загадки.
7.
33
34 Народные танцы
Пляски парные.
Переплясы. разучить хороводы, игры-хороводы.
Итого: 34 ч. Тематическое планирование
4 класс
№ Содержание Количество часов Универсальные
Учебные
Действия
1.
1.
2
3
4
5
6
7
8
9 Старинный русский быт.
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Заготовки на зиму. (Взвары.Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.)Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Девичьи посиделки.
Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).
Учитель-мастер. 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1 —познакомиться с особенностями крестьянской одежды;
—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
—ознакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером
—узнать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени;крестьянский двор; хозяйственные постройки);особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой
избой.
—оценить достоинства традиционной русской кухни;
—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» —компот).
2.
10
11
12
13
14
15
Новый русский быт.
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.Картинные галереи. Домашний театр.
Пансионы и гимназии. Разница в обучении в мужских пансионах и в женских .Смольный институт благородных девиц. Жизнь и обучение в стенах института.
Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах.
6
1
1
1
1
1
1
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
Русские народные праздники
Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».
Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование.
Краснаягорка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:
Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна»
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. 8
1
1
1
2
1
1
1
1
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
—познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
—нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
4.
24
25
26
27
28
Русские народные промыслы.
Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.
Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века.
Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями 5
1
1
1
1
1
—нарисовать несколько гжельских орнаментов.
-раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
5.
29
30
Русские народные игры.
Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.)Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям сейчас. 2
1
1
— разучить несколько игр (прятки, горелки , коршун, бояре и др.).
6.
31
32
Песни для детей
Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью. 2
1
1
— разучить несколько песенок, считалок;
—научиться разгадывать загадки.
7.
33
34
Народные танцы
Кадрили.
Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне. 2
1
1
—разучить хороводы, игры-хороводы.
Итого: 33ч. Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
—познакомить с особенностями крестьянской одежды;
—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Универсальные учебные действия:
—оценить достоинства традиционной русской кухни;
—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
—сравнить учебу детей в старину с современной школой;
—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов
(Москва, Петербург; провинция).
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха
Универсальные учебные действия:
—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Универсальные учебные действия:
—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
Универсальные учебные действия:
—нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и ЖостовоУниверсальные учебные действия:
—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
—сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
Универсальные учебные действия:
—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-
городской игрушки.
Русские народные игры
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
Народные песни, загадки, пословицы
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько песенок, считалок;
—научиться разгадывать загадки.
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Универсальные учебные действия:
—разучить хороводы, игры-хороводы.
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения_____________/Ж.Г. Данилова/
учителей истории, «____» ___________ 2016 года.
обществознания,
кубановедения от 31.08.2016г. № 1
_______________Т. Р. Ефанова