Программа курса внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремесла народов России
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 35
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Праздники, традиции и ремёсла
народов России.»
Учитель : Кондратьева И. А.
2014 г.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
В современных условиях необычно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитание подрастающего поколения.
Будущее народа, страны всецело зависит от того каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любящими свою Родину не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. У России великое прошлое и будущее ее должно быть таким же.
У России светлая душа. Она отразилась в ее природе, танцах, песнях, музыке и словах. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь и умножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность школы.
Цель данной программы: раскрыть перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях.
Личностные универсальные учебные действия
1.Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
2.Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
1.Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
различать особенности диалогической и монологической речи;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);
характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Общее количество часов 135.
1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа
Содержание программы.
Старинный русский быт (36 часов)
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь – символы добра, и счастья, источники жизни. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы, армяки – у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи – обувь крестьян.
Расшитые золотом кафтаны, сафьяновые сапоги, горлатные шапки - у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы крытые парчой, шелком у боярынь.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба (клеть, сени – холодные помещение, теплая изба), хозяйственный двор, постройки (подклеть, амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема украшенные резьбой по дереву. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питани.
Хлеб – главный продукт питания «дар божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины. Пироги. Мед. Пиво.
Взвары. Пастила из яблок и ягод. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Шахматы. Шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахая»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. летние забавы: качели, ярмарочные карусели.
Учеба. Школа
Обучение грамоте (мальчиков), рукоделию(девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила из отваров черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба. Чернильницы и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, счет, чтение, красноречие – дикция). Учебные книги (Букварь. Часослов. Псалтырь,) учитель – мастер.
Новый русский быт ( со времен Петра 1) (24 часов)
Простой народ и дворяне. Обычаи. Одежда. Быт
Запрещение царским указам носить старинную русскую одежду. Заморское – европейское платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительно брить бороды.
Петровские ассамблеи. Наряды дам шелк. Бархат. Кринолины. Корсаж. Корсет. Украшения. Прически дам. Атрибуты придворных – лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам 18 века.
Наряды девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха. Шляпы, перчатки. Прически с локонами.
Одежда дворян – мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки жабо с кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами. Перчатки. Цилиндры. Трости. Карманные часы. Лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, кофты, рубахи, шали. Кокошники. Платки «Бабьи кички» - головной убор замужней женщины.
Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинную одежду – кафтаны, рубахи, порты и сапоги.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектуры: колонны, купол, фронтон.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет, столовая, зал для танцев. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Освещение. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашние театры.
Быт дворянской семьи. Праздники. Балы. Литературно – музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусству и наукам воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам. Русской словесности, рисованию, пению, музыки, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернеры. Роль православной книги в воспитании детей.
Демонстрация модной одежды у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званные обеды. Строгое соблюдение этикета.
Институты благородных девиц. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Учебная программа включала в себя: Закон божий, русский, английский, немецкий, французский языки, словесность, математику, историю и т.д.
Пансионы и гимназии.
Русские народные праздники (33 час)
Зимушка – зима. Рождество. Новый год. Святки Крещение.
Будни и праздники на Руси
Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники пришедшие к нам от восточных славян связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на благополучие и здоровье людей.
Сочетание языческих и христианских праздников.
Обычаи и обряды в проведение праздников.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный Новый год.
Святки – веселое время года : пение во славу Христа, колядование, гадание. Ряжение – древний обычай святок. Рождественский сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: увар(взвар), пироги, кисель, кутья.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Крещенский праздничный стол.
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица – веселый праздник проводов зимы. Масленица разделяла два главных периода года зиму и весну. Масленица языческий праздник славян и был приурочен к весеннему равноденствию. Каждый день масленичной недели имел свое значение и название.
Прощеное воскресенье. Чистый понедельник.
Великий пост – время строгого воздержания, молитв и покаяния.
Вербное воскресенье. Освещение в церкви вербы. Верба символ здоровья, силы, красоты, как первое цветущие дерево весной.
Пасха – главный христианский праздник, воскресение Иисусп Христа. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Егорьев день – 6 мая в честь Григория Победоносца (отважный воина, покровитель животных и пастухов).
День Свято Троицы («зеленые Святки»)
Духов день именины земли. Храмы украшали зеленью. Празднуется на 49 день после Пасхи.
