Экологический проект Нашему селу- нашу заботу.


Региональный этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер 21 века».
16151962339700
Экологический проект "Нашему селу – нашу заботу".
Кононенко Ирина Викторовна, ст. вожатый
Арабова Рона, лидер пионерской организации

2016г.
Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока выне научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.Джон РёскинI. Введение
1. Актуальность проекта
В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни.
Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
2. Цели, задачи, методы
Цель проекта:
Повышение уровня информированности детского населения микрорайона об экологических факторах и их влиянии на здоровье. Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в повседневной жизни.
Задачи проекта:
Активизация деятельности образовательных учреждений по формированию основ экологического мировоззрения.
Приобретение обучающимися школы опыта участия в общественно-полезных делах.
Развитие у учащихся умения самостоятельно мыслить, доступно излагать информацию, делать выводы, строить прогнозы.
Основные методы:
Опрос учащихся.
Анализ статистических данных.
Работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, интернет-ресурсы, публицистика).
Практическая работа по изготовлению кормушек, строительству сада моей мечты, организации игр.
Начало работы над проектом: Сентябрь 2010 г.
Участники проекта: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Основная общеобразовательная школа № 14”.
Тип проекта: Практико-ориентированный.
II. Основные сведения о проекте
1. Нормативно правовой аспект содержания экологического образования
Экологическое образование  — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.02 № 1225-р “Об Экологической доктрине Р.Ф.” в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитании. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию.
2. Система экологического образования
Действующая в области система непрерывного экологического образования и воспитания представляет собой поэтапный процесс. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном — образовательный, а во взрослом — сознательный. Первая ступень охватывает дошкольное образование, которое продолжается в общем и профессиональном образовании, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, просвещение населения через средства массовой информации, учреждения культуры, деятельность общественных организаций.
Так в нашей школе основы экологического мировоззрения закладываются на уроках “Окружающий мир”, «Природоведения» .Основная нагрузка по формированию экологических знаний ложится на такие предметы как география, биология, химия. В старшем звене работает научное общество «Эврика». Действуют кружки экологической направленности: « Экологическая этика» Пучкова Н.А., «Пестрый мир» рук. Клименко Е.К. и « Моя Адыгея» рук. Куштанов Р.А. В школе традиционно проводятся экологические месячники, День птиц, День леса, День Земли и др.
III. Пути реализации проекта
1. Поисково-теоретический этап
На данном этапе учащимися вёлся сбор информации экологической направленности, её систематизация, анализ. Был проведён опрос-анкетирование среди учащихся первых классов (бывших воспитанников ДОУ). По результатам было выявлено, что 78% опрошенных знакомы со словом экология, 51% привели примеры существующих экологических проблем, и только 9% принимали посильное участие в их решении (уборка мусора, озеленение класса и др.) Обозначились некоторые несоответствия между теоретическими знаниями и возможными путями их применения. Фактически выявилась следующая проблема: Недостаточно практических знаний у детей для формирования экологически правильного поведения. Возникает вопрос: “Как сделать так, чтобы экологические действия стали естественным проявлением в повседневной жизни”?
Безусловно, учителями нашей школы ведётся огромная работа, однако, мы посчитали необходимым и наиболее действенным опосредованное влияние на сознание малышей (не все дети поступают так, как говорят взрослые, но многие с удовольствием подражают более старшим детям). Недаром китайская мудрость гласит “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму”.
Кроме того, при таком подходе удаётся повысить информированность не только малышей, но и школьников, поднять их самооценку, воспитывать ответственность, что придаёт проекту социально-значимую направленность.
В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.
2. Практический этап
Результатами работы стали следующие акции:
Пернатые друзья”
На Руси много памятных дней и праздников. Одним из таковых является Синичкин День, который по народному календарю, выпадает на 14 ноября. Накануне данного праздника учащиеся 5-х и 6-х классов приняли активное участие в ежегодно проводимых конкурсах: “Птичий дом”, “Птичья столовая”, в ходе которых было изготовлено: 52 кормушки, собрано 31 кг. корма. Часть кормушек была развешана совместно с учащимися начальных классов на территории МБОУ “ООШ № 14”. Ребята общались с природой: развешивали кормушки, сами насыпали корм, рассказывали стихи, призывающие всех помочь этим удивительным созданиям. Игры стали немаловажным элементом мероприятия, и, кроме радости от игры, дети получили знания о птицах. Итогом праздника стала совместная выставка рисунков. “Птичий вернисаж”.
Продолжение акции планируется проведением праздника “Здравствуйте, пернатые” в середине апреля, который будет приурочен к Международному дню птиц (1 апреля).
“Тропинки в природу”
Все природные объекты на территории и в помещениях школы должны помогать приобщению ребенка к основам экологической культуры. Именно поэтому ребятами научного общества “Эврика”, существующего при школе были разработаны и проведены тематические прогулки . Темы прогулок: “ О небе”, “Вальс осенних листьев”, “ Птицы”, “Сезонные явления”, “Почему сосульки плачут”. На прогулках ребята наблюдали, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, как меняется цвет листьев во время листопада. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Прогулки обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. У них возникали бесчисленные “Почему?” и “Зачем?”
Одна из прогулок была посвящена проблеме уборке мусора с территории школы. Ребята были удивлены рассказам о том, как одна брошенная бумажка может нарушить жизнь целого города (“эффект мусорной кучи”) и с энтузиазмом согласились участвовать в поддержании чистоты родного села.
“Мой знакомый первоцвет”
Проведение данной акции планируется на начало весны.
Предварительно проводится среди учащихся 5–8-х классов конкурс экологической сказки. (“О чём нам расскажет подснежник”?) Сказка-победитель будет инсценирована, и представлена учащимся начальных классов и воспитанникам ДОУ.
IV. Заключение
1. Основные выводы
Как создать эффективную систему экологического образования? Как сделать так, чтобы приобретенные знания имели практическое воплощение? Этот круг задач в одиночку силами одних лишь специалистов МБОУ решить практически невозможно. Мы считаем, что только сотрудничество позволит привить детям линию экологически правильного поведения в повседневной жизни, что и является конечной целью проекта. Совместная реализация проекта позволит предложить наглядные образцы того, как старшие (школьники, педагоги, родители) принимают меры по улучшению состояния окружающей среды. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.
2. Статистика проекта
Возраст участников проекта: 6–14 лет.
Общее количество участников: 40.
5 педагогов школы;.Изготовлено 52 кормушки.
Собрано 31 килограмм корма:
Семена подсолнечника 11 кг
Пшено 5 кг
Кормовая смесь 4 кг
Перловка 6 кг
Овсяная крупа 5 кг
Найдено 287 загадок, пословиц, поговорок на экологическую тему.
В совместных прогулках было проведено 18 часов.
Нарисовано 46 рисунков на экологическую тему