ПРОЕКТ Тема: Моя родословная. Генеалогическое дерево.
МОУ Подлесненская основная общеобразовательная школа МО «Майнский район» Ульяновской области
ПРОЕКТ
Тема: Моя родословная.
Генеалогическое дерево.
Выполнили: Исаев Артем, Захарова Надежда-
учащиеся 6класса
Руководитель: Мухина Ирина Геннадьевна,
учитель истории и обществознания I категории
2013-2014 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
2. Цели и задачи …………………………... ………………………………………………….4
3. Ожидаемый результат .………………................................................................................ 5
4. Основная часть ……….......................... ………………………………………………...6 -7
5. Литература ………………………………. …………………………………………………8
6. Приложение
Пояснительная записка.
В России всегда считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Если вы будете знать свою родословную, то будете знать и своих родственников, родных и близких: кем они были раньше, кем стали сегодня. Разве ты не будешь гордиться, если твои предки были известные люди. Разве ты не будешь стараться быть похожим на них? Для каждого человека его предки дороги и почитаемы.
Проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях.
Проект предусматривает подготовительные занятия с учащимися занятия, которые проводятся один- два раза в месяц во внеурочное время. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением генеалогического древа «Родословная моей семьи».
Актуальность темы: каждый человек должен знать свою родословную.
Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский.
Срок проведения проекта: октябрь - январь
Цель проекта:
1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.
2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.
Задачи проекта:
1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно оформлять генеалогическое древо.
2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.
3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
Задачи исследования: - определить понятийный аппарат используемых терминов;
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Методические решения поставленных задач:
теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов достижения на разных этапах поисковой работы;
эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы),
анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.
статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
Объект исследования – учащиеся шестого класса и их семья.
Предмет исследования – родословная каждого учащегося в отдельности.
Ожидаемый результат: создание генеалогического дерева каждого ученика 6 класса (форма дерева любая).
Результаты проекта:
Работы над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи.
Родители получили много советов и рецептов по составлению родословных (генеалогического дерева), по составлению рассказов по родословным, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей.
Практическая значимость результатов исследования определяется в том, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Все мероприятия способствовали развитию творческих инициатив детей и их родителей по изучению рода. Это был огромный толчок для исследовательской работы, позволивший собрать интересный материал.
Этапы работы над проектом.
I этап. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления генеалогического древа)
Вводное занятие: «Моя родословная».
ЦЕЛИ: Познакомить школьников с понятиями « родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
Объяснение необходимости изучения своей родословной.
-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках?
-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные люди?
2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».
3. Работа с родителями.
Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.
4. Поисковое задание.
Начало сбора информации о себе и своих близких.
II ЭТАП:(сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).
2 - занятие: «Моя родословная. Генеалогическое дерево».
ЦЕЛИ: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.
1.Беседа.
Родословная - это перечень поколений, имеющих одного предка.
А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.
Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2.Практическое задание.
Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?
Составление генеалогического дерева с помощью родителей.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ЦЕЛЬ: обобщение итогов работы над составлением своей родословной, защита проекта.
1.Вводное слово учителя:
НИКТО ИЗ НАС НЕ СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ.
ВСЕ МЫ - ВЕТВИ И ЛИСТЬЯ ОГРОМНОГО И ПЕРЕПЛЕТЕННОГО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЕРЕВА.
Дорогие друзья! Мы с вами закончили работу над проектом и сегодня подводим итоги этой работы.
Сейчас мы проведем Конкурс «Моя родословная»
а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);
б) на самую богатую родословную (по количеству родственников);
Литература:
1. Колотова А.И. Наша дружная семья.// Педсовет. – 2008. - № 5.-12 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987.
5. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.: ил.