Троица. Хороводы, завивание ветвей берез.
Иван Купала – главный праздник летнего народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав. Очищение водой и огнем. Иван – да - марья главный цветок праздника. Празднуется 7 июля.
День Петра и Павла – 12 июля.
Ильин день – 2 августа. Он разграничивал лето и осень. Илья пророк - громобой. Чтобы задобрить Илью в этот день люди не работали. После Ильина дня запрещалось купаться, так как вода становилась холодной.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три спаса. Медовый. Яблочный. Орехов (14, 19 и 29 августа). Заготовка ягод, грибов, орехов, меда.
Успение Богородицы (Первые Осенины – 28 августа) – окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) – первый снег га Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы ( 19 часов)
Керамика Гжели
Гжель – название живописного района в 60 км от Москвы. Стиль Гжели – синие и голубые узоры, цветы на белом фоне. Вазы, статуэтки, кувшины, чайные сервизы, игрушки.
Хохлома и Жостово
Хохлома – народный художественный промысел в городе Семенове
Нижегородской области. Деревянная расписная посуда «золотая хохлома» -сочетание черного, золотого, зеленого и ярко алого цвета. Растительный орнамент – листья, ягоды, травы.
Жостово – село находящиеся недалеко от Москвы. Народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый лаковый фон, яркие, пышные цветы садовые или полевые, букеты, венки, гирлянды, натюрморты.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Черные, белые, бордовые, зеленые синие шали на которых «цветут» цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, россыпи цветов. Изготавливаются шали из чистой шерсти.
Вятская и богородская игрушка
Вятскую игрушку еще называют дымковской по названию села Дымково возле города Вятки. Здесь издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Забавные звери, сказочные образы они представлены в необычных ситуациях, смешно одеты и ярко раскрашены. Вятская матрешка. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, сусальным золотом.
Богородская деревянная игрушка. Село Богородское в окрестностях Сергиева Посада. Забавные фигури барышень, гусар, игрушки в движении.
Русские народные игры, игры народов России (8 часов)
Роль игр в жизни детей. Познание мира через игру. Отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси – лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечко. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки), сказки народов России (8 часов)
Специальные песни для маленьких детей.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили их с народной мудростью.
Знакомство со сказками народов России
Народные танцы (8 часов)
Хороводы. Игры-хороводы. Народные пляски. Переплясы. Кадрили.
В хороводе проявляется чувство единения, дружбы.
Пляска – одиночная, парная, перепляс, массовый пляс.
Кадриль сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
Материалы из сети Интернет
Адреса:
http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html
http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19
http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
http://ps.1september.ru/
http://www.standart.edu.ru/
http://www.vestnik.edu.ru/
http://edu.resobr.ru/archive/year/articles/190
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
план
Дата
факт
Универсальные учебные действия
1
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм.
1
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
2
Обувь крестьян и бояр
1
3
Жилище. Русская изба и боярские хоромы.
1
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки)
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.
4
Палаты. Терем
1
5
Традиционная русская кухня.
1
оценить достоинства традиционной русской кухни;
6
Пища. Продукты питания
1
уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» - компот).
7
Семейные праздники. Игры и забавы детей
1
разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
8
Семейные обряды. Именины
1
9
Учёба. Школа
1
сравнить учебу детей в старину с современной школой;
букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.
10
Новый русский быт (со времён Петра I). Одежда, быт.
1
сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I проанализировать их различия.
11
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
1
12
Усадьба. Дворянские особняки
1
показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).
13
Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
1
разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
14
Литературно - музыкальные салоны
1
прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
15
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
1
проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок и отдых.
16
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год.
1
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
17
Рождество. Святки. Крещение
1
18
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост.
1
воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;
19
Вербное воскресенье. Пасха
1
научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц.
20
Лето красное. Егоръев день.
1
21
Троица. Духов день. Иван Купала.
1
22
Петров день. Ильин день
1
разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки.
23
Осень золотая. Спасы.
1
сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
24
Успение. Покров
1
нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
25
Русские народные промыслы Керамика Гжели
1
нарисовать несколько гжельских орнаментов
26
Хохлома и Жостово
1
раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
27
Павловопосадские шали
1
сравнить орнаменты нескольких шалей, изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
28
Вятская и богородская игрушка
1
29
Русские народные игры
1
разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре
30
Народные песни, загадки, пословицы
1
31
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
1
разучить несколько песенок, считалок;научиться разгадывать загадки.
32
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы.
1
33
Хороводы. Игры-танцы
1
разучить хороводы, игры-танцы
Тематическое планирование
2 класс
№
Содержание
Количество часов
Дата планируемая
Дата фактическая
Оборудование урока
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
5.
1.
2.
6.
1.
2.
7.
1.
2.
Старинный русский быт.
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки у крестьян (мужская одежда).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.
Красный угол. Иконы.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья.
Быт крестьянской и городской семьи.
Замкнутая жизнь женщин в городе.
Письменные принадлежности. Береста и бумага.
Новый русский быт.
Наряды девушек и дам XIX века.
Атрибуты придворных.
Атрибуты и аксессуары барского дома.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;
столовая; зал для танцев. Интерьер.
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники.
Русские народные праздники
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек.
Иван Купала главный летний праздник народного календаря.
День Петра и Павла 12 июля.
Успение Богородицы (Первые Осенины 28 августа).
Русские народные промыслы.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.
Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова.
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика.
Вятские матрёшки.
Русские народные игры.
Командные игры.
Горелки. Прятки
Песни для детей.
Загадки, пословицы, поговорки.
Трудовые песни.
Народные танцы
Переплясы. Кадрили.
Народная поговорка «Ногам работа душе праздник»
Итого:
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
34 ч.
Тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Количество часов
Дата планируемая
Дата фактическая
Оборудование урока
1.
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
10
11
12
13
14
15
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
4.
24
25
26
27
28
5.
29
30
6.
31
32
7.
33
34
Старинный русский быт.
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Боярские палаты.
Терема, украшенные резьбой по дереву.
Блины .Пироги. Мёд. Взвары.
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.
Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)
Школы при церквях и монастырях.
Учебные предметы
Новый русский быт.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.
Русские народные праздники
Сочетание языческих и христианских праздников.
Святки весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые древний обычай Святок.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.
Пасха главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
День Петра и Павла 12 июля.
Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
Спожинки окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) первый снег на Руси.
Русские народные промыслы.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.
Вятские матрёшки.
Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм.
Русские народные игры.
Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки
Песни для детей
Загадки, пословицы, поговорки,
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Народные танцы
Пляски парные.
Переплясы.
Итого:
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
34
Тематическое планирование
4 класс
№
Тема
Количество часов
Дата планируемая
Дата фактическая
Оборудование урока
1.
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
10
11
12
13
14
15
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
4.
24
25
26
27
28
5.
29
30
6.
31
32
7.
33
34
Старинный русский быт.
Лапти, баретки, онучи, поршни крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Заготовки на зиму. (Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.)
Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Девичьи посиделки.
Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).
Учитель-мастер.
Новый русский быт.
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.Картинные галереи. Домашний театр.
Пансионы и гимназии. Разница в обучении в мужских пансионах и в женских .
Смольный институт благородных девиц. Жизнь и обучение в стенах института.
Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах.
Русские народные праздники
Рождественские колядки. Ёлка символ «райского дерева».
Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование.
Краснаягорка закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:
Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна»,
Покров Богородицы (14 октября) первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
Русские народные промыслы.
Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.
Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века.
Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями
Русские народные игры.
Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.)
Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям сейчас.
Песни для детей
Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью.
Народные танцы
Кадрили.
Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Итого:
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
34
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Универсальные учебные действия:
оценить достоинства традиционной русской кухни;
уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
сравнить учебу детей в старину с современной школой;
букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов
(Москва, Петербург; провинция).
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Универсальные учебные действия:
разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха
Универсальные учебные действия:
воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;
научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Универсальные учебные действия:
разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
Универсальные учебные действия:
нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
Универсальные учебные действия:
раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
Универсальные учебные действия:
изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-
городской игрушки.
Русские народные игры
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
Народные песни, загадки, пословицы
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
Универсальные учебные действия:
разучить несколько песенок, считалок;
научиться разгадывать загадки.
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Универсальные учебные действия:
разучить хороводы, игры-хороводы.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315